Занятие по курсу "Психокоррекция" Формирование адекватного отношения к себе
план-конспект по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Конспект занятия для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_ya_adekvatnoe_otnoshenie_k_sebe.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование адекватного отношения к себе

Цели:

- фиксация представлений детей о родстве всех людей;

- выделение мимических компонентов как признаков эмоционального состояния человека;

- достижение осознания ребенком себя как части социума.

1. Приветствие

2. «Ясно без слов»

Для разогрева детей также проводится эта игра. Она проходит в той же последовательности, что и на предыдущем занятии. Темой являются «Предметы».

3. «Образ «Я». Лицо человека»

Задачи:

- обратить внимание детей на особенности строения лица человека.

- стимулировать процесс идентификации ребенком себя как представителя человеческого рода, выделение ребенком других людей как таких же, как он.

Занятие строится на использовании метода сравнения. Под предлогом обучения рисованию лица человека ребенок при помощи зеркала изучает свое лицо. Взрослый руководит процессом рассматривания, обращает внимание ребенка на линии бровей, форму глаз, указывает на такие же глаза, брови у других детей, выделяет общие закономерности, доступные восприятию ребенка. В качестве подкрепления увиденного используется прием ощупывания ребенком своего лица, рисование на бумаге. Такого рода подкрепление рекомендуется проводить сразу после изучения какого-то одного элемента лица, то есть поэлементно.

В процессе изучения своего и чужого лица ребенок отмечает явное сходство, «открывает» для себя свое лицо. Замечает такие элементы, о наличии которых даже не подозревал. Так, ребенок может отрицать наличие у себя, например, ямочки над верхней губой, на которую обратил его внимание взрослый. И с помощью зеркала ребенок целенаправленно ищет у себя этот элемент, находит, сравнивает себя и других.

Возможно, что и после занятия ребенок, движимый интересом, будет выделять черты лица окружающих его людей, заново узнавая тех, кого уже знает, замечать в их внешности специфические отличия и таким образом идентифицировать себя с ними.

В процессе занятия ребенок использует целенаправленные познавательные действия, делает маленькие открытия, убеждается в своей похожести на других детей, на взрослых. Следующее занятие будет направлено на фиксацию достижений и дифференциацию второстепенных признаков человеческого лица.

4. «Похожие и неповторимые»

Задачи: Фиксация представлений детей об общности (родстве) всех людей. Создание условий для выделения ребенком себя и дpyгoго человека из этой общности как уникальных носителей неповторимых черт лица. Дифференциация второстепенных признаков.

Психолог продолжает вместе с детьми исследовать черты лица. Обращает внимание на второстепенные признаки (овал лица, форма подбородка, губ, бровей, цвет глаз, их величина), использует образные сравнения.

 Предлагает детям вспомнить, знают ли они кого-то с одинаковыми лицами (близнецы). Организует «присматривание» и сравнение. Вспоминает и сравнивает 3 пары известных всем присутствующим людей: близнецов (чем они отличаются, характер), братьев или сестер не близнецов, но чем-то похожих друг на друга (чем?), и двух детей, не имеющих родственных связей (присутствующих на занятии). Вместе с детьми ищет похожее и непохожее. В помощь можно привлекать портреты и фотографии.

Здесь взрослый имеет возможность показать свое принятие ребенка таким, какой он есть, дает ему почувствовать свою расположенность. Это важно для ребенка, который чувствует некий эмоциональный вакуум в окружающем его социальном мире. Идет активный поиск ребенком похожих черт лица ("как у меня») у других детей, фиксация идентификации себя со сверстниками.

На данном занятии ребенок получает возможность выделить себя из социального окружения через осознание своей неповторимости и неповторимости любого другого человека.

5.  «Мимика»

Задачи: Фиксация достижений предыдущего упражнения. Выделение мимических компонентов как признаков эмоционального состояния человека.

Дети рассматривают изображения основных, ярко выраженных эмоций: радость, печаль (грусть), гнев (злость), удивление.

Вместе с психологом дети обсуждают их. Дальше психолог дает рассматривать различные картинки с изображением разных персонажей. Дети наделяют персонажа картинки эмоциями с целью обозначения характеристики внутреннего эмоционального состояния. Вербализация его возможных причин.

Переживание, вербализация и фиксация основных эмоций. Выделение внутреннего состояния человека как следствия тех или иных социальных событий (грустный, потому что обидел друга; гневный, потому что кто-то ударил девочку).

6. «Автопортрет»

Задачи: Достижение частичного осознания ребенком своего социального «Я», себя как носителя социальной роли; осознание своего места в социуме, выделение равных себе в социальном окружении.

Дети рисуют (можно совместно с взрослым) себя с целью создания своего социального портрета. После этого следует вербализация ребенком присущих ему социальных признаков: «У меня есть имя ... моя фамилия ... мое отчество ... мне ... лет, я - ученик ... класса, я живу в детском доме, у меня есть друзья ... я люблю ... На портрете я веселый (грустный, хороший)».

Психолог помогает ребенку наводящими вопросами дать социальную и нравственную характеристику герою портрета. Подчеркивает сходные с другими детьми характеристики: ученики одной школы, класса, одинаковое количество лет, схожие интересы.

Это упражнение помогает ребенку частично осознать свой социальный статус, выделить среди окружающих себе подобных на основе социальной характеристики.

Данное занятие является необходимой ступенью для дальнейшего осознания ребенком своей социальной позиции, расширения возможностей ориентации в положительном социуме, становится началом его самоидентификации.

7. «Свеча»

Данное упражнение развивает умение расслабляться в различных ситуациях.

«Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становится светлее, когда уменьшаете, становится темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становится ярче, лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушите свет пламени».

8. Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект материалов " Советы психолога по адекватному отношению к экзамену".

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказыв...

Упражнения, углубляющие позитивное отношение к себе и миру.

Помогают снизить уровень тревоги, уменьшают эмоциональный стресс, придают чувство уверенности в себе....

«Личность. Отношение к себе, к взрослому, к сверстникам»

Консультация для родителей. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста (6 – 8лет)...

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЁНКУ, ИМЕЮЩЕМУ ВЫРАЖЕННОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

О формировании адекватного отношения к ребёнку, имеющемувыраженное интеллектуальное нарушение. Из опыта работы...

Конкурсная работа ученика «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе как фактор профилактики наркомании в подростковой среде»

Одной из важнейших предпосылок благополучного взросления является развитие уверенного поведения. Этому направлению посвящена большая часть данной Программы. Уверенно вести себя - значит уметь ставить ...

Формирование самокритичного отношения к себе у подростка

Формирование самокритичного отношения к себе у подростка...