Тренинговое занятие в 11 классе "Психологическая готовность к ЕГЭ"
план-конспект занятия по психологии (11 класс)

Сысолина Анна Васильевна

Цель тренинга – снижение уровня тревожности на предэкзаменационном этапе, отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

  • Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
  • Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_11_klass.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для обучающихся 11 класса

«Психологическая готовность к ЕГЭ»

Пояснительная записка

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Это привело к необходимости разработки занятий с элементами тренингов, позволяющих помочь обучающимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Используемые методы и техники:

  • Мини-лекции.
  • Дискуссии.
  • Релаксационные методы.
  • Метафорические притчи и истории.
  • Психофизиологические методики.
  • Телесно-ориентированные техники.

Цель тренинга – снижение уровня тревожности на предэкзаменационном этапе, отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

  • Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
  • Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

Ход тренинга

Правила проведения тренинга:

  • Конфиденциальность – то, как ведут себя на тренинге его участники, не обсуждается вне групп;
  • «Здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства,

возникающие в группе в данный момент. Сосредотачивается внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время;

  • Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть;
  • При обсуждении любых вопросов необходимо говорить по очереди, не перебивая друг друга, действует правило поднятой руки;
  • Не критиковать («нет критики, бывает обратная связь», все участники на тренинги учатся, и поэтому задача остальных членов группы – дать им максимальное число рекомендаций);
  • Правило мобильных телефонов (установить в телефонах режим без звука).

Психолог:  Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
В ходе занятия мы с вами познакомимся с некоторыми навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов. Но прежде чем перейти к нашей беседе, я предлагаю вам немного поиграть.

Упражнение 1. «Знакомство»

Цель – рефлексия, знакомство с классом.

Представление себя. Просьба представить каждого участника по очереди всем классом, указывая его качества и черты характера .

Упражнение 2. « Ассоциации» ЕГЭ – это….

Один из участников выходит к доске (флипчарту) и записывает предложенные группой ассоциации.

Упражнение 3. Дискуссия на тему "Возможности, которые предлагает нам жизнь"

Участникам предлагается прослушать притчу и обсудить ее.

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине.
Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до ворот рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Всю свою жизнь я ждал... но ничего не произошло.

"Я не это тебе обещал, - ответил ангел. - Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил.
Человек был озадачен.
"Я не представляю, о чем ты говоришь", - сказал он.
"Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?" - спросил ангел.
Человек кивнул.
"Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих богатых людей в царстве".
"И еще, помнишь, - сказал ангел, - был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимания на призывы о помощи и остался дома".
Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.
"Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе", - сказал ангел.
"Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?"
Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.
"Да, мой друг, - сказал ангел, - она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь".
Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам, использовать их.

Человек – существо высшей организации! Природа предусмотрела возможность попадания человеческого организма в критические ситуации и заложила в него множество восполняемых ресурсов, которые призваны помогать человеку в таких ситуациях.

Ресурс – это личностное качество или свойство организма, помогающее достичь поставленной цели.

Упражнение 4. «Мои ресурсы»

Слева перечислить ресурсы, которые помогают в жизни. Далее озвучить их по очереди. Затем справа перечислить качества, которые мешают в жизни. Далее происходит обсуждение: только ли мешают эти качества, а может, они чем-то помогают нам? В процессе обсуждения приходим к мысли о том, что эти качества, казалось бы, негативные (лень, трусость, зависть, коварство и т.д.), но и они приносят нам пользу, помогают нам в некоторых жизненных ситуациях и тоже могут являться внутренними ресурсами нашего организма. В связи с этим дорисовать улыбку второму человечку.

Упражнение 5. «Техники расслабления»

Знакомство участников группы с дыхательными техниками, которые помогают сохранять душевное равновесие и спокойствие.

Раздача информационных буклетов «Советы психолога идущему на ЕГЭ», в которых содержится информация о методах и техниках, которые помогают в формировании стрессоустойчивости перед экзаменами.

Упражнение 6. «Коллаж на тему ЕГЭ»

Участникам предлагается нарисовать коллаж на тему ЕГЭ, используя ватман и фломастеры.

Упражнение 7."Комплимент"

Каждый участник должен сказать своему соседу комплимент. При этом комплимент должен быть высказан в форме "Я-высказывания", т.е., обращаясь к соседу, каждый должен говорить о своем отношении к нему, но в то же время высказывание должно быть приятно слушающему.

Рефлексия

Участники рассказывают о своих впечатлениях от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Тренинговое занятие "Общение"

Овладение навыками вербального и невербального общения помогают сделать общение друг с другом более приятным и глубоким, не просто избежать конфликтных ситуаций, но и открыть в людях другие гран...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...