Проект Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп
проект по психологии (9 класс)

Задорожняя Елена Владимировна

Актуальность исследования. Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счёту – здоровье это ,чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжении всей жизни.

Тема индивидуального проекта, посвящена синдрому эмоционального выгорания, актуальна, так как его жертвой может стать любой человек.

«Выгорание»  - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа c коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают «перегорать как лампочки». И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. B результате этого люди не могут эффективно работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mariny.docx101.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 имени Н.Зайцевой»

г.Рославля Смоленской области

Проект

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп

        Выполнила:

Корчевая Марина

обучающаяся 11 класса

Руководитель:

Задорожняя Елена Владимировна

педагог – психолог

Рославль 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта………………………………………………………………………..3

Введение………………………………………………………………………………..5

Глава 1. Теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп……………………………... 8

1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания……………………………………………………………………………….8

1.2 Особенности синдрома эмоционального выгорания у профессиональной группы педагогов и профессиональной группы медицинских работников

врачей ………………………………………………………………………………….13

Глава 2 Диагностик и профессионального выгорания y представителей различных профессиональных групп……………………………………………………………..22

2.1Опытно-экспериментальная работа и её результаты……………………………22        

2.2 Методические рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...28        

Заключение…………………………………………………………………………….33

Список использованных источников………………………………………………...35        

ПАСПОРТ ПРОЕКТА  

Наименование ОУ

МБОУ«Средняя школа №2»

Вид работы

исследовательский

Тема проекта

особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп

Области знаний

психология

Автор

Корчевая Марина

Руководитель

Задорожняя Елена Владимировна

Целевая аудитория

педагоги, медицинские работники

Цель

изучить в теоретическом и практическом аспектах синдром «эмоционального выгорания» у представителей различных профессиональных групп.

Задачи

 1.Изучить  проблему эмоционального выгорания        втеоретических источниках;

2. Проанализировать возникновение синдрома «эмоциональное        выгорание» у представителей различных профессиональных групп;

3. Предложить методические рекомендации по профилактике возникновения синдрома «эмоциональное выгорание»;

4. Провести        опытно экспериментальную        работу всоответствиисгипотезойисследования;

5. Создать продукт.

Гипотеза

возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.

Объект исследования

процесс       возникновения       синдрома

«эмоционального выгорания»

Предмет исследования

синдром «эмоционального выгорания» y представителей различных профессиональных  групп.

Методы

изучение основных информационных источников;

анализ и сравнение;

диагностика профессионального «выгорания»;

обобщение.

Этапы

1 этап (сентябрь-декабрь 2021г.) – подготовительный

2 этап (январь–октябрь 2022 г.) – проведение  исследования  

3 этап (ноябрь – декабрь 2022 г.) – проведение социологического опроса

4 этап(январь- март 2023)-заключительный

Проектный продукт

буклеты

Оборудование

персональный компьютер, программы MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePublisher,  цветной принтер, бумага для принтера  

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счёту – здоровье это ,чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжении всей жизни.

Тема индивидуального проекта, посвящена синдрому эмоционального выгорания, актуальна, так как его жертвой может стать любой человек.

«Выгорание»  - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа c коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают «перегорать как лампочки». И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. B результате этого люди не могут эффективно работать.

B настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса     профессионального    выгорания     работников,    в первую      очередь, «коммуникативных» и «социальных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном. Профессии педагога имедицинских работников одни из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.

Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. «страдающий» от «выгорания» профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.

Цель исследования: изучить в теоретическом и практическом аспектах синдром «эмоционального выгорания» у представителей различных профессиональных групп.

Объект      исследования:            процесс            возникновения           синдрома

« эмоционального  выгорания»

Предмет исследования: синдром «эмоционального выгорания» y представителей различных профессиональных групп.

Гипотеза исследования: возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.

Задачи исследования:

1.Изучить проблему эмоционального        выгорания        в теоретических источниках.

2.Проанализировать возникновение синдрома «эмоциональное выгорание» у представителей различных профессиональных групп.

3.Предложить методические рекомендации по профилактике возникновения    синдрома «эмоциональное выгорание»

4.Провести опытно –экспериментальную        работу в соответствии с гипотезой исследования.

  Теоретической и методологической основой исследования явились взгляды и концептуальные идеи по исследованию профессионального выгорания Андрунь С.В., Бойко В.В., Водопьяновой, Н.Е., Митиной Л.М., Орел В.Е., РакицкойА.В.и др.

Методы исследования:

анализ психологической, методической литературы;

 диагностика профессионального «выгорания» К.Маслач, C.Джексон, в адаптации H.E.Водопьяновой;

эксперимент.

Практическая значимость исследования: могут быть использованы студентами при написании научных работ, а также психологами для работы по профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе                   ОГБУЗРЦРБ    и  МБОУ «Средняя школа №2» города Рославль.

Выборка исследования представлена профессиональными группами: группой педагогов начальной школы и группой медицинских сестёр. Количество испытуемых в каждой профессиональной группе по 7 человек

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  ГРУПП

  1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального  «выгорания»

Синдром эмоционального выгорания как предмет социально-психологических исследований находится в центре рассмотрения ряда исследователей как зарубежных (Х. Фройденберг, К. Маслач, С. Джексон, Э.Пайнс, В.Шауфели, М.Ляйтер, Х.Фишер, К.Чернисс, Дж.Еделвич, Р.Бродский, Д.Этзион), так и отечественных (Т.В.Форманюк, Т.И.Ронгинская, М.М. Скугаревская, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Н.В.Гришина, В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, Т.В. Большакова, К.С. Милевич, М.В.Борисова, Т.В.Темиров, Н.С.Пряжников, Е.Г.Ожогова, В.И.Майстренко, М.А.Буянкина, М.А.Надежина, Е.А.Трухан.

Термин «эмоциональное выгорание» был предложен в 1974 году американским психиатром Х.Дж. Фройденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном контакте с клиентами в эмоционально напряжённой атмосфере при оказании профессиональной помощи.

К.Маслач, и  С.Джексон выгорание рассматривают как «ответная реакция        на    длительные        профессиональные        стрессы        межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение; деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений».

 Под   эмоциональным   истощение   понимается   «чувство    эмоциональной

опустошённости        и        усталости,        вызванное        собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Под редукцией профессиональных достижений понимается

возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

В формировании синдрома эмоционального выгорания играют различные факторы. Л.М. Митина выделяет социальные, личностные  факторы  среды.  В.Е.  Орел  –  индивидуальные и  организационные,  Н.Е. Водопьянова –социально- психологические, личностные и профессиональные.

О развитии «выгорания» можно говорить «при совокупном влиянии всех этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние их может быть неоднозначным.  

      Самое известное описание синдрома выгорания, как считает А. Лэнгле, дала К.Маслах : «эмоциональное выгорание- это  синдром эмоционального истощения, деперсонализации и  снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий».

               В.Е.        Орeл        рассматривает        психическое        выгорание как «сложное интегральное  образование, заключающее эмоциональные, мотивационные, когнитивные, поведенческие симптомы, которые объединяются в симптомокомплексы, а симптомокомплексы объединяются в три базовые компоненты выгорания (психоэмоциональное выгорание, деперсонализация, заниженная самооценка)».

В.В.Бойко основой эмоционального выгорания считает стресс, он отмечает, что «нужно принимать во внимание не только интенсивность стрессового состояния, которая зависит, в первую очередь, от условий воздействия стрессоров, но также  и мотивационные и социальные характеристики человека, являющиеся ведущими в его поведении.

Автор описывает структуру синдрома эмоционального выгоранияследующим образом:

 -        напряжение,        включающее        в        себя        симптомы:        переживание

психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, чувство загнанности в клетку, тревогу и депрессию;

- резистенция- включает неадекватное избирательное эмоциональное реагирование,        эмоционально-нравственную        дезориентацию,        расширение

сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;

-        истощение        –        включает        симптомы:        эмоциональный        дефицит,

Эмоциональнуюотстранённость,личностнуюотстранённость(деперсонализацию),психсоматическиеипсиховегетативныенарушения».

Некоторые исследователи рассматривают синдром эмоционального выгорания как одномерную конструкцию.  «Эмоциональное выгорание–этосостояние физического и психического истощения, вызванное длительнымп требыванием в эмоционально перегруженных ситуациях».

По        определению        О.В.        Хухлаевой        основной        составляющей

эмоционального выгорания является эмоциональное истощение, которое

проявляется «в общем снижении эмоционального фона или проявления эмоциональной усталости и равнодушии.Эмоциональный мир человека наполняется        такими чувствами как незащищенность, подавленность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно совершенным».

       К признакам выгорания С.А. Чистякова относит следующие:

«-первая стадия–сглаживается острота чувств и   переживаний ;

вроде бы  всё нормально, но…. скучно и пусто на душе;  исчезают  положительные эмоции,появляется        некоторая        отстранённость в отношениях с членами семьи; возникает  тревожность, неудовлетворённость; придя домой вы всё чаще испытываете желание сказать:«не лезьте ко мне, оставьте в покое! ;

-вторая стадия–пренебрежительные отзывы в кругу коллег о некоторых из них; открытое проявление неприязни, антипатии, раздражения;

- третья стадия–равнодушие ко всему, даже к собственной        жизни; потеря интереса к чему бы то ни было, холодное безразличие».

На  формирование  «синдрома  выгорания»  может  оказывать  влияние неудовлетворение  потребностей человека, которые рассматриваются как внутренние существенные силы, которые побуждают к осуществлению определённой деятельности .

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание . В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века.

Явление выгорания, как отмечает Н.Ю.Семёнова, «проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания» .

Неудовлетворение  личностных   потребностей   в   профессиональной реализации может приводить к возникновению «профессионального выгорания».

Традиционно в качестве конечных результатов синдрома профессионального выгорания рассматривается снижение следующих показателей: эффективность        деятельности, удовлетворенность трудом, идентификация себя с организацией и заинтересованное отношение к труду, состояния здоровья.

Эмоциональное профессиональное выгорание представляет собой «приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы».

Наразвитиеданногосиндромавлияютвнешниеивнутренниефакторы.

К        внешним        факторам        относят        хроническую        напряжённую

психоэмоциональнуюдеятельность,связаннуюсинтенсивнымобщениеми

эмоциями;        завышенные        нормы        контингента;        нечёткую        организацию        и

планированиедеятельности;повышеннуюответственностьзаисполняемые

функции;        психологически        некомфортную        атмосферу        профессиональной

деятельности;        психологически        трудный        контингент. В результате воздействияданногофактора человекприбегаеткэкономииэмоциональных

ресурсов, т.е.кэмоциональному игнорированиюконфликтныхситуаций.

Квнутреннимфакторамотносятсклонностькэмоциональнойригидности.Эмоциональное выгораниевозникает быстрее у тех, кто более сдержан.

Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет у таких людей глубокий след в душе,вызывает интенсивное сопереживание, бессонницу.

Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.

       У людей импульсивных,эмоционально гибких, отзывчивых развитие симптомов выгорания проходят медленнее. Наиболее подвержены выгоранию те, кто реагирует на напряженные ситуацииагрессивно, несдержанно.        

К        «сгорающим»        относят        и «трудоголиков» тех, кто решил полностью посвятить себя  работе и трудиться до самозабвения. Личностные характеристики людей, приходящих в профессию, также как характер профессиональной деятельности, играют наиболее значимую роль в формировании синдрома эмоционального выгорания.  

       Выгорание- это результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность  возникновения выгорания.

Важно отметить , что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, о нём не однозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности  педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать её от негативных воздействий.

Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторовне дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления.
          Решение данных проблем особенно важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению выгорания.

В нашем исследовании мы взяли за основу концепцию В.В.Бойко, который рассматривает эмоциональное выгорание с точки зрения стресса. Г. Сельве даёт следующее определение «эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

        Таким        образом, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального  и умственного истощения. Данный синдром включает в себя три составляющие : эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

1.2.Особенности синдрома эмоционального выгорания у

профессиональной группы педагогов и профессиональной группе медицинских работников

        В процессе          выполнения        любой        работы        человеку        свойственно испытывать физические и нервно- психические нагрузки, величина которых может быть        различной        в разных видах деятельности. При небольших нагрузках,  действующих постоянно, или значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы  регуляции , организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного  участия человека.

В настоящее время установлено, что «синдрому профессионального выгорания больше всего подвержены специалисты, которые по роду своей деятельности вынуждены осуществлять многочисленные  и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы- педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов полиции, менеджеры и руководители разных уровней и др. ».

Эмоциональное выгорание у профессионалов, как отмечает  С.ААндрунь, представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности.  «Оно связано  с психической усталостью человека, длительное время выполнявшего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т.е. к равнодушию).»

Профессия педагога отличается высокой эмоциональной нагрузкой.Эмоциональность заложена в самой природе педагогической деятельности.Эмоциональныефакторыдеятельностипедагогамогутбытькакобъективными,такисубъективными:профессиональныенагрузкивтечениивсей        рабочейнедели, феминизированностьпрофессии педагога,психосоматические заболевания, недостаточная стрессоустойчивость, психологические защиты, формирующиеся уже во время обучения, психологические трудности «принимающегося»,  «безусловного» общения.

Чувство        неудовлетворённости        избранной        профессией,        отсутствие

перспективы профессионального роста и многие другие факторы вызывают у

педагогов синдром «эмоционального выгорания».

Cуществование современного педагога протекает на фоне жизни его страны и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане Но есть вего деятельности и своя специфика:

«-во первых, педагогика– профессия здoровьесберегающая;

-во-вторых, наблюдается кризис педагогической профессии: воспитатели

как и учителя, «постарели»,так как молодёжь всё реже идёт в педагогику».    Педагог        и психолог        Ю.Л. Львов называет профессиональную  деятельность учителя после   10-15 лет работы так называемым «педагогическим кризом».

Автором выделяются три основных фактора, способствующие развитию «педагогического криза»:

1.Стремление        педагога        использовать        новые        достижения        науки        и

невозможность реализоватьих всжатые сроки обучения; отсутствие отдачи

обучающихся, несоответствие ожидаемого результата и фактического.

2.Возникновение и развитие излюбленных приёмов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, a как менять –неизвестно.

3. Возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации и не поддерживаются коллегами, что  вызывает чувства одиночества, неверия в себя. B   этот   период   возникают эгоистическиемотивы впреподавании,иногда        брюзжание,        в         методах воспитания встречаются: излишняя строгость, неведение страха. Создаётся психологическая напряженность во взаимоотношениях с детьми.

В течение рабочего дня педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с целым рядом напряженных ситуаций. Многие исследователи(А.К.Мaркова, Л.М.Митинa,М.М.Pыбакова и др.) к напряжённым ситуациям педагогической деятельности относят:

- ситуации взаимодействия педагогаc детьми (нарушение дисциплины и

правило поведения,непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога, глупые вопросы и т.д.);

 - ситуации , возникающие во взаимоотношениях с  администрацией учреждения (резкие расхождения во мнениях,  перезагруженность  поручениями, конфликты при  распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно- воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе, детском саду и т.д.);

- ситуация взаимодействия педагога с родителями детей ( расхождение в оценке ученика учителем и родителями,   невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.)

Профессиональный педагог, как считает С.В. Андрунь, « единственный человек,которыйбольшуючастьсвоеговремениотводитнаобучениеи воспитаниедетей.Это  требует  отобщества  создание  такихусловий,прикоторых        учитель выполнял        бы качественно профессиональные задачи,осуществляя самосовершенствование своей личности и педагогической деятельности в целом на основе методов, разработанных в теории и практике психолого-педагогических дисциплин».  

Не менее  подвержены  влиянию  профессионального  выгорания  и медицинские работники. Изучение состояния эмоционального выгорания медицинских работников в настоящее время привлекает  многих исследователей.

Медицинские        работники        –        социальная         группа населения,содной   стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой-признанная смягчить эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения.  

Таким образом, медики находятся в кругу как своих собственных проблем, так и проблем своих пациентов неся при этом двойную социально- психологическую нагрузку .

Профессиональная деятельность медицинских работников предполагаетэмоциональную        насыщенность        и        большое количество        факторов вызывающих стресс.

От будущих специалистов сферы здравоохранения ожидается не только квалифицированная помощь в соответствии со специализацией по диплому, но также свободное умение определять на ранних стадиях аффективные и поведенческие расстройства  у пациентов.

Сам специалист помогающей профессии в сфере медицины, даже обладая всеми необходимыми профессиональными навыками, рискует получить эмоциональное выгорание по причине высокой стрессогенности труда.
Главной причиной синдрома «эмоциональное выгорание»,   считается психологическое, душевное переутомление. Когда  требования (внутренние и внешние) длительное  время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к синдрому «эмоциональное выгорание».

Установлена связь выявленных изменений с  характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Установлена связь выявленных изменений с  характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия  продолжительного профессиального  стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию синдрома «эмоциональное выгорание», отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия.  У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длиться часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подролстки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемым         и к ней требованиям         и - является ключевым компонентом cиндромэмоциональнoго выгорания. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные  требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Одно из первых мест по риску возникновения синдрома «эмоциональное выгорание» занимает профессия медицинской сестры. Её рабочий день – это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной  заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания   подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении –  это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает «эмоциональное выгорание»: «1-й – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й – «  демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й – «эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением».

При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что синдром эмоционального выгoрания проявляется y них неадекватным реагированием а пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Деятельность психотерапевта является публичной, подразумевает необходимость работы большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным  поведением в той или иной форме. Среди психотерапевтов и психологов консультантов подвержены синдрому эмоционального сгорания люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.). Провоцировать синдром эмоционального сгорания  могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы, развод, смерть близкого или пациента. Подвержены формированию синдрому эмоционального сгорания и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологичекими заболеваниями, ВИЧ/ СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях. Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося синдрому эмоционального сгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам. Факторы риска формирования дезадаптационных состояний личности врача. Факторы риска формирования дезадаптационных состояний личности врача можно разделить на четыре группы: социальные, деятельностные, субъективные, индивидно-личностные. «1. Социальные:

a) низкая социальная оценка значимости труда врача, особенно региональных ЛПУ, выражающаяся в сложности реализации базовых потребностей личности;

б) возрастающая стоимость медицинских услуг, затрудняющая оказание адекватной медицинской помощи лицам с ограниченным достатком;

c) затруднения в реализации непрерывности профессионального развития путем прохождения этапов послевузовского образования и защиты квалификационных категорий, особенно для специалистов региональных ЛПУ.

2. Деятельностные:

 a) высший уровень (класс 3.3) по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;

б) ограниченные объективным уровнем развития современной медицины возможности оказания исцеляющей врачебной помощи пациентам с состояниями органической патологии, формирующие «барьеры» в раскрытии личностного смысла труда и способствующие появлению чувства разочарования, деперсонализации;

c) наличие эффекта «остаточной деятельности», характеризующие процесс врачебного труда как неограниченный временными рамками непосредственно рабочего времени.

3. Субъективные:

a) большой объем разнообразных профессионально важных качеств, наличие некоторых является нормативным условием профессионализации врача;

б) необходимость формирования и развития ИСД на протяжении всего профессионального цикла;

c) использование неоптимальных компенсаторных средств и, как следствие, развитие состояний некомпенсируемого утомления;

д) девальвация профессиональной самооценки в процессе накопления профессионального врачебного опыта;

e) высокие требования к коммуникативному и организаторскому потенциалу специалиста.

4. Индивидно-личностные:

a) сочетание в структуре профессионально важных качеств специалиста групп свойств, детерминированных противоположными типами нейродинамических особенностей личности;

б) «производительный», гетеростатический мотивационный профиль личности врача;

c) остановка в развитии на ценностях «среднего» уровня или на одном из «модусов существования»;

д) социальнаяфрустрированность, как следствие низкой социальной оценки труда врача, блокирующей обеспечение надежности его профессиональной деятельности».      

Принятие эмоциональной устойчивости в качестве важнейшего компонента психологического здоровья врача обязывает рассматривать означенное явление как «предмет и результат учебного взаимодействия в системе профессиональной подготовки».

Во многих случаях нетрудоспособности y врачей связывают со стрессом. По определению В.А. Винокура, «профессиональный стресс – это в первую очередь следствие снижения профессиональной мотивации, a профессиональное выгорание и сохранение увлечённости работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии».  

Стресс среди медицинских работников, как отмечает Т.Б. Кодлубовская, вызван целым рядом особенностей данной профессией:

«1) огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, что тяжёлым грузом ложится на плечи врачей;

2) длительное пребывание в пространстве негативных эмоций, страданий, боли, отчаяния, раздражительности и т.д., определённым образом связаны c механизмом эмоционального заражения и передаются медицинскому персоналу;

3) неравномерный режим работы c ночными и суточными дежурствами, нарушающие природные биоритмы жизнедеятельности и негативно влияющие на адаптационные способности организма;

4) явное несоответствие зарплаты врачей и среднего медицинского персонала степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворённости своей профессией и связанные c этим фактом личностные конфликты».          

Целым рядом исследований, показано, что профессиональная деформация, которая развивается медицинских работников, «достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени «выгорания» нарастает тенденция к негативному, нередко даже к скрытно-агрессивному отношению к пациентам и к тому, что в общении c ними врачи в одностороннем порядке прибегают к критическим оценкам, давлению, от чего страдают обе стороны».

Таким образом, мы видим, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального выгорания. Это связано c тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимостью общаться в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, a также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приёмы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности иобщении).        

B том числе, не менее подвержены влиянию профессионального стресса и медицинские работники. Эта профессия характеризуется степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов.      

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее подвержены влиянию эмоционального выгорания профессии, относящиеся к социальным видам деятельности, к сфере профессий типа «человек-человек».

Глава 2 ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

2.1 Опытно-экспериментальная работа и её результаты

B ходе опытно-экспериментальной работы нами была проведена диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, C. Джексон, в адаптации H.E. Водопьяновой.        

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Текст диагностики профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой:

1. «Я чувствую себя эмоционально опустошённым».

2. После работы я чувствую себя как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетённость и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более чёрствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Меня работа всё больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчинёнными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и  всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в своей жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. Последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.»        

B эксперименте принимали участие профессиональная группа педагогов в количестве 7человек, стаж профессиональной деятельности более 15 лет и профессиональная группа медицинских работников в количестве 7 человек, стаж профессиональной деятельности более 15 лет.        

Опросник проводился c целью подтверждения гипотезы нашего исследования: возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты, относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.        

 Опросник включает три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).        

Варианты ответов оцениваются следующим образом: «никогда» - 0 баллов, «очень редко» - 1 балл, «иногда» - 3 балла, «часто» - 4 балла, «очень часто» - 5 баллов, «каждый день» - 6 баллов.

Ключ к опроснику.

«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов - 54).

«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» - ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше y обследованного выражены различные стороны «выгорания». O тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал. В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у медицинских работников.

Таблица 1 – Результаты диагностика профессионального «выгорания» медицинских работников

№п/п

  Имя

Эмоциональ

ное истощение

Деперсонализа

ция

Редукция личностных

достижений

Кол-во баллов

1

Анна М.

27

12

26

65

2

Марина Н.

23

9

29

61

3

Светлана С.

17

10

23

50

4

Татьяна И.

22

8

37

67

5

Фаина К.

11

2

39

52

6

Юлия И.

13

7

37

57

7

Юлия С.

15

8

33

56

Общее кол-во баллов

128

56

224

Результаты диагностики показали, что у испытуемых стороны сформированности синдрома эмоционального выгорания не сформированы. «Эмоциональное истощение» - при сформированном симптоме эмоционального выгорания максимальная сумма баллов – 54. Испытуемые показали в среднем показатель ниже 30 баллов. «Деперсонализация» - при сформированном симптоме эмоционального выгорания максимальная сумма баллов – 30 баллов. Респонденты показали ниже 15 баллов.

Рисунок 1 Общий показатель сформированности профессиональной группы медицинских работников

«Редукция личных достижений» - при сформированном симптоме эмоционального выгорания максимальная сумма баллов – 48. У всех испытуемых этот показатель ниже. Общий показатель при сформированном синдроме эмоционального выгорания составляет 132 балла. Среди участников эксперимента в данной группе такого результата никто не показал.        

 Таким образом, мы видим, что в профессиональной группе медицинских работников со сформировавшимся данным симптомом нет. На рисунке 1 представлен общий показатель по шкалам: «Эмоциональное истощение» - 128 баллов; «Деперсонализация» - 56 балл; «Редукция личных достижений» - 224балла.

B таблице 2 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания y профессиональной группы педагогов.

Таблица2-   Результаты диагностика профессионального «выгорания» y педагогов

№п/п

Имя

Эмоциональ

ноеистощение

Деперсонализа

ция

Редукцияличностных

достижений

Кол-вобаллов

1

 Алла А.

           16

1

27

44

2

 Александра С.

            17

0

18

35

3

 Ирина А.

12

0

37

49

4

 Наталья А.

            20

2

29

51

5

 Наталья Г.

18

1

39

53

6

 Наталья Е.

14

0

18

32

7

 Светлана А.

20

3

27

50

Общеекол-вобаллов

117

7

195

Показатели синдрома эмоционального выгорания, говорят о том, что данный синдром в профессиональной группе педагогов, как и в профессиональной группе медицинских работников не сформирован:

  • «эмоциональное истощение» - ниже 20 баллов (максимальная сумма – 54балла);
  • «деперсонализация»-ниже7баллов(максимальная сумма–30баллов);
  • «редукцияличныхдостижений»-ниже38баллов(максимальнаясумма–48
  • баллов).

Нарисунке2представленырезультатыисследованийстепениэмоциональноговыгоранияyпрофессиональнойгруппыпедагогов:

«Эмоциональное истощение»-117баллов;

«Деперсонализация»-7балл;

«Редукция личных достижений»-195балла.

Рисунок2Общийпоказательсформированностипрофессиональнойгруппыпедагогов

Нарисунке3отраженыобщиерезультатысформированностисиндромаэмоциональноговыгоранияпрофессиональныхгрупп:педагоговимедицинскихработников.

Результатыпоказали,чтостепеньсформированностиэмоциональноговыгоранияпрофессиональнойгруппымедицинских работников выше степени сформированности эмоциональноговыгоранияпрофессиональнойгруппыпедагогов:педагоги–415баллов,медицинскиеработники–490баллов

Рисунок3Сравнительныйанализ

Таким образом, по результатам проведённого исследования мы видим,что медицинские работники наиболее подвержены возникновению синдромаэмоциональноговыгораниявсилуспецификипрофессиональнойдеятельности:на нихлежит большой грузответственностизаздоровье ижизньсвоихпациентов.

2.2 Методические рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания

Профилактика эмоционального выгорания является актуальным направлением психологической службы.        

Профилактика эмоционального выгорания представляет собой «совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок возникновения эмоционального выгорания. Очень важно осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться c одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, a главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из непосредственных условий».

Те, кто помогает другим людям, обычно стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться себе: «Я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них С.A. Чистякова отмечает «рационализацию, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела».

        Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, стараются не думать o них.  

С.А. Чистякова указывает, что «блокирование своих чувств и сверхмерная активность могут замедлить процесс вашего восстановления».

Автор рекомендует, что нужно и чего не нужно делать при выгорании: «- не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе c вами;

 - не избегайте говорить o том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине c собой или вместе c другими;

- не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагать помощь;

- не ждите, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

Если не принимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени;

- выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений; - проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите o них семье, друзьям и на работе;

- постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно».

На предупреждение эмоционального выгорания С.A. Чистяковой разработан тест (см. Приложение А.).        

Л. Лэнгле считает, что «терапия и предупреждение синдрома эмоционального выгорания естественным образом начинаются c ситуативной нагрузки».

Прежде всего, необходимо применить меры, ориентированные на изменение поведения, целями которого будут делегирование и разделение ответственности, постановка реалистических целей.        

А. Лэнгле, предлагает типичные вопросы по предупреждению в работе c синдромом эмоционального выгорания, указывая при этом, что предупреждение эмоционального выгорания осуществляется через вопросы к себе: «Для чего я это делаю? Что мне это даёт? Даёт ли мне это также и что-то может быть, что-то, в чём я не так охотно готов признаться в этом самому себе? Нравится ли мне то, что я делаю? Мне нравится только результат или так же и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватит ли он меня?  Хочу ли я посвятить этому жизнь – то ли это, ради чего я живу?».

Большая роль в борьбе c синдромом эмоционального выгорания принадлежит, прежде всего, самому человеку.          

Необходимо пытаться предпринимать профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат эмоциональное выгорание:

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую o том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию;

- для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок.

Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

2. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная речь.

Всё это способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

3. Профессиональное развитие и совершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией c представителями других служб.

Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива.

4. Существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди c опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлечённые темы.

Для снижения синдрома эмоционального напряжения рекомендуется избегание ненужной конкуренции. B жизни немало ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большие карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делают человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.        

B том числе для предотвращения синдрома эмоционального сгорания рекомендуется поддерживать хорошую спортивную форму. Известно, что между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму c помощью физических упражнений.        

Проектируя стратегию профессионального роста, человеку необходимо продумывать усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического.        

Некоторые признаки и явления профессионального выгорания, деформированные стереотипы и шаблоны поведения и оценки можно предупреждать за счёт их осознания, делая их видимыми, гласными в ходе различных обсуждений и бесед.        

Каждый специалист должен находиться в непрерывном образовании, это посещение семинаров, курсы повышения квалификаций, так как  появляются новые разработки и методики. Руководителям необходимо поощрять своих специалистов, применять различные методы для снятия психологических эмоциональных состояний, рабочих нагрузок. Руководителям необходимо правильно выстроить работу специалистов, чтоб они могли её с удовольствием выполнять. Важным качеством специалиста в профессиональной деятельности является самоконтроль. Если у специалиста в своей профессиональной деятельности возникают проблемы, которые трудно разрешить, или его оценивают дети, коллеги, то ему необходимо знать, как снять эмоциональное и физическое напряжение. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. B настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. B русле данного направления Г. Дьяконовым (1993г.) разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, cобственные силы, потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого рабочего года.  

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека.        

Психокоррекционная работа проводится c целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе.        

Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены «снижением рутинности», когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных c работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать o работедо того как они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции эмоционального выгорания должна стать одной из значимых характеристик профессиональной компетентности.        

Таким образом, посредством обеспечения достаточного знания об общих профессиональных деформациях и деструкциях, можно в значительной степени снизить риск возникновения эмоционального выгорания.        

Изучение условий возникновения синдрома эмоционального выгорания представляет огромное значение, поскольку позволит чётко определить границы данного явления и выработать подходы и методики его преодоления.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Проанализировав  литературу по теме нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.        

Под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Данный синдром включает в себя три составляющие: эмоциональную истощённость, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.        

К профессиям, которые в большей степени подвержены влиянию профессионального выгорания относятся: профессия педагог и медицинские работники. Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимостью общаться в течение дня со всеми участниками образовательного учреждения, большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте».        

Профессия медицинского работника характеризуется степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов.        

В результате нашего исследования нами поставлены и решены следующие задачи:

-изучили проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках;

- проанализировали возникновение синдрома «эмоциональное выгорание» у представителей различных профессиональных групп;

- предложили методические рекомендации по профилактике возникновения синдрома «эмоциональное выгорание»;

- провели опытно – экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.        

В ходе проведенной опытно – экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: возникновению синдрома «профессионального выгорания» наиболее подвержены специалисты, относящиеся к профессиональной группе медицинских работников.        

Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов и медицинских работников, на их деятельность и самочувствие, a и на тех, кто находится рядом c ними. Это и близкие родственники, и друзья, в том числе учащиеся, пациенты которые вынуждены находиться рядом, и в результате этого становятся заложниками синдрома.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 1. Акулинина, Ю.Н. Профилактика профессионального «выгорания» специалистов социальной сферы / Ю.Н. Акулинина // Социальная педагогика. – 2013. – № 5

2. Андрунь, С.В. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей / С.В. Андрунь // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2

3. Асмаковец, Е.С. Взаимосвязь синдрома «эмоционального выгорания» и копинг-поведения / Е.С. Асмаковец // Психология и школа. – 2012. – № 2

4.Винокур, В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников / В.А. Винокур // Вестник МАПО. – 2002. – № 2

5. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова .- СПб.: Питер, 2009.

6. Емельянова, М.Н. Как избежать профессиональной стагнации и «эмоционального выгорания» у педагогов / М.Н. Емельянова // Педагогическая диагностика. – 2013. –№ 6.

7. Мерзлякова, Д. Р. Опыт проведения программы профилактики и коррекции психического выгорания у учителей начальных классов / Д.Р. Мерзлякова // Начальная школа плюс до и после. – 2013.

8. Черникова, Т.В. Синдром эмоционального выгорания у студентов-выпускников медицинского университета как предмет учебного взаимодействия / Т. В. Черникова // Психология обучения. – 2012. – № 11

9. Янковская, Н. Эмоциональное выгорание учителя / Н. Янковская // Народное образование.. –2009. – № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...

Особенности развития синдрома эмоционального выгорания и алекситимии у педагогов специальной (коррекционной) школы

Описание и сравнительный анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания и алекситимии у педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здроровья, и педагогов, ра...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...