Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов.
рабочая программа по психологии (9 класс)

1.Название

 Программа психолого-педагогического сопровождения  учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов.

 

2.Актуальность

На сегодняшний день актуальной проблемой в системе школьного образования является формирование психологической готовности обучающихся к прохождению ГИА. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в процессе подготовки и непосредственного прохождения ГИА , у обучающихся возникают определенные психологические трудности (низкий уровень развития  концентрации, устойчивости  и переключаемости внимания, недостаточный объем произвольной слуховой и зрительной памяти недостаточная сформированность процесса  установления причинно-следственных связей), которые могут повлиять на результаты экзаменов и, следовательно, на успешную реализацию жизненных планов.

Особую категорию обучающихся составляют дети с ОВЗ. Такие обучающиеся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы. В период подготовки к ГИА школьники испытывают колоссальную интеллектуальную и психологическую нагрузку, испытывают страх перед экзаменами. Это ведет к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли, расстройство ЖКТ), обострению хронических заболеваний на фоне стресса, что сказывается на стрессоустойчивости. Недостатки здоровья детей с ОВЗ уменьшают стрессоустойчивость, часто ограничивают продуктивность совладающего  поведения. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в особом внимании, отношении, подходе, создании специальных условий. В связи с этим возникает необходимость в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в период подготовки к экзаменам в формате ГИА.

3.Адресат

 Программа рассчитана на подростков, учащихся 9-ых классов, с ограниченными возможностями здоровья.

4. Концептуальные компоненты структуры

4.1.Целевое назначение программы

Цель:

Формирование психологической готовности школьников к сдаче экзаменов.

Задачи:

  1. Формирование или расширение представлений об экзамене в формате ГИА
  2. Осознание и проработка собственных тревог и страхов, вызываемых ситуацией экзаменов.
  3. Развитие эффективных стратегий учебной работы при подготовке к экзамену.
  4. Формирование конструктивных способов совладания с экзаменационным стрессом.

 

 

Ожидаемые результаты :

  1. Сформированность представлений об экзамене в формате ГИА
  2. Снижение тревожности до уровня мобилизационной готовности
  3. Осознание конструктивных и неконструктивных способов учебной работы при подготовке к экзаменам
  4. Развитие стрессоустойчивости

 

 

 

  1. Содержательная характеристика программы

Структура программы

  1. Коррекционно-развивающая программа психолога с классом
  2. Практикум на уроках (совместно с педагогом)
  3. Индивидуально-ориентированное сопровождение

- группы риска

-ожидаемые темы консультаций

-тренинги

  1. Методическая поддержка педагогов

-семинары

-консультации

 

  1. Психологическое просвещение родителей

-ожидаемые темы консультаций

-родительские собрания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Календарно - тематическое планирование занятий педагога-психолога с  учащимися девятых классов

 

 

кол

час

Тема 

Коррекционная работа

 
 

1

1

«Экзамен: эпизод первый».

Осознание собственных представлений об экзамене и оптимизация отношения к нему.

 

 

2

3

«Разложение на множители».

Развитие эффективных стратегий учебной работы при подготовке к экзамену

 

3

1

«Я не трус, но я боюсь».

Осознание и проработка собственных тревог и страхов, вызываемых ситуацией экзамена.

 

 

4

1

«Готовность номер один».

Сведение к минимуму неэффективных стратегий поведения во время прохождения экзаменов. Активная апробация новых ролей и способов поведения.

 

5

2

«Экзамен для чайников».

Выработка копинг-стратегии.

 

 

 

 

 

 

7.Содержание программы

Тема 1. «Экзамен: эпизод первый».

Упражнение: «Приветствие»

Упражнение: «Пустой стул: момент истины»

Завершение занятия. Упражнение : «Метафора дня»

 

Тема 2. «Разложение на множители» («Экзамен и я», «Экзамен и стресс», «Экзамен? – без проблем»)

2.1.

Упражнение : «Кто я»

Упражнение «Ролевой репертуар выпускника»

Упражнение «Изменись, не изменяя себе»

2.2

Упражнение «Ассоциация»

Упражнение «Метаморфозы»

Упражнение «Преодоление»

2.3

Беседа

Упражнение: «Ключи»

Упражнение: «Этапы ГИА»

Упражнение: «Жизнь выпускника до, во время и после экзаменов»

Завершение занятия. Упражнение: «Картина дня»

 

Тема 3. «Я не трус, но я боюсь»

Упражнение «Я не трус, но я боюсь»

Упражнение «В ночь перед экзаменом»

Упражнение «Поединок со страхом»

Упражнение «Вот это встреча!»

 

Тема 4. «Готовность номер один»

Упражнение «Путь к успеху»

Упражнение «Ролевой тренинг»

 

Тема 5. «Экзамен для чайников»

5.1.

Упражнение «Тренинг-это маленькая жизнь»

5.2.

Упражнение «Рациональная организация»

 

8.Параметры результативности и диагностика

 

параметры психологической готовности

показатели

методики

  1. представление об экзамене

Сформированность представлений об экзамене

Интервью

анкетирование

  1. способы учебной работы

планирование

контроль

наблюдение

анализ учебных работ

экспертные  оценки педагогами

  1. стрессоустойчивость

Уровень тревожности

Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”(

на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына)

 

 

9. Используемые методы:  ролевой тренинг.

Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение. Количество участников: 5-15 человек.

Продолжительность занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

 

Список литературы для психолога:

1. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. «Правильный» набор. Правила в групповой психологической работе с детьми и подростками. – М.: Генезис, 2009;

2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. / Пер. с анг. – М., Независимая фирма «Класс», 1998;

3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика./ Пер. с нем. – М., Прогресс, 1994;

4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие: Пер. с нем. – 5-е изд., - М.: Генезис, 2005;

5. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М.: Генезис, 2004;

 

Списо к литературы для родителей, педагогов, учеников:

1.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Название

 Программа психолого-педагогического сопровождения  учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов.

2.Актуальность 

На сегодняшний день актуальной проблемой в системе школьного образования является формирование психологической готовности обучающихся к прохождению ГИА. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в процессе подготовки и непосредственного прохождения ГИА , у обучающихся возникают определенные психологические трудности (низкий уровень развития  концентрации, устойчивости  и переключаемости внимания, недостаточный объем произвольной слуховой и зрительной памяти недостаточная сформированность процесса  установления причинно-следственных связей), которые могут повлиять на результаты экзаменов и, следовательно, на успешную реализацию жизненных планов.

Особую категорию обучающихся составляют дети с ОВЗ. Такие обучающиеся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы. В период подготовки к ГИА школьники испытывают колоссальную интеллектуальную и психологическую нагрузку, испытывают страх перед экзаменами. Это ведет к росту психосоматических проявлений (бессонница, головные боли, расстройство ЖКТ), обострению хронических заболеваний на фоне стресса, что сказывается на стрессоустойчивости. Недостатки здоровья детей с ОВЗ уменьшают стрессоустойчивость, часто ограничивают продуктивность совладающего  поведения. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в особом внимании, отношении, подходе, создании специальных условий. В связи с этим возникает необходимость в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в период подготовки к экзаменам в формате ГИА.

3.Адресат

 Программа рассчитана на подростков, учащихся 9-ых классов, с ограниченными возможностями здоровья.

4. Концептуальные компоненты структуры

4.1.Целевое назначение программы

Цель:

Формирование психологической готовности школьников к сдаче экзаменов.

Задачи:

  1. Формирование или расширение представлений об экзамене в формате ГИА
  2. Осознание и проработка собственных тревог и страхов, вызываемых ситуацией экзаменов.
  3. Развитие эффективных стратегий учебной работы при подготовке к экзамену.
  4. Формирование конструктивных способов совладания с экзаменационным стрессом.

Ожидаемые результаты :

  1. Сформированность представлений об экзамене в формате ГИА
  2. Снижение тревожности до уровня мобилизационной готовности
  3. Осознание конструктивных и неконструктивных способов учебной работы при подготовке к экзаменам
  4. Развитие стрессоустойчивости

  1. Содержательная характеристика программы

Структура программы

  1. Коррекционно-развивающая программа психолога с классом
  2. Практикум на уроках (совместно с педагогом)
  3. Индивидуально-ориентированное сопровождение

- группы риска

-ожидаемые темы консультаций

-тренинги

  1. Методическая поддержка педагогов

-семинары

-консультации

  1. Психологическое просвещение родителей

-ожидаемые темы консультаций

-родительские собрания

6. Календарно - тематическое планирование занятий педагога-психолога с  учащимися девятых классов

кол

час

Тема  

Коррекционная работа

1

1

«Экзамен: эпизод первый».

Осознание собственных представлений об экзамене и оптимизация отношения к нему.

2

3

«Разложение на множители».

Развитие эффективных стратегий учебной работы при подготовке к экзамену

3

1

«Я не трус, но я боюсь».

Осознание и проработка собственных тревог и страхов, вызываемых ситуацией экзамена.

4

1

«Готовность номер один».

Сведение к минимуму неэффективных стратегий поведения во время прохождения экзаменов. Активная апробация новых ролей и способов поведения.

5

2

«Экзамен для чайников».

Выработка копинг-стратегии.

7.Содержание программы

Тема 1. «Экзамен: эпизод первый».

Упражнение: «Приветствие»

Упражнение: «Пустой стул: момент истины»

Завершение занятия. Упражнение : «Метафора дня»

Тема 2. «Разложение на множители» («Экзамен и я», «Экзамен и стресс», «Экзамен? – без проблем»)

2.1.

Упражнение : «Кто я»

Упражнение «Ролевой репертуар выпускника»

Упражнение «Изменись, не изменяя себе»

2.2

Упражнение «Ассоциация»

Упражнение «Метаморфозы»

Упражнение «Преодоление»

2.3

Беседа

Упражнение: «Ключи»

Упражнение: «Этапы ГИА»

Упражнение: «Жизнь выпускника до, во время и после экзаменов»

Завершение занятия. Упражнение: «Картина дня»

Тема 3. «Я не трус, но я боюсь»

Упражнение «Я не трус, но я боюсь»

Упражнение «В ночь перед экзаменом»

Упражнение «Поединок со страхом»

Упражнение «Вот это встреча!»

Тема 4. «Готовность номер один»

Упражнение «Путь к успеху»

Упражнение «Ролевой тренинг»

Тема 5. «Экзамен для чайников»

5.1.

Упражнение «Тренинг-это маленькая жизнь»

5.2.

Упражнение «Рациональная организация»

8.Параметры результативности и диагностика

параметры психологической готовности

показатели

методики

  1. представление об экзамене

Сформированность представлений об экзамене

Интервью

анкетирование

  1. способы учебной работы

планирование

контроль

наблюдение

анализ учебных работ

экспертные  оценки педагогами

  1. стрессоустойчивость 

Уровень тревожности

Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”(

на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына)

9. Используемые методы:  ролевой тренинг.

Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение. Количество участников: 5-15 человек.

Продолжительность занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Список литературы для психолога:

1. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. «Правильный» набор. Правила в групповой психологической работе с детьми и подростками. – М.: Генезис, 2009;

2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. / Пер. с анг. – М., Независимая фирма «Класс», 1998;

3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика./ Пер. с нем. – М., Прогресс, 1994;

4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие: Пер. с нем. – 5-е изд., - М.: Генезис, 2005;

5. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М.: Генезис, 2004;

 

Списо к литературы для родителей, педагогов, учеников: 

1.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...

Сценарий спортивно - игровой программы для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Твори добро».

Данный материал можно использовать во внеклассной работе в коррекционной школе для учащихся начальной школы....

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...

«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Психолого-педагогическая поддержка  семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....