Консультация для родителей " Роль игры в формировании и развитии коммуникативных навыков у младших школьников"
консультация по психологии

Энзель Татьяна Геннадьевна

     Счастье – это когда тебя понимают!

Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам быть эффективными и успешными в обществе. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей?         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

        Казённое общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского  автономного округа Югры

«Леушинская школа- интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для  родителей

«Роль игры в формировании и развитии коммуникативных навыков младших школьников»

Составитель педагог- психолог

Т.Г.Энзель

Леуши, 2023г.

                                                                   «..Ребёнок является социальным существом

с самого момента рождения».

Л.С. Выготский  

     Счастье – это когда тебя понимают!

Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам быть эффективными и успешными в обществе. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей?        

    Секрет успешного общения в развитии коммуникативных навыков  – навыки общения.  Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Компоненты общения:
коммуникативный (обмен информацией);

перцептивный (восприятие);

 интерактивный (взаимодействие) компоненты.
Рассмотрим подробнее коммуникативный компонент и его составляющие.
Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств.

Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка . Исследователи Алексеева М.М, Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения:

  • Собственно речевые умения
  • Вступать в общение;
  • поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);
  • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
  • Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.);
  • Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек;
  • Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
  • Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики и жестов.

Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.  В работе педагога  основным вопросом становится - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков школьника.

       Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Речь идет не о формировании новой способности, а об её развитии.

    Коммуникативные потребности у детей могут удовлетворяться различными способами. Среди них важными являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.

     Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство вторглись компьютеры, телевизоры, секции, увлечение которыми не оставляет времени для общения со сверстниками.

Педагог, который знает,  как построить процесс общения, организовать игру, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. С помощью коммуникативного упражнения можно корректировать действия ребенка (агрессию, нетерпимость, истерику ребенка). В таких упражнениях и играх педагог  не только тот человек, который может все организовать, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

    Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.

Предлагаю несколько игр, которые помогут организовать рабочее время педагога с детьми.

«Добрые эльфы»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя).

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их».

Разыгрывается бессловесное действо.

«Муравьи»

«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей.

И так всю весну и все лето.   А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок.                   Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир.                           У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами под музыку.

«Запрещённое движение»

Ход игры. Дети стоят полукругом. Педагог стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все, остальные мои движения повторяйте за мной». Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающему побыть вместо воспитателя в роли ведущего.

«Общий круг»

Ход игры.  Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.

Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий. Основная игровая задача - сосредоточить внимание на партнере. Однако, если кто-то захочет что-то сказать другому, педагог не препятствует.

«Передай движение»

Ход игры. Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый, ведущий, «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо действие: причесывается, моет руки, ловит бабочку. Эти движения игрок показывает следующему, и так - по кругу, до последнего. Новое действие загадывает уже кто-либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока у играющих есть желание загадать свое движение.

«Передай настроение»

Ход игры. Примерно такой же, что и в игре «Передай настроение», только придумывается и передается не движение, а настроение (грустное, веселое, тоскливое).

Первым мимикой, жестами настроение показывает воспитатель. Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал.

Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает.

Действия детей не оцениваются и не обсуждаются.

Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.

«Передай движение»

Ход игры. Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так - по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего.

Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Правила игры. Из числа играющих составляются небольшие группы (четверо-пятеро детей). Договорившись с помощью педагога, какое действие они будут представлять (или умывание, или рисование, или сбор ягод), дети самостоятельно продумывают и представляют сюжет.

Ход игры. Каждая группа, прежде чем разыграть молчаливое действо, предваряет его фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся. Если задача решена, на сцену выходит следующая группа.

«На тропинке»

Ход игры. На полу или на асфальте чертится узкая полоска. Педагог обращает внимание детей на полоску:

«Это – узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней, одновременно, может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер, и они не долетают до товарища».

Воспитатель помогает детям разбиться на пары и наблюдает вместе с остальными детьми за тем, как по тропинке проходит очередная пара.Успешное выполнение этого задания возможно в том случае, если один из партнёров уступит дорогу своему товарищу.

«Мостик»

Ход игры. Задание такое же, как и в предыдущей игре, только одному из детей в паре воспитатель завязывает глаза, а другой ребенок должен провести его так, чтобы его слепой партнер не упал в воду.

«Лабиринт»

Ход игры. Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель расставляет на полу запутанный лабиринт с узкими проходами. Затем говорит:

«Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись друг к другу лицом. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери захлопнутся, и вы не сможете больше выбраться наружу». 

Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет как бы спиной, повернувшись лицом к партнеру.

После того как первая пара прошла весь лабиринт, начинает движение вторая пара. Дети вместе со взрослым следят за ходом игры.

«Шторм»

Ход игры. Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит:

«Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм одна удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы мажете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т.д.»

Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой. Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.

Литература.


1.  
http://rodnaya-tropinka.ru/kommunikativny-e-igry/#ixzz3Y0svKPiZ

           2. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии:

              коммуникативная дифференциация личности / Д.И. Бойков. – М., 2005. –  

  1.  

         3. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика/ В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев,

              И.А. Горшенков. – М.: Дрофа, 2009. – 267 с.

        4. http://referatwork.ru/refs/source/ref-5278.html

        5.  Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники \ О.Н. Истратова. – Изд. 6-е. – Ростов: Феникс, 2013. – 349 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

Методические рекомендации по коррекции нарушений формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников.

Механизмы, симптоматика и структура нарушений формирования счетных операций у детей – являются предметом исследований таких научных дисциплин, как: нейропсихология, нейрофизиология, нейролингвистика, ...

Развитие коммуникативной культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.

     Данный методический материал презентации можно использовать на итоговом занятии по английскому языку  в рамках программы по дополнительному образованию "Учимся гов...

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях с использованием игр и упражнений"

Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя- логопеда по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.В работе описаны группы игр, осн...

Консультация для родителей "Роль игры в развитии дошкольника "

Консультация для родителей "Роль игры в развитии дошкольника"...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей начальной школы игровая деятельность играет очень важную роль, потому что в дошкольном возрасте игровая деятельность является основным занятием для детей. Уже в начальной школе происходит см...