Занятие-тренинг "Учимся радоваться жизни".
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Гусарева Анастасия Сергеевна

Цель: сформировать у учащихся умение радоваться жизни, находить хорошее в каждом дне; развивать коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, спорить; воспитывать активность, самостоятельность; выработать приемы улучшения настроения.
Форма работы: занятие с элементами тренинга.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, высказывания, сердечки из цветной бумаги, листы А-4, таблица Робинзона Крузо, фломастеры, цветные карандаши, мешочек.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening-_uchimsya_radovatsya_zhizni.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-тренинг "Учимся радоваться жизни".

Главное – научиться радоваться жизни.
Лев Ландау

Высказывания мудрецов.
• “Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении”. (Марсель Ашар)
• “Зложелатель никогда цели не достигнет.
Сделай зло – и зло в ответ злобного постигнет.
Я хочу тебе добра – ты мне зла желаешь,
Злись, почтенный, - но меня злоба не настигнет”. (Омар Хайям)
• “Нет”, сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем “Да”, сказанное только для того, чтобы избежать проблем”. (Махатма Ганди)
• “Полюбить можно лишь то, что знаешь”. (Леонардо да Винчи”)
• “Человеку не стало бы лучше, если бы исполнилось все, чего он желает”. (Гераклит)

Цель: сформировать у учащихся умение радоваться жизни, находить хорошее в каждом дне; развивать коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, спорить; воспитывать активность, самостоятельность; выработать приемы улучшения настроения.
Форма работы: занятие с элементами тренинга.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, высказывания, сердечки из цветной бумаги, листы А-4, таблица Робинзона Крузо, фломастеры, цветные карандаши, мешочек.

Ход занятия.

Психолог:
- Человеку дана только одна жизнь. Она должна быть долгой, счастливой, радостной и интересной. Многие люди не осознают, что в значительной степени от них зависит счастье построенной жизни. Надо ценить каждый наступающий и прожитый день. Побеждать тревогу, плохое настроение, страх, тоску, неверие в себя, сомнения. Стремиться к тому, чтобы быть выносливым, целенаправленным, оптимистичным, жизнерадостным и смелым, уверенным в себе.
К сожалению, зачастую мы не умеем организовать свою жизнь, чтобы она была насыщена эмоционально и интеллектуально, приносила радости, дружбу, общение, чтобы она, несмотря на “подводные рифы” и неожиданности, воспринималась как неоценимый подарок.

- Давайте, поразмыслим на эту тему и постараемся что-то в себе изменить.

Учащиеся знакомятся с высказыванием Марселя Ашара:
«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении».

Психолог:
- Так легко и так тяжело тем, кто выполняет упражнения впервые, и не привык заниматься такими вещами. Все не так уж сложно, как вам сейчас представляется. Главное - работать, думать, чувствовать, анализировать – и дело пойдет на поправку. Просто нужно научиться радоваться жизни.
Вспомните, когда вы радовались последний раз – вчера, неделю, год назад? ... То есть в следующий раз вы порадуетесь завтра, через неделю, через год… Правильно? Вы всегда ставите условия: вот если бы… Вашу радость нужно заслужить. Только вот вопрос: кому нужно? Прежде всего, вам! Радость и смех сами по себе – исцеление, путь к любви, успеху. Вам так повезло! Вы живете в удивительно устроенном мире! Только осознайте все его разнообразие – звуков, цветов, людей, талантов, эмоций, возможностей…Дух захватывает!
Ну как, получается? Чувствуете, как на душе-то полегчало? Молодцы! Итак…
Запомните это радостное состояние хорошенько и никому не позволяйте вас из него вывести!

- Станьте счастливыми!
Между прочим, ученые уже давно доказали, что счастливые люди и болеют намного реже. Им это просто ни к чему! А начать можно с малого: попробуйте хоть на полчаса стать другим человеком. Не проходите мимо мелочей жизни, которые доставят вам радость, пусть даже небольшую. А для начала просто подумайте, что бы это могло быть. Желательно даже записать это на бумажку и время от времени ее перечитывать.

Упражнение «Меня радует…».
Учащимся предлагается записать на листочках то, что приносит им радость.
Желающие зачитывают то, что написали.
Обсуждение.

Упражнение «Моя полянка».
Психолог предлагает всем занять удобную позу, сидя в кругу, закрыть глаза и представить (спокойная музыка).
« Все мы находимся на полянке, каждый на своей. У кого – то она маленькая, у кого – то большая. У кого – то светит солнышко, у кого-то идёт дождь. Какое время года на вашей полянке? Какое время суток? Кто вы на этой полянке: гриб, растение, животное, птица? Что вы чувствуете, как взаимодействуете с окружающими, если они есть?
После упражнения учащимся предлагается нарисовать свою полянку.

Психолог:
- Козьма Прутков говорил: «Хочешь быть счастливым – будь им!»
Давайте, попробуем написать эту фразу, а точнее, напечатать ее.

Игра «Пишущая машинка».
Цель: раскрепощение участников группы, формирование позитивного настроя.
Итак, мы – буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым – будь им!» Сейчас мы произнесем весь алфавит, все 33 буквы. Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка – хлопнет в ладоши, пробел – топнет ногой, восклицательный знак – крикнет «Ура!».

Психолог:
- Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение).
- Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, вселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить. С человеком постоянно злым, недовольным трудно общаться, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Вот поэтому от настроения зависит и ваше здоровье, и ваши отношения с друзьями и родственниками.

Упражнение «Пожелание другу».
Цель: формирование позитивного настроя.
Учащимся раздаются заготовки разноцветных сердечек. На сердечке предлагается написать приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе…»
Психолог собирает в декоративный мешочек сердечки с пожеланиями. Сердечки перемешиваются. Затем, в конце занятия каждый участник вынимает из мешочка пожелание.

Психолог: Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который остался один на необитаемом острове).

Таблица, составленная Робинзоном Крузо.

Зло Добро
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. Но зато я выделен из всего нашего экипажа, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.
Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.
Я беззащитен против нападения людей и зверей. Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?
Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня. Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.

Упражнение «Плохо – хорошо»
Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.
Ход упражнения.
Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, плохая оценка, предательство лучшего друга и т.д.. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации. Можно под диктовку учащихся написать ответы на доске.

Самый лучший пример для подростков, особенно девочек, - героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее».
Психолог: Но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.

Психолог:
- А сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение:

Эх, проснуться б за час до рассвета,
Просто так… от предчувствия счастья!
И собравшись, сбежать незаметно,
Ведь хотелось хоть раз? Ну, признайся!
Свежий воздух вздохнуть, чуть поёжась
Улыбнуться бледнеющим звёздам
Ну, к чему мне теперь осторожность?
Возвращаться, увы, слишком поздно
Я возьму и умоюсь росою,
Рассмеюсь розовеющим эхом
И бельчонка спугнув под сосною,
Поспешу к краю леса прорехам
Вместе с солнцем мы выйдем к заливу
Окунёмся друг в друга и в море
Я забуду про слово «тоскливо»,
Отряхнусь от понятия «горе»
Счастье? Вот оно! Блёсткой дорожкой,
С горизонта течёт мне в объятья
Знаю я – быть счастливой не сложно,
Быть счастливой – простое занятие!

Упражнение «Воздушный шар».
Цель: формирование веры в свои силы.
Представьте себе, что после успешной и нужной научной экспедиции все летят домой на воздушном шаре. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта, однако возникает необходимость облегчить шар, выбросив другие предметы, перечень которых предлагается: аптечка — 5 кг, компас — 2 кг, консервы — 25 кг, подзорная труба — 1 кг, ружье и патроны — 25 кг, конфеты — 20 кг, спальные мешки — 30 кг, ракетница и сигнальные ракеты — 10 кг, палатка — 20 кг, баллон с кислородом — 50 кг, географические карты — 5 кг, баллон с питьевой водой — 20 кг, надувная лодка — 25 кг, видеокассеты — 3 кг, видеокамера — 5 кг, магнитофон — 3 кг.

Психолог:
- Какая бы ситуация не произошла в вашей жизни, помните: из любой, даже самой неприятной, можно найти выход.

Чтение декларации самоценности.
Детям раздаются карточки. Каждый из них громко читает написанное.
«Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи.
Все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам».

Психолог:
- Я желаю вам всем удачи. Живите с улыбкой и никогда с ней не расставайтесь. Улыбайтесь друг другу! Пусть вам всегда, везде и во всем будет хорошо. Да сбудутся ваши желания и мечты.

Учащиеся по очереди вынимают из мешочка сердечки с пожеланиями и зачитывают их.

Психолог: Закончить сегодняшнее занятие я хотела бы философским завещанием матери Терезы:
Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.
Жизнь – это красота. Увлекайся ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи ее.
Жизнь – это вызов. Прими его.
Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.
Жизнь – это игра. Стань игроком.
Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.
Жизнь – это приобретение. Охраняй его.
Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.
Жизнь – это тайна. Познай ее.
Жизнь – это долина слез. Преодолей все.
Жизнь – это песня. Допой ее до конца.
Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.
Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.
Жизнь такая интересная – не растрать ее.

ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ! ЗАВОЮЙ ЕЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Тема: "Ради жизни на земле"

Урок расширяет знания о Великой Отечественной войне, знакомит со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивает познавательную активность учащихся,творческие способности,коммуникативные и информационны...

Методическая разработка коммунарского сбора на тему: "Ради жизни на Земле", посвященного Дню Победы

Методическая разработка коммунарского сбора "Ради жизни на Земле"...

Программа коммунарского сбора "Ради жизни на Земле"

Программа проведения коммунарского сбора: "Ради жизни на Земле"...

Ради жизни на Земле...

Сценарий проводится  перед праздником Победы. Идет тщательная подготовка учащихся: заучиваются наизусть стихотворения, песни.  Кабинет, где проходит мероприятие,  оформляпется плакатами...

Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...