Проявления дезадаптивного поведения у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости в конфликтных ситуациях
презентация к уроку по психологии (9 класс)

Данилова Агния Владимировна

В подростковом возрасте школьники с умственной отсталостью наиболее уязвимы – именно в это время могут проявиться или усугубиться проблемы в поведении и эмоционально-волевой сфере.

Несвоевременность выявления причины дезадаптации, отсутствие специальных коррекционно-профилактических мероприятий приводят к риску криминального поведения.

Очень важно подготовить подростков к самостоятельной жизни – дать им знания, умения, навыки для построения здоровых отношений в коллективе, разрешения конфликтных ситуаций. Также необходимо, чтобы поведение подростков соответствовало социальным и правовым нормам.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проявления дезадаптивного поведения у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости в конфликтных ситуациях

Слайд 2

Дезадаптивное поведение – это прежде всего не отсутствие адаптации, а нарушенное, искаженное поведение при адаптации. Проявления школьной дезадаптации выступают в четырех основных формах: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение контактов смешанная форма, включающая сочетание указанных нарушений.

Слайд 3

Актуальность Д езадаптивное поведение: наиболее ярко проявляется именно при умственной отсталости. выражается в отрицании каких-либо правил, неподчинении моральным и правовым нормам. В подростковом возрасте школьники с умственной отсталостью наиболее уязвимы – именно в это время могут проявиться или усугубиться проблемы в поведении и эмоционально-волевой сфере. Несвоевременность выявления причины дезадаптации, отсутствие специальных коррекционно-профилактических мероприятий приводят к риску криминального поведения. Очень важно подготовить подростков к самостоятельной жизни – дать им знания, умения, навыки для построения здоровых отношений в коллективе, разрешения конфликтных ситуаций. Также необходимо, чтобы поведение подростков соответствовало социальным и правовым нормам.

Слайд 4

Гипотеза исследования состоит в том, что у детей подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости имеются особенности поведения, которые проявляются в нарушении адаптации в коллективе, в неадекватной самооценке, а также в нарушении реакции в ситуациях рефлексии.

Слайд 5

Объектом исследования является дезадаптивное поведение старших школьников . Предметом исследования являются дезадаптивное поведение старших школьников с легкой степенью умственной отсталости . Цель исследования – разработать систему коррекционной работы по профилактике и устранению дезадаптивного поведения у старших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.

Слайд 6

1. Изучение теоретических источников по проблеме исследования. 2. Определение содержания методики констатирующего эксперимента. 3. Выявление поведенческих нарушений и склонности к дезадаптивному поведению у старших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости и их сверстников с нормальным развитием. 4. Разработка системы коррекционной работы по профилактике и устранению дезадаптивного поведения у старших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости. Задачи исследования:

Слайд 7

Констатирующий эксперимент проводился в школе-интернат г. Санкт- Петербурга, для подростков с ОВЗ. В исследовании участвовало 2 группы: 10 школьников с УО – экспериментальная группа; 10 школьников без патологии – контрольная группа. Средний возраст: 17 лет. Организация исследования

Слайд 8

1. Тест СДП (склонность к девиантному поведению) Э.В. Леуса . Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. 2. Методика диагностики самооценки Дембо -Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан . Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. 3. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга. Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Методика констатирующего эксперимента

Слайд 9

Результаты констатирующего эксперимента Особенности самооценки по методике Дембо -Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан Особенности выраженности дезадаптации у старших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости по методике «Склонность к девиантному поведению» Э.В. Леуса

Слайд 10

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА КОРРЕКЦИЮ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Цель: формирование адекватного, соответствующего социальным нормам поведения, развитие социализации у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Задачи: 1. Обучение навыкам взаимодействия в группе, в парах для достижения поставленной задачи; 2. Коррекция взаимоотношений в группе, разрешение конфликтов; 3. Обучение корректным способам выражения испытываемых эмоций; 4. Практика рефлексии и самоанализа; 5. Создание алгоритма для адекватной оценки: a) своих возможностей; b) происходящих жизненных ситуаций; c) своих поступков.

Слайд 11

Организация психокоррекционной работы Программа рассчитана на группы подросткков старшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (возраст 16-19 лет). Количество человек в группе 8-10. Вид программы по времени реализации: среднесрочная (3 мес ). Временные рамки продолжительности занятий: продолжительность занятий 35-40 минут. График занятий: 2 раза в неделю. Инвентарь и материалы: карандаши, бумага А4; разрезные картинки, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, схемы и др.) Методы и формы работы: психогимнастика , беседа, групповая дискуссия, использование элементов сказкотерапии, игротерапии , арттерапии , ролевая игра, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

Слайд 12

Для коррекции дезадаптивного поведения важно: 1. Учитывать три фактора — это сам подросток, его семья и его учителя (воспитатели). Соответственно коррекционная работа в первую очередь подразделяется на эти три направления. Что обеспечивает соблюдение принципа системности. 2. Начинать работу прежде всего с диагностики причин и предпосылок к социально- дезадаптивному поведению учащихся.

Слайд 13

Выводы В своей работе мы провели исследование группы подростков с легкой степенью умственной отсталости, а также составили план коррекции дезадаптивного поведения. В результате проведенного исследования, выдвинутая гипотеза, о том, что у детей подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости имеются особенности поведения, которые проявляются в нарушении адаптации в коллективе, в неадекватной самооценке, а также в нарушении реакции в ситуациях рефлексии – подтверждена частично. При проведении психокоррекционных занятий важно помнить, что подростки с легкой степенью умственной отсталости переживают те же возрастные проблемы, что и школьники с нормальным психическим развитием; и сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, реагируют схожим образом. Но также есть и отличия , которые влияют на прогрессирование дезадаптивного поведения. Такие как – низкая самооценка в сочетании с завышенными притязаниями, и неуверенность при взаимодействии в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного занятия в 8 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Конспект  воспитательного занятия в 8 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Воспитатель Краус О.М.Тема: « Изготовление бумажного эко-пакета».Цель: Освоение навыка изготовле...

Контрольно-измерительные материалы по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости

Тесты предназначены для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости. Позволяют оперативно проверить знания по следующим темам программного материала:1) "Все действия с числами в ...

Специфика развития устной связной речи у школьников с легкой степенью умственной отсталости

Овладение связной устной речью детьми с легкой  умственной отсталостью осуществляется в значительно более поздние сроки, чем в норме, и имеет определенное своеобразие.Устная речь детей данной кат...

Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Правила поведения пешеходов" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5-6 класса

Материал разработан для целевой прогулки учащихся с умственной отсталостью. В разработке определяются основные правила поведения пешеходов при движении по тротуару, при переходе улиц и дорог города по...

Программа по развитию связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством мнемотехники

Целью данной программы является формирования связной речи детей младшего школьного возраста (3-4 классы) с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники, для успешной адаптации в учебной...

Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Памятка родителям по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости...

Памятка для педагога по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости

Памятка для педагога по профилактике деструктивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости...