Рабочая программа для 8 - 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2009 – 160с. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образов
рабочая программа по психологии

Дорошенко Наталья Юрьевна

С учетом индивидуальных и психофизических особенностей и эмоционально – волевой сферы, рабочая программа рассчитана для:                6 класса – 68 часов; 8  класса – 68 часов; 9 класса – 68 часов.

Срок освоения программы: 1 учебный год

 

Современные требования общества к развитию детей, имеющие нарушения интеллекта, оказание им комплексной помощи, направленные на преодоление трудностей, овладения социальными и познавательными компетенциями, формирования жизненного ресурса детей, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, которые включают в себя:

 · Нарушения мелкой и общей моторики

 · Нарушения пространственной ориентировки и координацию движений

· Нарушения таких познавательных процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Цель: коррекция и развитие недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций, обучающихся с нарушением интеллекта.

Задачи:

 1. Развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы обучающихся;

2. Обогащение чувственного познавательного опыта, нацеленного на развитие памяти, внимания, воображения, мышления и речи;

 3. Закрепление на основе, активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

4. Обогащение словарного запаса;

5. Исправление недостатков общей моторики, совершенствовать их зрительнодвигательную координацию и ориентацию в пространстве;

6. Способствовать целенаправленному систематическому развитию правильного восприятия цвета, формы величины, пространственного расположения предметов.

 В ходе работы используются:

· Игровые методы

· Ролевые игры

· Работа в парах, тройках

 · Метод группового обсуждения

 · Арт- терапия в различных ее видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание, пескотерапия)

· Сказкотерапия

· Рассматривание рисунков, иллюстраций

 · Упражнения подражательного, творческого характера

· Схематическое изображение предметов

 · Создание проблемных ситуаций

 · Обсуждение прочитанного

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной, насыщенной.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. На  каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 25 – 40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Необходимое условие любого общения – налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партнера, желание взаимодействовать. Коррекционные занятия являются прекрасным средством решить эти задачи.

 

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- проявлять интерес к познанию и самопознанию;

- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)

- проявлять логическое мышление;

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- умение сотрудничать;

- уметь понимать и передавать свои чувства.

 

В 6  классе обучающиеся должны сформировать:

- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

- чувство единства, умение действовать согласованно;

- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей в исходной конструкции

- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий.

 

В 7 классе обучающиеся должны сформировать:

- сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

           - определять последовательность событий

 

 

 

В 8 классе обучающиеся должны сформировать:

- повышение уровня развития психических функций;

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий.

 

          

            В 9 классе обучающиеся должны сформировать:

           -  проявлять интерес к познанию и самопознанию;

- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- уметь понимать и передавать свои чувства;

- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)

- проявлять логическое мышление;

- умение сотрудничать

 

Система оценки достижения планируемых результатов::

Во время прохождения программы предусмотрены:

Входящая диагностика проводится с 1 по 15 сентября, по итогам которой, заполняются представления на учащихся.

Итоговая диагностика проводится с 15 по 31 мая, по итогам заполняются представления на учащихся (мониторинговые таблицы).

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-9.docx67.85 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Средняя  общеобразовательная  школа № 3»  г. Назарово Красноярского края

г. Назарово Красноярского края ул. Вокзальная д..5а  т. 7-77-40

 e- mail: scool17-nazarowo@rambler.ru

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического

совета  протокол №  _от      

 « » августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_________/Шинкарева А.Н./                          

« »  августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №3                  

___________/Петров Е.В._/                        

Приказ №____от «____»  августа 2023г.

Рабочая программа подгрупповых психологических занятий

 на 2023-2024 учебный год

        Количество часов по программе:68

        Количество часов в неделю: 2

                  Разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования и авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, Москва «Просвещение» 2009год.

                       

Автор рабочей программы

ФИО: Дорошенко Н.Ю.

Должность: педагог-психолог

                                                                                                                                                                                                              Кв.категория:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 8 - 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2009 – 160с. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова/.

Рабочая программа составлена на основании:

         Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ;

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон о защите прав ребенка.
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599

С учетом индивидуальных и психофизических особенностей и эмоционально – волевой сферы, рабочая программа рассчитана для:                6 класса – 68 часов; 8  класса – 68 часов; 9 класса – 68 часов.

Срок освоения программы: 1 учебный год

Современные требования общества к развитию детей, имеющие нарушения интеллекта, оказание им комплексной помощи, направленные на преодоление трудностей, овладения социальными и познавательными компетенциями, формирования жизненного ресурса детей, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, которые включают в себя:

  Нарушения мелкой и общей моторики

  Нарушения пространственной ориентировки и координацию движений

 Нарушения таких познавательных процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Цель: коррекция и развитие недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций, обучающихся с нарушением интеллекта.

Задачи:

 1. Развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы обучающихся;

2. Обогащение чувственного познавательного опыта, нацеленного на развитие памяти, внимания, воображения, мышления и речи;

 3. Закрепление на основе, активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

4. Обогащение словарного запаса;

5. Исправление недостатков общей моторики, совершенствовать их зрительнодвигательную координацию и ориентацию в пространстве;

6. Способствовать целенаправленному систематическому развитию правильного восприятия цвета, формы величины, пространственного расположения предметов.

 В ходе работы используются:

 Игровые методы

 Ролевые игры

 Работа в парах, тройках

  Метод группового обсуждения

  Арт- терапия в различных ее видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание, пескотерапия)

 Сказкотерапия

 Рассматривание рисунков, иллюстраций

  Упражнения подражательного, творческого характера

 Схематическое изображение предметов

  Создание проблемных ситуаций

  Обсуждение прочитанного

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной, насыщенной.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. На  каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 25 – 40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Необходимое условие любого общения – налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партнера, желание взаимодействовать. Коррекционные занятия являются прекрасным средством решить эти задачи.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- проявлять интерес к познанию и самопознанию;

- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)

- проявлять логическое мышление;

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- умение сотрудничать;

- уметь понимать и передавать свои чувства.

В 6  классе обучающиеся должны сформировать:

- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

- чувство единства, умение действовать согласованно;

- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей в исходной конструкции

- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий.

В 7 классе обучающиеся должны сформировать:

- сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности важных качеств в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

           - определять последовательность событий

В 8 классе обучающиеся должны сформировать:

- повышение уровня развития психических функций;

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий.

         

            В 9 классе обучающиеся должны сформировать:

           -  проявлять интерес к познанию и самопознанию;

- снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- уметь понимать и передавать свои чувства;

- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)

- проявлять логическое мышление;

- умение сотрудничать

Система оценки достижения планируемых результатов::

Во время прохождения программы предусмотрены:

Входящая диагностика проводится с 1 по 15 сентября, по итогам которой, заполняются представления на учащихся.

Итоговая диагностика проводится с 15 по 31 мая, по итогам заполняются представления на учащихся (мониторинговые таблицы).

Календарно-тематическое планирование по курсу

6 класс

Раздел

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

Блок 1

Входная диагностика познавательных процессов.

1.Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

2.Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки», уровень сложности 7.)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 7)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»  уровень сложности 7).

3.Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»,  уровень сложности 7).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 7).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7)

4.Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

Блок 2

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

1.Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика М.Монтессори «Назови цвет»
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблица геометрических фигур

2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

2.Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

3.Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок
  • Какой вид сверху соответствует предмету
  • Что перепутал художник

                       

4.Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Синтез слов и звуков»
  • Таблицы Шульте
  • Перепутанные линии

2. Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти растение»
  • Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18, 19 -1)

3.Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «На одну букву»
  • Игра «Правая, левая»
  • Игра «Повтори за мной»

4.Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Игра «Чей это дом?»

5.Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Считай и двигайся»
  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Знаковый тест»

6. Развитие объема внимания:

  • Игра «Что изменилось»
  • Игра «Знаем ли мы пословицы»

7.Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:

  • Слова – имена
  • Кто больше запомнит
  • Форма предметов
  • Опиши по памяти

4. Изучение механических законов запоминания

5. Коррекция и развитие механической памяти:

  • Нелогические пары

6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

7.Упражнения для развития вербальной памяти.

8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

9.Диагностика развития памяти

Коррекция, развитие и диагностика мышления

1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Дорисуй рисунок

2.Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Круглые очки»

3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений
  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов
  • Кто кем будет
  • Установление отношений

4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний
  • Назови одним словом
  • Исключение лишнего

5.Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов
  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Нахождение причины событий
  • Угадывание последствий событий

6. Упражнения на развитие глазомера

7.Составление сюжетного рассказа

8. Развитие логического мышления

  • Игра «Вывод»
  • Тест «Аналогия»

9. Задачи на сравнение

10. Диагностика развития мышления

Блок 3

Заключительная диагностика

1. Диагностика восприятия

2.Диагностика внимания

3. Диагностика памяти

4. Диагностика мышления

Тематическое планирование по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

7 класс

Раздел

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

Блок 1

Входная диагностика познавательных процессов.

1.Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

2.Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки», уровень сложности 7.)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 7)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»  уровень сложности 7).

3.Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»,  уровень сложности 7).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 7).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7)

4.Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

Блок 2

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

1.Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика М.Монтессори «Назови цвет»
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблица геометрических фигур

2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

2.Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

3.Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок
  • Какой вид сверху соответствует предмету
  • Что перепутал художник

4.Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Синтез слов и звуков»
  • Таблицы Шульте
  • Перепутанные линии

2. Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти растение»
  • Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18, 19 -1)

3.Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «На одну букву»
  • Игра «Правая, левая»
  • Игра «Повтори за мной»

4.Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Игра «Чей это дом?»

5.Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Считай и двигайся»
  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Знаковый тест»

6. Развитие объема внимания:

  • Игра «Что изменилось»
  • Игра «Знаем ли мы пословицы»

7.Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:

  • Слова – имена
  • Кто больше запомнит
  • Форма предметов
  • Опиши по памяти

4. Изучение механических законов запоминания

5. Коррекция и развитие механической памяти:

  • Нелогические пары

6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

7.Упражнения для развития вербальной памяти.

8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

9.Диагностика развития памяти

Коррекция, развитие и диагностика мышления

1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Дорисуй рисунок

2.Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Круглые очки»

3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений
  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов
  • Кто кем будет
  • Установление отношений

4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний
  • Назови одним словом
  • Исключение лишнего

5.Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов
  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Нахождение причины событий
  • Угадывание последствий событий

6. Упражнения на развитие глазомера

7.Составление сюжетного рассказа

8. Развитие логического мышления

  • Игра «Вывод»
  • Тест «Аналогия»

9. Задачи на сравнение

10. Диагностика развития мышления

Блок 3

Заключительная диагностика

1. Диагностика восприятия

2.Диагностика внимания

3. Диагностика памяти

4. Диагностика мышления

Тематическое планирование по курсу

8 класс

Раздел

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

Блок 1

Входная диагностика познавательных процессов.

1.Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

2.Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, уровень сложности 8.)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 8)
  • Исследование устойчивости внимания (методика «Исправь ошибки», уровень сложности 8)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»  уровень сложности 8).

3.Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»,  уровень сложности 7).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 7).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7)

4.Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

Блок 2

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

1.Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика М.Монтессори «Назови цвет»
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблица геометрических фигур

2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

3.Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

4.Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок
  • Какой вид сверху соответствует предмету
  • Что перепутал художник

5.Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Слова - невидимки»
  • Счет по 25, 30, 50
  • Перепутанные линии
  • Упражнение «Раскрась, что получилось»

2. Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти профессию»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18, 19 -1)
  • Игра «Два дела одновременно»
  • Методика Мюнстерберга

3.Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «Поиск предмета»
  • Игра «Поем вместе»
  • Игра «Повтори за мной»

4.Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки» - 2, 3 вариант
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Упражнение «Знаем ли мы пословицы»

5.Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Скажи наоборот» (модификация методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой)
  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Два дела одновременно»

6. Развитие объема внимания:

  • Игра «Кто внимательнее»
  • Упражнение «Колесо обозрения»

7.Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:

  • Слова – имена
  • Кто больше запомнит
  • Форма предметов
  • Опиши по памяти

4. Изучение механических законов запоминания

5. Коррекция и развитие механической памяти:

  • Нелогические пары

6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

7.Упражнения для развития вербальной памяти.

8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

9.Диагностика развития памяти

Коррекция, развитие и диагностика мышления

1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Дорисуй рисунок

2.Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Круглые очки»
  • Анализ зрительного образа

3.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений
  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов
  • Кто кем будет
  • Установление отношений

4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний
  • Назови одним словом
  • Исключение лишнего

5.Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов
  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Нахождение причины событий
  • Угадывание последствий событий

6. Упражнения на развитие глазомера

7.Составление сюжетного рассказа

8. Развитие логического мышления

  • Игра «Вывод»
  • Тест «Аналогия»

9. Задачи на сравнение

10. Диагностика развития мышления

Блок 3

Заключительная диагностика

1. Диагностика восприятия

2.Диагностика внимания

3. Диагностика памяти

4. Диагностика мышления

Тематическое планирование по курсу

9 класс

Раздел

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Блок 1

Входная диагностика познавательных процессов.

1.Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

2.Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, уровень сложности 9.)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 9)
  • Исследование продуктивности и устойчивости внимания (методика «Исправь ошибки», уровень сложности 9)
  • Исследование избирательности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»  уровень сложности 8).
  • Определение уровня внимания и работоспособности (Методика «Счет» - 1 и 2 способ)

3.Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»,  уровень сложности 9).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма»,  «Тройки слов» уровень сложности 9).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 9)
  • Диагностика логической и механической памяти (Методика «Запомни пару»)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 9)

4.Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт» уровень сложности 9)
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.
  • Диагностика развития логического мышления (методики «Четвертый лишний», «Сохранение массы»)

Блок 2

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

1. Упражнения для развития восприятия:

  • Упражнение «Таблица графических изображений»
  • Упражнение «Таблица цифр»
  • Упражнение «Таблица геометрических фигур»
  • Упражнение «Таблица  букв»
  • Упражнение «Нарисовать объект, пользуясь набором фигур»

2. Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика «Назови цвет» М. Монтессори
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблицы геометрических фигур

3.  Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям:

  • Упражнение «Составь целое из частей»
  • Упражнение «Составь фигуры»

3.Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Определи длину отрезка»
  • Игра «Определи размер на ощупь»
  • Игра «Делим на части»
  • Игра «Угадай голоса»
  • Игра «Развиваем чувство времени»
  • Игра «На какой странице закладка»

4.Коррекция и развитие пространственного восприятия:

  • Упражнение «Определи положение предметов»
  • Упражнение «Найди место»
  • Упражнение «Определи правую и левую сторону»

5.Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

1.Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Слова - невидимки»
  • Счет по командам
  • Игра « Синтез слов и звуков»
  • Методика «Таблицы Шульте»

2. Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти профессию»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Методика «Красно – черная таблица» (1 – 20, 21 -1)
  • Игра «Два дела одновременно»
  • Методика Мюнстерберга

3.Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Минутка»
  • Игра «Правая, левая»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «Что изменилось?»
  • Игра - разминка «Исходное положение»
  • Упражнение «Точки»

4.Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Упражнение «Чей это дом?»

5.Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Два дела одновременно»
  • Игра «Повторяем движения»
  • Игра «Считай и двигайся»

6. Развитие объема внимания:

  • Игра «Кто внимательнее»
  • Упражнение «Колесо обозрения»
  • Игра «Поиск предмета»
  • Игра «Знаем ли мы пословицы»

7.Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

2.Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Нелогичные парные ассоциации
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:

  • Игра «Снежный ком»
  • Игра «Я положил в мешок»
  • Игра «Восстанови пропущенное слово»
  • Упражнение «Скороговорки и считалки»

4. Развитие тактильной памяти:

  • Игра «передача воображаемого предмета»
  • Игра «Конспиратор»
  • Игра «Тактильный образ»

5. Развитие произвольной памяти:

  • Упражнение «Я фотоаппарат»
  • Упражнение «Запомни порядок»

6.Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Запомни порядок
  • Игра «Кто больше увидит и запомнит»
  • Игра «Штирлиц»
  • Упражнение «Портрет»
  • Упражнение «Фигуры»

7.Диагностика развития памяти

Коррекция, развитие и диагностика мышления

1. Тренинг мышления. Интеллектуальные игры.

  • Занятие №1 «Поиск общего»
  • Занятие №2 «Что лишнее?» «Поиск предметов, обладающих общими свойствами»
  • Занятие № 3 «Поиск предметов с противоположными свойствами»
  • Занятие № 4 «Поиск предметов – звеньев, объединяющих данные предметы»
  • Занятие №5 «Учимся формулировать определения», «Учимся выражать мысли другими словами»
  • Занятие №6 «Перечень заглавий к рассказу», «Сокращение рассказа»
  • Занятие №7 «Ищем возможные причины», «Построение сообщения по алгоритму»
  • Занятие №8 «Выражения. Слова наоборот»
  • Занятие №9 «Учимся замечать главное» «Узнаем зашифрованные предложения»

2. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек
  • Упражнение «Платочек»
  •  Упражнение «Лабиринт»
  • Упражнение «Найди закономерность»

3. Коррекция и развитие словесно – логического мышления:

  • Упражнение «Раздели на группы»
  • Логические задачи
  • Задачи на сравнение

4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Упражнение «Отделение формы понятия от его содержания»
  • Упражнение «Установление связи между понятиями»
  • Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом»
  • Упражнение «Выделение существенных признаков для сохранения логичности суждений»

5. Диагностика развития мышления

Блок 3

Игровые тренинги

Развитие коммуни-

кативных навыков

  • Занятие №1 игры «Путаница», «Колечко», «Мячик с путаницей»
  • Занятие №2 игры «Передай предмет», «Комплименты», «Я не знаю»
  • Занятие№3 Игры «Дракон, кусай свой хвост», «Скучно, скучно так сидеть», «Заколдованные»
  • Занятие№4 игры «Моргалки», «Лабиринт»
  • Занятие №5 игры «Ассоциации»,  «Неудобная ситуация»
  • Занятие №6 игры «2 узника», «Зеркало»
  • Занятие №7игры «пальчики», «Убийцы», «Диалоги»
  • Занятие №8 игры «Звери», «Шарады», «Телефонный разговор»
  • Занятие №9 игры «Загадочное существо», «Телефон  доверия»
  • Занятие №10 игра «Кораблекрушение»

Блок 4

Заключительная диагностика

1. Диагностика восприятия

2.Диагностика внимания

3. Диагностика памяти

4. Диагностика мышления

Формы контроля

Программа включает в себя обязательную психологическую диагностику, которая проводится в начале и в конце учебного года.

Учебно методический комплекс

  • Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник  игр и игровых упражнений» – М.: Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология)
  • Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по организации содержанию индивидуальных и групповых коррекционных занятий».
  • Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006.
  • Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

Психолого – педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии / авт.- сост. И.Н.Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по трудовому обучению для 4 класса класса составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы ,

Программа предназначена для готовки  учащихся к овладению профессионально- трудовым знаниям и навыкам, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.Цель данной программы :- к...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В IХ КЛАССЕ (ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕУЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В  IХ КЛАССЕ(ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА)А. К. Аксенова, Н....

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...

8 классРабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

Рабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...