Некоторые особенности сотрудничества семьи и школы.
статья

Работа посвящена анализу взаимоотношений родителей, педагогов и обучающихся в рамках современного образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekotorye_osobennosti_sotrudnichestva_semi_i_shkoly_2.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые особенности сотрудничества семьи и школы.

Очень много в становлении  личности  ребёнка зависит от его окружения, ведь именно в семье складывается социальная ситуация и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через отношение маленького человека с родными  людьми, через особенности общения, семейные ценности и ориентиры. Этим и определяется актуальность привлечения родителей к совершенствованию личности ребенка и к согласованным действиям между школой и семьей в решении общих воспитательных задач.

Образовательные учреждения не должны и не имеют права перекладывать  всю ответственность за воспитание детей на семью, отказываться от работы с родителями. Несмотря на то, что воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, они, как правило, к этому не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Поэтому необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. В настоящее время наблюдается острая потребность в специалистах, работающих непосредственно с семьёй. Поэтому каждый педагог, имеющий профессиональные знания и педагогический опыт, обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей,  их социализации и адаптации.

Учитель должен помочь понять взрослым людям, что необходимо пристально всматриваться и понимать – ребёнок – уникальный человек  со своими проблемами, своим характером, радостями и бедами.

Необходимость работы по воспитанию и просвещению родителей основывается на потребности родителей в поддержке, помощи в преодолении часто встречающейся неуверенности взрослых, в формировании нравственного, ответственного и глубоко личного отношения к детям и к воспитательным обязанностям. Я искренне убеждена в том, что понимание детской души напрямую связано с общим уровнем развития и благополучия ребёнка, и в наше непростое время сотрудничество семьи и школы становиться всё более актуальным и востребованным. Ведь именно родители играют исключительно важную роль в жизни ребёнка, так как на них возлагается основная ответственность за его развитие. Я считаю, что семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать совместно со школой. Поэтому главными задачами педагогов в настоящее время являются: обучение родителей способам, приёмам и стилю общения взрослых и  детей, оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций, обычно имеющих место в каждой семье, в выборе оптимальных направлений семейного воспитания и ознакомление родителей с содержанием и  формами  совместной деятельности с детьми.

Взаимодействие  семьи и школы  становится проблемой всего нашего общества.  Современная семья представляет собой сложную по структуре и порой неустойчивую систему, которая создаёт особую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Создавая определенный социальный и психологический климат жизни ребёнка, семья во многом определяет развитие личности в настоящем и будущем. Нравственное неблагополучие общества, эмоциональный  кризис у детей, значительное уменьшение воспитательной роли семьи – вот далеко не полный перечень условий, влияющих на развитие семьи и процесс социализации подрастающего поколения.

Главная педагогическая задача сейчас состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, проблемам,  жизни  в кругу друзей. Чтобы увидеть истинное лицо ребёнка, взрослый должен наклониться к нему, занять во времени и пространстве одно положение с ним,  приблизиться к тому детскому миру, который зачастую нам, взрослым, кажется малозначительным и надуманным.

Что же необходимо сделать родителям и педагогам, чтобы добиться желаемого результата? Во-первых, и, пожалуй, это самое главное, осознать и прочувствовать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь детям и взрослым с уважением и пониманием относиться друг к другу. Также  всегда необходимо помнить о том, что ребёнок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими людьми. Педагоги в тесном контакте с родителями  должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её, проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, учитывать точку зрения самого ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Особого внимания и такта требует построение системы работы с родителями – регулярно в процессе индивидуального общения с ними необходимо  обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием, развитием, обучением, внутренним миром  детей. Ведь цель  педагогического просвещения  как раз и заключается в том, чтобы помочь родителям правильно выстроить взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и успешной самореализации родителей. Поэтому задача современной школы состоит в том, чтобы определить, какую роль в становлении личности ребёнка играют взрослые, находящиеся в его ближайшем окружении.

Вполне приемлема и разумна такая система взаимоотношений между родителями и учителями: родители, когда приходят в школу, беседуют с педагогами. При этом разговор должен быть двусторонним: учителя рассказывают об ученике и дают рекомендации и, в свою очередь, интересуются поведением ребенка в семье – тем, что скрыто от учительских глаз. Также педагог может посетить ребёнка на дому, что явно говорит о заинтересованности в судьбе воспитанника. Таким образом, тесная связь школы с семьей сегодня должна стать нормой нашей жизни

В современной школе меняется многое – структура и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов, внешкольная воспитательная работа. Жизнедеятельность школы носит более открытый, демократичный характер, а значит, более доверительными, тёплыми, профессиональными и заинтересованными  должны становиться отношения семьи и школы. Иногда родители нуждаются в своевременном совете знающего детскую психологию педагога, но бывает и наоборот, умудрённый жизненным опытом учитель не может найти правильного пути без грамотного взаимодействия с родителями.  Я полагаю, что уровень профессионального опыта педагога проявляется, конечно, в различных критериях, но одним из главных показателей является грамотное сотрудничество с родителями.

Особая роль во взаимодействии семьи и школы, бесспорно, принадлежит классному руководителю. Ведь он выбирает и правильно определяет цели, задачи воспитания и возможности их реализации, эффективно и рационально организует родительскую поддержку для гармоничного развития ребёнка, помогает организовать учебно-воспитательный процесс в школе и дома, корректирует жизненные воздействия на ребёнка и многое другое. И, конечно, классный руководитель  устанавливает  эмоционально-положительный контакт школы, учащихся и родителей. Ведь воспитательный процесс протекает благополучно только в доброжелательной и радостной атмосфере взаимопонимания и поддержки.

Таким образом, среди условий  развития и воспитания ребёнка ведущим фактором по праву считается семья. Именно здесь он получает задатки физического и духовного развития,  первые знания об окружающем мире, здесь формируются изначальные критерии оценки – добра, истинности, справедливости.  Именно поэтому семья вместе со школой и создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность всего учебно-воспитательного процесса и формирование разносторонне развитой личности ребёнка. А значит, работа школы с семьей должна занимать важное и продуманное  место в педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”В.А.Сухомлинский        Я часто размышляю о связи школы и с...

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей

Презентация к родительскому собранию...

Проблемы сотрудничества семьи и школы

Практикум, который можно организовать на педагогическом совете или заседании методического объединения классных руководителей с целью обсуждения проблемы сотрудничества семьи и школы....

Выступление на тему "Сотрудничество семьи и школы"

Данное выступление раскрывает сущность работы школы с семьей....

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

Выступление на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и школы".

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье ». Семья- это опора, крепость, нач...