Знакомство родителей с УМК нового поколения "Литература" 5-9 классы под редакцией Б.Ланина.
статья по теме

Кузнецова Галина Ивановна

Знакомлю родителей на очередной встрече с ними с учебниками нового поколения "Литература" 5-9 классы под редакцией Б.Ланина. Мы с ребятами участвовали в эксперименте по апробированию данного комплекта с 5 по 9 класс, поэтому подробно рассказываю о том,что у нас получилось хорошо и где мы испытывали трудности . Особенно подчеркиваю, что впервые в школьной практике в учебнике дается система методов и приемов работы с ресурсами Интернета при изучении литературного процесса и творчества писателей. Хотелось убедить родителей и в 10-11 классах работать по данному УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksp.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по экспериментальному учебнику УМК «Литература» 5,6,7,8,9 классы под редакцией Б. Ланина.

В 2007-2008 учебном году начала эксперимент по апробированию учебника «Литература» 5 класс в двух частях под редакцией Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой. Профессор Б.А.Ланин и методист Т.Ю.Никифорова из Москвы познакомили слушателей с новым УМК по литературе, примерной программой и предложили участвовать в эксперименте по апробированию данного комлекта.

Программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе) хронологического и жанровых принципов.

В программу заложены такие компоненты литературного образования, как образовательный, просветительский, воспитательный.

Специфика программы в организации материала позволяет решать следующие задачи:

постепенно приобщать учащихся к миру литературы;

формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова;

развивать индивидуальный читательский вкус и способствовать становлению личностного самопознания школьников.

Хочется отметить интересные рубрики учебника, с которыми работали:

«Встреча» - знакомство с писателем, поэтом.

«Повтор пройденного» - выбор учеником вопроса, задания.

«Нотабена» - возьми на заметку что-то важное.

ВЛЭ (ваша литературная энциклопедия) — толкование слов, понятий.

«Обсудим вместе» - вопросы для коллективного размышления.

«Давайте поспорим» - проблемные вопросы в конце раздела.

«Творческие задания» - устные и письменные задания, разные по степени сложности.

«Литературная мастерская» - значение понятий, связанных с творчеством.

В 9 классе введена новая рубрика «Закладки для экзамена» - подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Новизна учебника в том, что он приобщает к использованию Интернета как источника информации и как стимула к изучению литературы. Для этого существует рубрика «Виртуальная кладовочка» (сайт по каждому писателю, теме после произведения). В процессе обучения вводятся литературные ресурсы Интернета.

5-6 классы - это этап знакомства с литературой как искусством слова, этап накопления читательского опыта. Теоретические сведения и понятия минимальны, включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа произведения (тема, идея, герои, сюжет, фабула, композиция и т. д.).

В 5-ых классах очень понравились учащимся произведения В.Г.Губарева «Королевство кривых зеркал», Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени», М.Твена «Приключение Тома Сойера». Думается, что детям современны и близки нравственные проблемы, поставленные в данных произведениях, а также интересен жанр сказки, приключения, фантастики.

Программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому наряду с классическими произведениями (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов), уже с 5-ого класса представлены современные произведения (Л.А.Кассиль, Ю.П.Казаков,Ф.А.Искандер). Учащиеся очень эмоционально восприняли рассказ Ф.Искандера «Мальчик и война», говорили о добре и зле, о внутреннем мире мальчика, о сострадании. Трудности возникли только при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Наверное, потому что большой стихотворный текст, много сюжетных линий.

В 6-ых классах наибольший интерес вызвали такие темы, как «Литературная сказка»:В.М.Гаршин, В.А.Каверин «Легкие шаги»; тема « Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив»: Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». А.С.Грин «Алые паруса», Э.А.По «Золотой жук»; тема «Среди ровесников»: Ю.Я.Яковлев «Багульник», В.К.Железников «Чучело». Труднее усваивалось героическое сказание «Песнь о Бадыноко» и рыцарская поэма «Песнь о Роланде» (во-первых, стихотворные тексты, во-вторых, много трудных слов).

7-8 классы — это этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение ключевых теоретико и историко-литературных понятий (жанровые особенности повести,трагедия, двусложные и трехсложные размеры стиха, средства художественной выразительности).

Ведущая тема учебника 7 класса — литература и действительность.

Считаю, что очень удачно подобраны произведения на сопоставление героев, ситуаций. Это Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» и П.Мериме «Маттео Фальконе», А.С.Пушкин «Дубровский» и Ф.Шиллер «Разбойники».

Очень широко,объемно показана тема Великой Отечественной войны как в поэзии, так и в прозе. Учащиеся могут увидеть, что при всем многообразии поэзию и прозу объединяет исповедальность, патриотизм, тема памяти.

Считаю,что авторы учебника совершенно правильно уделили очень большое место произведениям, в которых поднимаются нравственные проблемы общества: служение людям, самопожертвование, человеческое братство, милосердие и так далее. Это А.Н.Куприн «Чудесный доктор», А.Н.Андреев «Баргамот и Гараська», О.Генри «Дары волхвов».

Наконец, разнонбразно отражена лирика 2-ой половины 19 века. Это и гражданская лирика Н.Некрасова, «чистая поэзия», представленная творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Вводятся теоретические сведения по тропам и фигурам речи, что позволяет развивать умение учащихся — анализировать лирический текст, используя средства художественной выразительности.

Ведущая тема 8 класса — литература в поисках героя.

Считаю, что логически правильно выстроен курс учебника 8 класса: от знакомства с текстом, восприятия, анализа произведения к обобщению теоретических сведений по классицизму, сентиментализму как литературных направлений, определению их основных черт.

Отрадно отметить, что представлены поэты пушкинской поры, показано своеобразие их творчества.

Особенно хочется подчеркнуть, что авторы учебника уделили много внимания  глубокому изучению поэзии А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, многообразию тематики их произведений. Школьники учили стихотворения, пытались анализировать, осмыслять лирические тексты.

Учащиеся хорошо восприняли пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор». Постигая приемы комического, читали по ролям, ставили сценки, обсуждали, кто такие современные хлестаковы.

Интересна мысль авторов учебника сравнить образ рассказчика в произведениях И.С.Тургенева «Ася» и  А.П.Чехова «Дом с мезонином». Почти все учащиеся сказали, что герои сами виноваты в том, что не смогли устроить свою жизнь с девушками, которых любили.

Из зарубежной литературы горячо обсуждали трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Идея любви привлекает подростков, заставляет размышлять о современных отношениях молодых людей, о большой ответственности за свои чувства. Запомнилось произведение Дж.Р.Р.Толкина «Властелин колец», так как пости все школьники видели фильм, то захотели и почитать текст.

Однако, мне кажется, что учащимся сложно понимать жанр, композицию «Божественной комедии» Д.Алигьери, хотя «иерархия» человеческих грехов, размещенных в аду по кругам, вызвала несомненный интерес. И наверное, трудным показалось произведение И.В.Гете»Фауст», его философская проблематика, мистика.

9-е классы — этап целенаправленного формирования представления о нравственно-эстетических традициях прежде всего русской литературы, о ее важнейших произведениях, достижениях и художественных открытиях, о ее философских прозрениях.

Ведущая тема. Личность — история — судьба.

Важно, что изучение таких произведений, как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, рассматриваются в связи с литературными направлениями эпохи, раскрываются основные черты направлений, определяется принадлежность произведений к литературному роду и жанру.

По основным произведениям обязательно  даются полемические точки зрения критиков, что позволяет и анализировать произведения, опираясь на литературные и критические статьи и учить тому, как работать с таким материалом.

Отмечаю также, что в курсе литературы 9 класса выделяется сквозная тема «лишних» людей — это Чацкий, Онегин, Печорин, которые находятся в конфликте со средой, обществом.

Хочется сказать, что учащихся затронула тема «футлярной жизни», раскрытой на рассказах А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», наверное, потому, что в трилогии поставлены такие вечные проблемы, как вопрос о смысле жизни, о взаимоотношении личности и среды, человека и общества и т. д.

Мне кажется, что удачно введена в программу ранняя лирика А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского. Знакомство с новыми для учащихся понятиями: символизма и символа, футуризма — помогает расширять знания о многообразии литературных направлений эпохи начала 20 века (модернизм).

Б.А.Ланин и Л.Ю.Устинова в «Программе» 5-11 классов подчеркивают, что «среди традиционных классических форм, методов и приемов обучения ...особенно выделяем общение в малых группах на уроках литературы «медленное чтение» (М.О.Гершензон), при котором читатель, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя».

Поэтому в работе с учащимися использую как традиционные формы: уроки-беседы, уроки-концерты, литературные игры, так и включаю уроки с ИКТ, уроки-ситуации (технология доктора пед.наук, прфессора К.Я.Вазиной «Коллективная и индивидуальная мыследеятельность-модель саморазвития человека»).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о ФГОС нового поколения

Принципиальные отличия НОВЫХ СТАНДАРТОВ от предшествующих...

Новое поколение 5 класс

Разработка урока в 5 классе на тему "Спорт"...

рабочая программа по литературе, 5 класс, под редакцией Б.А. Ланина

          Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана-Граф, 20...

Общешкольное родительское собрание "ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС нового поколения"

ОРС "Формы уастия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения"...

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...

Тема : «Особенности методики проведения учебного занятия «Технология» по теме: «Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов» с применением учебника нового поколения (5 класс)».

Онлайн-конференция "Современный учебник технологии как основной инструмент организации образовательного процесса на уроке"17 мая 2018 г. состоялась онлайн-конференция «Современный учеб...

Дневник апробации ЭФУ по литературе для учащихся 10 класса под редакцией Д.Ланина

В работе рассматриваются достоинства и недостатки ЭФУ по литературе под ред. Д.Ланина...