Система работы психологической службы с родителями
статья по теме

Шутова Елена Вячеславовна

Из опыта работы психологической службы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shutova_e.v._statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Шутова Е.В.

                                                         педагог-психолог МАОУ «Лицей № 8»

                                                                                        г. Пермь, Россия

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С

 РОДИТЕЛЯМИ.

Все мы родом из детства: все - и хорошее, и плохое - человек получает в семье. А это значит, что «ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание».  (1, с.78 ).

Мы считаем, что «проблемные», «трудные», «невозможные», «непослушные»,  также как «дети с комплексами», «забитые» или «несчастные» - в большинстве случаев результат неправильно  сложившихся интересов в семье.

         На наш взгляд, многие проблемы и трудности ребенка могут решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя отношение к ребенку в семье, можно разрешить его проблемы.

Поэтому работа с родителями  является одним из важнейших аспектов работы психологической службы лицея.

Основная цель нашей работы с семьей -  гармонизация детско-родительских отношений через формирование активной позиции родителей, вооружение их психолого-педагогическими знаниями и умениями.              

Основными задачами в работе с семьей являются:

- научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

- изменение психологической установки родителей на роль семьи в формировании личности ребенка;

- организация скорой психологической помощи семье;

- придание работе с родителями живого практического характера.

Взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами: высокий профессионализм, доброжелательность, уважение к родителям, обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности.

При изучении семьи нас, прежде всего, интересуют следующие данные: общие сведения о семье (возраст, интересы, уровень воспитанности), интересы к делам школы, воспитательные возможности семьи, микроклимат в семье, семейные традиции. Дифференциальный подход в работе с родителями строится на выделении 4 основных типов семей:

- сотрудничающие (семьи с хорошим уровнем нравственных отношений);

- неуверенные (благополучные, ответственные семьи, но неуверенные в себе, в своих знаниях);

- невключенные  (семьи, где   родители свои функции выполняют  по минимуму, все пущено на самотек)

- проблемные (семьи, где существуют условия для криминогенного формирования личности ребенка).

Работа с этими категориями ведется по следующим направлениям. Это: научная диагностика семьи. Вот основные диагностические методики, которые мы используем в своей работе: Кинетический рисунок семьи, опросник АСВ, тест-опросник родительского отношения к детям (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин), тест Т. Лири и т.д.

Консультационная работа. Тематика групповых и индивидуальных консультаций может быть самой разнообразной: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе»,  «Страхи и тревоги первоклассников», «Проблемы детской лжи», «Профессиональный выбор моего ребенка» и т.д.

Информационно-просветительское направление. Основными формами работы являются лекции, беседы, круглые столы, консилиумы, дискуссии, собрания-практикумы. Вот лишь небольшой перечень тематических собраний, которые мы проводим с родителями: « Дети на школьном старте». «Этот трудный подросток». «Общаться с ребенком. Как?», «Искусство быть родителем», «Поощрение и наказание в семье» и т.д.

Важную роль в работе с родителями играет психологический клуб «Школа любящих родителей». Занятия в клубе носят практический характер и направлены на улучшение внутрисемейных отношений. Четыре семьи, участников клуба, стали призерами  Всероссийских конкурсах «День мамы» и «Знакомьтесь, моя семья».

Система работы психологической службы лицея легла в основу комплексной программы родительского образования «Когда мы вместе». Программа получила первое место в городском конкурсе социальных программ направленных на профилактику социального сиротства.    

                                   

Литература:

Сатир В. Как строить себя и свою семью. Педагогика-Пресс, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы психологической службы с педагогическим коллективом (презентация)

Презентация "Система работы психологической службы с педагогическим коллективом"....

Презентация "Использование информационных компьютерных технологий в работе психологической службы".

Трудно  назвать область человеческой деятельности, в которой  не применяется компьютер.Сегодня использование информационных компьютерных технологий открывает большие возможности в практическ...

Работа психологической службы по проблеме суицидальных явлений в детско-подростковой среде

Работа психологической службы по проблеме суицидальных явлений в детско-подростковой среде...

Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 1.

В первой части презентации рассматриваются цели, задачи, направления, основные принципы работы психологической службы с родителями....

Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 2.

Во второй части презентации говорится о работе  клуба "Школа любящих родителей"...

Система работы психологической службы с педагогическим коллективом лицея.

В данной статье рассказывается об опыте работы психологической службы с педагогами....

Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)

   В  2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является  коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...