Пальчиковые игры
материал на тему

Овсянкина Елена Валерьевна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchik._igry.docx35.95 КБ
Файл Задания для родителей25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Гимнастика для пальчиков


1. КАПИТАН

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.



2. ДОМИК

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
 


3. ГРОЗА

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце! 


4. БАРАШКИ

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. 

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
 


5. МОЯ СЕМЬЯ

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
 


6. КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

«Дарики - комарики»
– игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.

Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!

«Квасим капусту»

Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»

Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.

Если я – капуста?

Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.

Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).

Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки

А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.

И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.

«Строим стенку»
(на основе разработок Екатерины Бурмистровой)
1.
Строим стенку,

Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

2.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

3.
Чья крыша выше?

Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

4.
Прорубили мы окошко,

И дверку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.


"Вьюшки"
Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!


"Дом"
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)


"На мельнице"
На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).


"Пальчики"
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!


*
Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

*
(Загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)


«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
(3. Александрова).


«Паучок»
Паучок плетет, плетет паутинку свою,
паутинка хоть тонка, крепко держит мотылька.
Паутинка рвется, мотылек смеется


«Паучок - 2» 
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
паучок пошел опять,
а за ним пошли все детки, чтобы погулять по ветке.


«Ладушки»
Ладушки, ладушки,
пекла баба оладушки,
маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два, и Дане два. Диме два и маме два.


«Улитка».
Пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.
Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.


«Гусеница»
1. Гусеница, гусеница, Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2. Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
3. По травинкам ползает, То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
4. Кушает листочки: И по другой стороне обратно.
5. Ам!
Ам!
Ам!
Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
6. Поела – Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются
7. Спать захотела. … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
8. Проснулась – Постепенно расправляем ладони…
9. Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

*
Логопедическая пальчиковая игра. 

Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).
Укусил его комарик.
Лопнул шарик не беда -
новый шар надую я.

*
Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету.

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

*
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (потираем ладошки)
Получилась каша (потираем ладошки)
То-то горе наше (хватаемся за голову)
Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожах (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)

Апельсин


Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

 

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,
(большой и средний)
Рад Серёжа,
(большой и безымянный)
Рад Снежана
 (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок?
( ладошки складываем вместе)
Может коржик
(показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок
(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) 
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять
(разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать
(тереть кулачки друг о друга) 
Таки – рубашки,
(загибать пальчики,начиная с большого) 
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Дом


Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей,
(ладошки над головой)
Вот с такими стенами,
(ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами,
(ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью,
(одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком!
(сцепили ручки)

 

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе (
 ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь (
раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (
поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик) 


Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки
(катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок


На двери висит замок
(руки в замке)
Кто его открыть бы смог?
(пальчики тянем, не разжимая)
Потянули,
(потянули)
Покрутили,
(вращаем руки)
Постучали
(стучим основанием ладоней)
И – открыли!
(руки разжимаются)

Капуста


Мы капусту рубим, рубим
(ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём
(кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим
(солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём
(пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар


Летит муха вокруг уха, жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп
(ладошкой до лба)
И к уху, зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(
подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу) 


Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок 


Шёл один я по дорожке,
 (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки,
(показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка,
 (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!
(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки,
(показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки,
(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять,
(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать !
 (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка 


Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки
(идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
 (грозим пальчиком)
Лапками гребите
(загребаем ручками),
Зёрнышки ищите
(клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

Ладошки 


Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

Листья


Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать
пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья


Этот пальчик – дедушка
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
(вращаем разжатой ладошкой)

Ножки

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

Прогулка


Раз,два,три, четыре,пять
(загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили
(катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили
("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли
(отряхиваем ладошки)
Суп поели
 ("едим суп"),
спать легли
(ладошки под щечку).

Пчёлы


Вот улей,
(показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з....."
(щекочем ребенка) 

Рыбка


Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Сапожник

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.

Мастер, мастер,
Помоги -
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
В гости!

Снежок


Раз,два,три,четыре,
(загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили
(лепить,меняя положение ладоней) 
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим,
("подбросить",посмотреть вверх)
Два – поймаем.
(" ловят", приседают)
Три – уроним
(встают, "роняют") 
И … сломаем!
(топают)

Солнышко


Утром солнышко встаёт выше, выше,
 (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.
(руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Счёт


Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Тесто 


Тесто мы месили
(сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили
(ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог!
(разводим руки)

Хозяйка

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Червячки 


Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять
 (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает,
 (пальчики "бегут" по столу) 
Каркает:"Вот и обед"
(указательный и большой пальчики "каркают".)
Глядь
(разводим ручками),
а червячков уж нет
(сжимаем пальчики в кулачки).

Черепаха 


Шла по полю черепаха
(идем пальчиками)
И дрожала вся от страха
(руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!
(отрицание –указательным пальцем)

Игра «Отдохнем».

Наши пальчики просулись,
Потянулись, потянулись…
И встряхунлись…
(выполняем все эти движения)
По ладошке побежали
(по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали
(изобразите эти движения)
И устали. Сели отдыхать
(потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)

 Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.
Игра «Оладушки».

Если мама месит тесто
Это очень интересно
(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим)
Ладушки, ладушки
(хлопаем в ладоши)
Что пекли? Оладушки
(правой рукой держим воображаемую сковородку, девой льем на нее тесто)
Раз – оладушек для мамы
(раскладываем оладушки по тарелкам)
Два – оладушек для …
(называем имена людей, знакомых для малыша)
Три - ….
Четыре - ….
А Сереженька (имя малыша) дружок
Получает пирожок!
(сцепить кисти рук)
Ах, как вкусно!



Предварительный просмотр:

Задание для родителей. Тема: «Фрукты. Сад».

1. Выучите с ребёнком названия фруктов: яблоко, груша, мандарин слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас. Нарисуйте их в тетради или наклейте их изображения, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет их.

2. Поиграйте в игры «Один – много» и «Назови ласково», используя названия фруктов.

3. Попробуйте  придумать с ребёнком загадки-описания о фруктах. Например:

Жёлтый, овальный, кислый  (лимон) и т.п.

4. Поиграйте в игру с ребёнком  «Какой, какое?»:

- Какой сок делают из яблок?  – Яблочный.

- Какое варенье делают из яблок? – Яблочное.

- Какой сок делают из апельсина? – Апельсиновый.

- Какое желе делают из апельсина? – Апельсиновое.

(груша, лимон, слива, ананас, виноград)

5. Расскажите ребёнку, какие блюда можно приготовить из фруктов.

6. Поиграйте в игру «Жадина»:

Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)

Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья  слива? (Моя слива.)

7. Выучите с ребенком:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь – кто куда!

Домашнее задание для родителей по лексической теме: «Осень. Деревья».

1. Попросите ребенка назвать какое сейчас время года, какой месяц.

Помогите ребенку запомнить названия осенних месяцев.

2. Помогите ребёнку запомнить приметы осени:

- Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.

- Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.

- Начался листопад.

- Исчезли насекомые.

- Собираются в стаи и улетают на юг птицы.

- Дни стали короче, а ночи длиннее.

- С полей и из садов убирают урожай.

- Люди стали теплее одеваться.

- Дети пошли в школу.

3. Объясните ребенку значение слова «листопад». Попросите ребенка произнести это слово по слогам.

4. Подберите вместе с ребёнком несколько сюжетных картинок об осени, наклейте их в тетрадь, помогите ребёнку придумать предложения по ним, запишите их под картинками.

5. Помогите ребёнку найти на прогулке листья клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины; рассмотрите их.

Помогите ребёнку нарисовать листья в тетради, подпишите их.

Ребёнок должен их различать.

6.  Поиграйте с ребенком в игру «С какого дерева лист, веточка?»:

Лист березы – березовый;

Ветка березы – березовая и т.д.

Домашнее задание для родителей. Тема: «Новый год».

1. Повторите с ребенком названия зимних месяцев.

2.Попросите ребенка нарисовать в тетради любимую елочную игрушку или украшенную елочку.

3. Поиграйте в игру «Какой? Какая?»

Какая елочка? (маленькая, зеленая, настоящая, лесная, колючая, пушистая)

Дед Мороз какой?  (большой, добрый, веселый)

Снегурочка какая? (веселая, нарядная, красивая)

4. Предложите ребенку договорить слово и все вместе повторить.

Вот она елка, на елке …(иголки).

Елочка высока, достает до …(потолка).

Дед Мороз придет и подарки …(принесет).

Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе …(нос).

Бабу снежную лепили и вокруг нее …(ходили).

5. Пересказ рассказа

Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед мороз принес в мешке подарки. Детям было весело.

Лексическая тема: «Мебель».

Обойди свой дом и назови всю мебель.

Ответь на вопросы:

Где хранят одежду? (ОДЕЖДУ хранят в шкафу)

Где люди обедают? (Люди обедают за столом)

На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)

В чем можно сидеть? (можно сидеть в кресле)

Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

Потренируйтесь с вашим ребенком в употреблении предлогов. Возьмите его любимую игрушку и поставьте НА стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Теперь поставьте ее ПОД стол, НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола.

Ответь и запиши:

Стол из дерева (какой?)…………….

Стол из пластмассы (какой?)……….

Шкаф из фанеры (Какай?)………….

Кровать  из дуба (какой?)…………….

Комод из березы (какой?)……………….

У шкафа дверцы из стекла (какие?)…………

5. По аналогии составить рассказ  об одном из предметов.

Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё.

Придумать и записать загадку – описание о мебели.

Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)

Тема: «Игрушки».

1. Повторите задание за прошлый год.

2. Продолжаем работу по теме «Игрушки».  Нарисуйте или наклейте изображения нескольких игрушек, подпишите их. Пусть ребёнок показывает и называет их. О каждой игрушке он должен придумать рассказ.

Например:

Это мишка. У него есть туловище, голова, лапки, ушки. Он коричневый, большой, плюшевый. Я буду играть с ним в цирк.

3. Выучите с ребёнком одно из стихотворений А. Барто.

Зайка.                                                                               Бычок.

Зайку бросила хозяйка,                                       Идёт бычок, качается,

Под дождём остался зайка,                                Вздыхает на ходу,

Со скамейки слезть не мог,                                Ох! Доска кончается,

Весь до ниточки промок.                                     Сейчас я упаду.

4. Помогите ребёнку ответить на вопросы:

мячик из резины (какой?)

мишка из плюша (какой?)

пирамидка из дерева (какая?)

ведёрко из металла (какое?)

Домашнее задание логопеда для родителей .Тема «Одежда. Обувь»

1. Нарисуйте или наклейте изображения одежды, головных уборов, подпишите.

Пусть ребёнок показывает и называет картинки.

2. Поиграйте в игру «Жадина»

Чьи  брюки? Мои брюки.      Чья шапка? Моя шапка.

Чье платье? Мое платье.     Чей берет? Мой берет.

Чей свитер? Мой свитер.     Чьи сапоги? Мои сапоги.

3. Нарисуйте или наклейте изображения нескольких видов обуви, подпишите. Помогите ребёнку  запомнить их названия:

Тапки, туфли, сапоги, ботинки, кроссовки.

4. Предложите ребенку показать и назвать детали своей одежды

Воротник, рукав, карманы, пуговица, молния и т.д.

Каблук, носок, молния, шнурки, подошва и т.д.

5. Поиграйте в игру «Скажи наоборот»

Плащ длинный, а куртка – …(короткая).

Джинсы грязные, а комбинезон…(чистый).

Футболка светлая, а рубашка…(темная).

Высокий каблук – …(низкий)

Толстая подошва – …(тонкая)

6. Поиграйте с ребёнком в игру «Назови ласково»:

Тапки – тапочки куртка – курточка

Ботинки – ботиночки и т.д. юбка – юбочка  и т.д.

7. Перепишите в тетрадь и выучите с ребёнком

любую загадку на выбор:

Отгадай загадку, кто мы?                  Нас двое, мы с приятелем

В ясный день сидим мы дома,                   Как близнецы похожи.

Если дождь, у нас работа –              Когда уйдешь из дома,

Топать, шлёпать по болотам.         Мы ждем тебя в прихожей.

На улицу не ходим

(Сапоги)

Ни летом, ни зимой,

Зато без нас – ни шагу,      Когда придешь домой.   (Тапки)

Домашнее задание для родителей. Тема: «Посуда».

1. Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Нарисуйте по несколько предметов чайной, столовой, кухонной посуды, подпишите. Пусть ребёнок показывает и называет картинки.

2. Прочитайте ребёнку стихотворение К.Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребёнок из стихотворения.

3. Потренируйте ребёнка в составлении рассказов – описаний о посуде. Запишите рассказ в тетрадь.

Например:

Что это?

Какого цвета?

Какого размера?

Из какого материала сделана?

Какая по назначению?

Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.

4. Подберите и выучите с ребёнком одну-две загадки о посуде.

5. Помогите ребёнку ответить на вопросы:

чашка из фарфора  (какая?)

стакан из стекла  (какой?)

вилки из металла  (какие?)

кувшин из глины (какой?)

6. Поиграйте в игру «Назови ласково»

Чашка-…            тарелка -…

Вилка -…             блюдце -…

Кастрюля – …     ложка -…

7. Поиграйте в игру «Куда положим?»

Куда положим хлеб? (в хлебницу).

Куда положим сахар? (в сахарницу)(масло, соль)

Задание логопеда для родителей. Тема: «Перелетные птицы».

1. Нарисуйте или наклейте изображения перелетных птиц: утка, гусь, ласточка, аист, цапля, грач. Помогите ребенку запомнить их названия.

2. Спросите ребенка, почему этих птиц называют перелетными; почему они улетают.

3. Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.

Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.

Птичка из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.

Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.

4. Поиграйте в игру «Один – много»

Один грач, а много…(грачей).

Один лебедь, а много…(лебедей).

Одна утка, а много…(уток).

Один гусь, а много…(гусей).

5. Посчитайте с ребенком до 5:

Один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов.

(Грач, утка, гусь).

6. Выучите стихотворение:

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен.

Домашнее задание логопеда для родителей. Тема: «Зима».

1. Побеседуйте  с ребенком: 

Какое время года наступило?

Почему ты так решил?

Какая погода стоит зимой?

Как одеты люди?

Какие зимние развлечения у детей?

2. На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе. Помогите ребёнку запомнить приметы зимы

Приметы зимы:

1) Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.

2) Стало холодно, на улице мороз.

3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.

4) Ночи стоят длинные, а дни  – короткие.

5) Люди  надели тёплую зимнюю одежду.

6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

3. Найдите две-три сюжетных картинки по теме «Зима», наклейте их в тетрадь, помогите ребёнку составить предложение по каждой картинке. Подпишите предложения под картинками.

4. Поиграйте в игру «Какой? Какая?»

Зима какая?         (холодная, морозная, снежная и т.д.)

Снег какой?         (белый, пушистый, легкий и т.д.)

Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)

Мороз какой?      (зимний, крепкий, суровый)

5. Поиграйте с ребенком в игру «Скажи ласково»

Санки -…(саночки)                         снежинка -…(снежиночка)

сосулька –… (сосулечка)                зима -…(зимушка)

горка – …(горочка)                         снег -…(снежок)

6. Выучите с ребёнком любую загадку о зиме

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.

(декабрь)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.   (мороз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по сезонам

Представлена подборка пальчиковых игр  для развития мелкой моторики по сезонам года (осень, зима, весна)....

Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень...

Пальчиковые игры

 Пальчиковые игрыИзвестно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гарм...

Презентация к пальчиковой игре "Утро" (авт. Екатерина и Сергей Железновы)

Составила презентацию к пальчиковой игре  "Утро"  (Екатерина и Сергей Железновы) . Использую на логопедических занятиях в качестве физминутки....

Презентация к пальчиковой игре "Утро" (Екатерина и Сергей Железновы)

Составила презентацию к пальчиковой игре  "Утро"  (Екатерина и Сергей Железновы) . Использую на логопедических занятиях в качестве физминутки....

Пальчиковые игры на начальном этапе обучения игре на гитаре

На начальном этапе обучения очень важно преподносить новый материал в игровой форме. С целью формирования необходимых навыков игры на гитаре можно использовать пальчиковые игры....