Молодежные субкультуры
план-конспект урока на тему

Прокофьева Тамара Александровна

В работе рассмотрены основные современные молодежные субкультуры: готы, ЭМО, скинхеды, R&B, хип-хоп, рэпперы, бэкпэкеры,  бэггеры. Дается отличительная характеристика каждого направления, причины широкого распространения в современном обществе молодежных субкультур, рекомендации родителям об опасности увлечения этими направлениями субкультур детей, советы психолога. Статья рекомендована при подготовке к родительскому собранию, а также для проведения классного часа в 9 – 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodezhnye_subkultury.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель текста – Прокофьева Тамара Александровна, учитель МБОУ СОШ №12 г. Дзержинска  Нижегородской обл.

Молодежные субкультуры.

Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери.

Sub по- латыни – это «под», т. е. по смыслу содержит оттенок подчинения (подкультура, отклонение от культуры).

Причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:

  1. в субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или её иллюзию) независимости и защищенности от общества;
  2. субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я»;
  3. помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

По специфике поведения членов группы выделяют:

  1. просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;
  2. асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;
  3. антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Наиболее распространенные субкультуры:

Хип-хоп( «граффити» - живопись, «брейк-данс» - танцевальный стиль, «рэп» - музыкальный стиль),  R &  B (эр эн би), рэппер, бэкпэкер, бэггер, готы, «эмо», скинхеды, антифашистское движение, неонацизм.

2 категории молодежных субкультур:

1) естественные, возникающие самостоятельно (хиппи, панки, …)

2) искусственно созданные (готы, …)

    для них коммерческие структуры придумали идеологию, выпустили атрибуты, специально для них шьется одежда, обувь, создаются клубы.

Готы – дойные коровы, которые несут деньги тем, кто их придумал.

Готическая субкультура.

Подросток хочет выделиться из толпы, продемонстрировать свою индивидуальность. Но в то же время боится остаться один.

Готы – представители готической субкультуры, вдохновленной эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки. Готы – субкультура потребления, «варвары», «черные романтики», «вампиры».

Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка, панковского движения, панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к темному взгляду на мир.

«Мы аристократы, остальные - быдло».

Характерный внешний вид готов:

  1. черная (темная), или черная с элементами других цветов (в основном красного) одежда, стиль Средневековья;
  2. черные длинные волосы; лицо неестественно бледное (с помощью пудр), глаза и губы подводят в черный цвет;
  3. высокие шнурованные ботинки; сапоги или другая неформальная обувь;
  4. ажурные черные кофты, поверх надевают черные корсеты; облегающие черные нарукавники и черная юбка-макси из парчи или бархата (для девушек), одежда под старину, жабо, кружева, клешеные рукава, кожаная одежда;
  5. черные повязки на руках (запястьях), гламурные перчатки по локоть;
  6. шипованный ошейник;
  7. контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;
  8. у мальчиков сапоги на «тракторной» платформе, но с нарядными застежками;
  9. серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.

Символика готов.

Основным готическим символом является египетский «Анх» (Анкх), символ вечной жизни, символ бессмертия – крест.

Также часто употребляются и другие египетские символы – такие как «Глаз Ра». Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий (только с более стильным чем обычно дизайном).

Кельтская символика встречается в виде обильного использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментом.

Достаточно широко представлена оккультная символика  - используются пентаграммы, перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса).

Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами.

К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей (связь с вампирами).

       Готы появились из панк -движения. В конце 70-х годов панки стали играть депрессивную, мрачную музыку, ударились в декаданс (настроение безнадежности, неприятие жизни, индивидуализм).

       Готы называют себя именами из готических фильмов «Дракула», «Семейка Адамс».

Популярны музыканты группы «Печаль». В 1983 году вышел фильм «Голод», где Катрин Денев и Дэвид Боуи изображали влюбленных вампиров. После этого произошел всплеск готического движения.

Чего нужно бояться родителям:

  1. Покалечат себя. Готы любят тушить об себя окурки и кромсать ножичком тело (режут вены).
  2. Попадут в больницу. Часто демонстрируют суицид, могут выпить на таблетку больше, или глубоко прорезать вены.
  3. Заработают язву. Пьют слабоалкогольные коктейли (шипучка с красителем)

Не нужно бояться:

  1. Убежит из дома. Это не принято.
  2. Забросит учебу. Готы думают о будущем, знают куда поступать.
  3. Он будет таким всю жизнь. После окончания института увлечение закончится.

«Эмо» культура.

         Музыка «эмо» уходит корнями в хард-рок 80-х, похожа на «хиппи» 60-х, но привнесла в него характерные черты, такие как душераздирающие тексты, несущие в себе сокрушительные эмоции и переходящий на крик резкий вокал (Fall Out Boy, The Used, Saosin, 7 paca, …). Эмоциональное направление в музыке. Крики, стенания, пронзительное гитарное соло. С 90-х годов популярно на Западе, в России – 4 года назад.

         Эмо – «малыши», «профессиональные иждивенцы», «эмоциональные».

Эмо – реакция на засилье бизнеса. В качестве основных ценностей подросткам стали навязывать карьерный рост и рациональное поведение. Чем сильнее становится бизнес, тем больше ему сопротивляется молодежь. Ценят хрупкость внутреннего мира и индивидуальность. Подростки 12-16 лет.

Характерный внешний вид:

  1. Прямые, чаще всего черные волосы, косая челка в пол-лица, лоснящаяся от укладочных средств. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в черный или розовый цвет.
  2. Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже, их замазывают тональным кремом и очень ярко подведенные глаза. Иногда «эмо» изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак, даже у мальчиков.
  3. Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего «эмо». Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице. Последние тенденции – кольцо в носу, гвоздики в уголках рта.
  4. Пухлые кеды, желательно черные или розовые, или в черно-белую клеточку, возможно с розовыми шнурками. Любимые марки – Converse и Vans.
  5. Узкие джинсы темных цветов. майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков или с названиями рок-групп. Плотно сидящие олимпийки, никаких мешковатых вещей. Свитера в ромбик с V-образным вырезом. Полосатые и клетчатые вещи (гетры и шапочки). Куртки в крапинку. Основные цвета – черный (депрессия), белый, красный и розовый (торжество жизни).

Аксессуары.

       Эмо носят «сумки-почтальоны» через плечо часто с изображением героев Тима Бертона и другими персонажами мультфильмов. Ремни с клепками, лучше всего белые, цепи.

      Очень важной частью образа являются очки в толстой роговой или хотя бы просто темной оправе. Много детских значков (в клеточку, со звездами, с сердечками, с героями мультфильмов) – на сумку, на джинсы и даже на обувь. На руках «эмо» можно часто увидеть браслеты, прикрывающие шрамы от попыток суицида. Суициды – не путь «малышей» - это просто мода. С собой носят – плюшевую игрушку, девочки заплетают косички и делают хвостики.

Мальчики похожи на девочек. В моде унисекс во всем. Дети не убегают из дома, боятся самостоятельности.

Музыка – кумир Билл (солист Tokio Hotel)

Чего нужно бояться родителям:

  1. Дети будут плохо учиться
  2. Ухудшится здоровье (пьют, курят, прокалывая пирсинг, не заботятся о гигиене).
  3. Дети могут стать наркоманами (употребляют легкие наркотики – марихуану).

Не нужно бояться:

  1. Убежит из дома. Не любят самостоятельности.
  2. Порежут себе вены. Суициды – не путь малышей.

Скинхед движение.

        Скинхеды («бритоголовые», «идеологи») – радикальное молодежное движение, не объединенное в рамках какой-либо организации, а разрозненное на множество независимых друг от друга группировок.

         Появились в России в первой половине 1990-х годов. Наиболее распространены в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Томске, Иркутске, Воронеже и Ярославле.

В России «бритоголовые» представляют собой либо националистически настроенную молодежь, либо футбольных фанатов.

        Стиль «милитари»: камуфляж, военные высокие ботинки со шнуровкой, специфические шарфы и короткие куртки «бомберы», кожа, клепки, пирсинг.

        В России представлено сейчас три поколения «скинхедов», отличающиеся и по своему социальному составу, и по идеологии, и по деятельности.

   1) Ветераны «Скинхед» движения. Большинству из них за 30 лет и приобщились они к движению еще с начала 1990 годов. Их характеризуют как модников, ведущих «буржуазный» образ жизни. «Тот не «Скинхед», кто меньше, чем на «штуку баксов» одет». Посещают различные концерты и употребляют дорогое пиво.

   2) «Средние Скинхеды» - более боеспособны и активны, могут состоять в политических партиях «Народная национальная партия», «Национал - большевистская партия», «Национал -республиканская партия России» Юрия Беляева. Наиболее авторитетные фигуры среди этих «скинхедов» - Семен Толмаков, Илья Лазаренко, Андрей Семилетников («Дымсон»).  Скинхеды борются за чистоту нации, поэтому устраивают кровавые драки.

   3) «Бабсы» («папсы») – состоят из «скинхедов – пионеров» (средний возраст 13-14 лет), чаще существуют при какой-либо «старшей» организации.

R & B ( эр эн би) – «гламур»

Айрэнби  - «ритм и блюз».

     Субкультура детей, которые пытаются вести глянцевую жизнь, часто не имея на это денег. Хотят быть «крутыми», создавать видимость богатства, достатка. Для этого не нужно специальных знаний, усилий.

Слушают и смотрят:

Дженнифер Лопес, Джастика Тимберлейка, Тимати. На представителей данной группы оказал сильное влияние хип-хоп, они слушают «легкий вариант рэпа» - «неосоул» (nu soul).

Смотрят:

MTV, Муз ТВ, культовый сериал “Клуб» про внутреннюю жизнь пафосного столичного заведения.

Читают: глянцевые журналы.

Одежда:

  1. модный пиджак а-ля Версаче,
  2. Дизайнерские джинсы;
  3. шляпа, гламурная бейсболка;
  4. необычные кроссовки;
  5. мощные перстни, бижутерия.

Модно ходить в солярий.

Чего нужно бояться родителям:

  1. Заболеет. Идеал для девочек – худосочные модели. Все пытаются на них походить, садятся на диеты.
  2. Начнет деградировать. Дети не читают серьезных книг и не смотрят документальные фильмы, увлекаются только глянцевыми журналами.
  3. Перестанут считаться с «простыми смертными». Культ: «если у мужчин нет денег, то они не готовы к серьезным отношениям»

Не нужно бояться:

  1. Станет наркоманом. Царит культ дорогого алкоголя, но денег нет.
  2. Забросит учебу. Течение клубное, а клубы работают по выходным.

Хип-хоп

       Существует несколько версий возникновения слова «хип-хоп». Одной из популярных версий служит история про то, что один из отслуживших в Армии США друзей известного ди-джея слушал сэмплы и напевал под них речитатив «хип/ хоп/ хип/ хоп»        (аналог: «левой, правой, левой, правой»). Ди-джей, услышав это, стал использовать термин для обозначения своей ритмичной музыки, что было подхвачено другими ди-джеями.  Само     словосочетание    «хип-хоп»      отражает     определенную  «прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные стили, которые позволяют его четко отличить от популярного в то время стиля «диско».

     «Хип-хоп» («hip- hop») как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса, включает в себя три разных направления:

  1. «Граффити»,    («Graffity» - «нацарапанные») – настенные росписи и рисунки.
  2. «Брейк-данс»  - танцевальный стиль, уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, который заложил моду для всей культуры хип-хопа – спортивной одежды.
  3. «Рэп» - музыкальный стиль, ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами.

 Рэп имеет три классификации:

  1. «быстрый рэп» - один рэпер разговаривает с другим;
  2. «жизненный рэп» - часто содержит мат;
  3. «коммерческий рэп» -  хип-хоп, r&b и танцевальный рэп.

Новые лица русского рэпа: Тимати, Лигалайз, Банд`Эрос, Бьянка – являются желанными гостями на вечеринках в R&B –клубах

Наиболее яркие представители рэп культуры:

  1. R&B
  2. Рэппер
  3. Бэкпэкер
  4. Бэггер

Рэппер

        Большинство рэпперов носят джинсы- «трубы» и плотные рубашки или спортивные футболки (хоккей или баскетбол), куртки-аляски, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру.

        Одежда больших размеров приветствуется. Есть две версии, почему это является частью моды:

  1. Одежда заключенных в США раньше шилась большой, чтобы подходить разным по комплекции заключенным.

  2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров.

         Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол, однако одежда должна быть чистой, её отличает лишь небрежная мешковатость.

         Шапочки, «бейсболки», повернутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки – все это обязательные «примочки» молодого рэппера.

         Рэпперы – самая большая группа в субкультуре «хип-хопа». Никаких требований к вступлению не выдвигает. «Одевайся, как рэппер, говори как рэппер и слушай рэп!» - вот основные требования.

          В основном участниками данной группы являются школьники и студенты. Интересуются разными стилями рэпа и, как правило, знают историю своего стиля и биографии полюбившегося исполнителя. Могут формировать «фан-клубы».

Бэкпэкер

    У данной группы нет общих опознавательных знаков. Основа философии бэкпэкера – это принципиальное отсутствие какой-либо привязки к местности и готовность к путешествию. Есть пункт назначения, есть билеты туда и обратно. Пункт путешествия не важен. В остальном - абсолютная свобода. Кроме любви к «некоммерческому» рэпу и к рэпу «золотого века» (90-е годы) их характерный атрибут – рюкзак за спиной (backpacking – «рюкзак за спиной», или «все свое ношу с собой»).

      В данной среде принято критиковать и не воспринимать популярную музыку, все те композиции, которые можно услышать по ТВ или радио. Избегание предметов роскоши или элементов одежды, связанных с гангста - рэпом и r`n`b.

     Кроссовки, одежда цвета хаки, куртка с капюшоном  - главное требование – удобство при путешествиях.

     «Бэкпэкеры» – очень активная, закрытая и наименьшая группа в субкультуре «хип-хоп». Имеет свои ритуалы по принятию (например: наличие «неформальных поручителей» при приеме в свою среду) в ряды, требования к интеллектуальному уровню.

     «Бэкпэкеры» стоят на стыке двух субкультур – музыкальной и туристической (напоминает чем-то субкультуру путешественников автостопом – «трассеров»). Часть из них увлекается рэпом и сильно влияет на сообщество рэпперов.

      «Бэкпэкеры» - «повзрослевшие хиппи», получившие высшее образование.

Бэггер

       В субкультуре хип-хопа есть группа людей, которые не слушают рэп, не танцуют брэйк и не рисуют граффити. Их интересует только стиль одежды рэперов. Их называют «бэггеры» ( «baggyers»,  «baggyboys»,   « baggy» - широкие штаны,   «boy» - парень).                  «Бэггер» предпочитает просторные спортивные штаны и аккуратно заправляет штанины в высокие кроссовки или вставляет на концах штанин резинки, а за его плечами всегда болтается капюшон «кенгурушки» (куртка с капюшоном).

      Одежда рядового «бэггера» - это мягкая широченная футболка с капюшоном и легкие просторные спортивные или камуфляжные штаны. В отличие от «рэперов», края штанин и рукава которых болтаются и пачкаются, у «бэггеров» штанины и рукава непременно заканчиваются резинкой или манжетой.

       В среде «бэггеров» не принято употребление спиртного и курение.

      «Бэггеры» - достаточно большая группа в субкультуре рэперов. Требований к вступлению в свою группу не выдвигают, в основном упор делается на общение и соблюдение требований своей моды.

       

Заключение.

Почему дети не хотят быть просто школьниками?

  1. Чаще это протест. Подросток хочет выделиться из толпы, продемонстрировать свою индивидуальность. Но в то же время боится остаться один. (Готы)
  2. Эмо – реакция на засилье бизнеса. В качестве основных ценностей подросткам стали навязывать карьерный рост и рациональное поведение. Чем сильнее становится бизнес, тем больше ему сопротивляется молодежь. Ценят хрупкость внутреннего мира и индивидуальность.
  3. Гламур – хотят быть «крутыми», создавать видимость богатства, достатка. Для этого не нужно специальных знаний, усилий.

Советы психологов родителям:

  1. Перестаньте жаловаться на жизнь. Депрессия заразна. Радуйтесь вслух каждой мелочи.
  2. Приучайте детей к ответственности. Учите самостоятельно принимать решения.
  3. Формировать нужно не внешние ценности, а внутренние духовные, повышать ценность знаний.
  4. Много времени общаться с ребенком. Принимать ребенка в любом проявлении, выслушивать его, интересоваться его увлечениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молодежная субкультура. "How do teens express their individuality?"

Урок в 10 классе по теме: молодежная субкультура по УМК Кузовлева. Тип урока: комплексное применение знаний. Главная цель урока - ознакомить учащихся не только с самим понятием субкультура, но и осве...

Молодежные субкультуры (лекция для родителей)

Лекция для родителей учащихся 7-10 классов. В материале дается определение понятия "Субкультура", выявляются причины ее возникновения,  анализируются отношения между родителями и детьми-нос...

Молодежные субкультуры.

Лекция и презентация взяты с сайта Учительский портал.Автор: Пупанова Ольга НиколаевнаМесто работы: МОУ СОШ №52 г.Брянска  http://www.uchportal.ru/load/120-1-0-20333...

презентация по теме: молодежные субкультуры

Готы, металисты, реперы, эмо, растаманы, скинхеды и др....

"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"

Материал представляет собой конспект открытого занятия, проводимого в рамках недели педагогического мастерства в КГОКУ "Детский дом г.Находки". Тема: "Влияние молодежных субкультур на развитие личност...

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...