"Мужчины нашего дома", разработка лектория для отцов
методическая разработка по теме

Быкова Валентина Владимировна

Лекторий для отцов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzhchiny_nashego_doma.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Мужчины нашего дома.

«Если отец хочет оставить след в истории, ему достаточно воспитать своего сына»

Джеймс Фенимор Купер

                                                                   

                                                                                               «Гораздо легче стать отцом, чем остаться им».

В.О. Ключевский

Задачи: обратить внимание отцов на их роль в воспитании детей в семье; ознакомить отцов с положительным опытом участия папы в воспитании собственного ребёнка; способствовать формированию мотивации активного участия в воспитании детей в семье, формированию культуры участия мужчины в воспитании детей.

Форма проведения собрания: мужской разговор отцов. 

Вопросы для обсуждения: роль отцов в воспитании детей; как стать хорошим отцом.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся (см. приложение); подготовка притчи «Посвящение отцу»; подготовка стенгазеты «С любовью о папе...»; написание сочинения «Самый памятный день, проведенный с папой», рассказа о папином детстве.

Ход собрания

На доске — стенгазета «С любовью о папе» и высказывания, посвященные роли отцов в воспитании детей.

I. Вступительное слово

Уважаемые мужчины, папы! Это собрание отцов я хочу начать словами Джеймса  Фенимора  Купера «Если отец хочет оставить след в истории, ему достаточно воспитать своего сына», и сегодня мы поговорим с вами о вашей роли в воспитании детей в семье, постараемся понять как стать хорошим отцом. В ходе собрания вы можете высказать своё мнение по вопросам воспитания детей, поделиться своим опытом, прислушаться к советам других отцов.

Еще совсем недавно ваши маленькие дети, мальчики и девочки, едва умещались на вашей ладони, а сегодня они – ученики, и, возможно, у кого-то вступили на завершающий этап обучения в школе. Уже сегодня они — не те несмышлёныши, какими были раньше. Они могут размышлять, толково и логично отвечать на вопросы и не менее толково ставить их, умеют наблюдать и замечать, сравнивать и обобщать, умеют делать выводы о том, что хорошо и что плохо, что им нравится и не нравится. Словом, они взрослеют.

Мы представляем слово вашим детям.

 Выступление детей (стихотворение «Папы»)

1.Папы

Папы разными бывают:
Тот молчит, а тот кричит,
Тот, бывает, напевает,
Тот у телека торчит,
Тот, бывает, обнимает
Теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает,
Что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают…
И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают
Точка в точку, как они.

Расскажу я вам про папу

Расскажу я вам про папу –
Не раззяву, не растяпу.
Этот папа – молодец,
Расторопный удалец.

Сам стирает распашонки.
Кашку варит сам из манки,
Целый день как трактор пашет,
Утюгом проворно машет.

Все пеленки перегладит,
С ужином вопрос  уладит.
Перемоет всю посуду,
Пожалеет бабу Люду.

Он не стонет и не ноет,
Надо? Так полы помоет!
Все ковры пропылесосит,
И награды не попросит.
Дочерей в кровать уложит.
А еще наш папа может
Починить жене заколку,
Нитку вдеть помочь в иголку.
Знает как держать паяльник,
Чем прочистить умывальник,
Что залить в сухой фломастер,
В общем – на все руки мастер!
Красота у нас в квартире!!

Ай да папа!!

Лучший в мире!!!


Наши дети взрослеют и копируют наши манеры и привычки, слова и манеру общения с родными и близкими людьми, приятелями и товарищами по работе, наши дети усваивают нашу меру ценностей и шагают с ней по жизни. Часто они совершают те же ошибки и терпят те же поражения. Почему так происходит? Потому что зачастую с рождением ребенка нам очень не хочется менять свой стиль жизни, свои привычки, свои вкусы и манеры, а маленький человек этого не позволяет. И тогда мама меняет свой стиль жизни, а папа  порой продолжает жить так, как жил раньше, ничего в ней не меняя.

В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом.

Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка? 

Проведённый психологами и педагогами эксперимент, в котором детям предлагали рассказать, что они думают о своих отцах, показал:

  1. Во-первых, более чем у половины детей не было отцов - большинство из них ушли из семьи, когда дети были совсем маленькими и перестали с ними общаться.
  2. Во-вторых, незначительная часть детей высоко оценивала достоинства своих отцов, а большинство отзывались о них неопределенно. Лишь единицы гордились своими отцами. Многие вообще старались не упоминать о своих отцах или скрывали их очевидные недостатки. Учитель знал, что у таких детей отцы либо злоупотребляют алкоголем, либо ведут асоциальный образ жизни. Среди отцов были и такие, что вели себя внешне благопристойно, но авторитетом у детей не пользовались.

Уважаемые папы, в чём вы видите причины такого восприятия отцов детьми?

(ответы отцов)

Специалисты - психологи выявили разные причины, но сводились они к следующим:

  1. отцы не обращали внимания на воспитание своих детей;
  2. говорили одно, а поступки совершали совсем иные - это двуличие больно ранило подростков и без того, в силу особенностей подросткового периода, крайне обостренно относившихся ко всякому лицемерию;
  3. недостойно вели себя дома, хотя на производстве высоко оценивались руководством.

При подготовке  к нашему сегодняшнему разговору, мы тоже провели небольшое исследование. Ученикам нашей школы была предложена анкета «Какие они, ваши папы?». Ребята отвечали на предложенные вопросы. И вот какие результаты получились. На экране показаны ответы, чаще других встречающиеся в анкетах.

Мой папа: …

  1. Начитанный, умный
  2. Самый хороший
  3. Строгий
  4. Ласковый, добрый, весёлый
  5. Трудолюбивый
  6. Клёвый приколист
  7. Энергичный
  8. Справедливый
  9. Красивый
  10. Заботливый
  11. Приличный
  12. Сильный и смелый
  13. Мужественный
  14. Суперский, конкретный
  15. Некурящий, непьющий

Мой папа очень любит: …

  1. Ходить на работу
  2. Хоккей
  3. Ходить по гостям
  4. Природу
  5. Ремонтировать машину
  6. Не быть дома
  7. Маму
  8. Заботиться обо мне

Я радуюсь, когда мой папа: …

  1. Целует меня в щёчку; проводит время со мной;
  2. Приходит с работы;
  3. Ходит со мной в гости, в развлекательный центр;
  4. Берёт меня на работу;
  5. Стряпает блины; покупает мороженое;
  6. Дарит мне подарки;
  7. Играет со мной, возит на машине;
  8. Помогает в делах, в учёбе;
  9. Хвалит меня;
  10. Даёт мне советы;
  11. Показывает фокусы.

Мне грустно, когда мой папа: …

  1. Не обращает на меня внимания;
  2. Играет с моей сестрой и даже не смотрит на меня;
  3. Ссорится с мамой;
  4. Гуляет не с семьёй, а с друзьями;
  5. Не играет со мной;
  6. Ругается, кричит, бьёт меня;
  7. Надолго уезжает на работу;
  8. Говорит про маму всякие гадости;
  9. Наказывает меня;
  10. Не выполняет обещания;
  11. Не даёт мне играть в компьютер, потому что сам играет.

Вместе с папой я могу: …

  1. Сделать уроки; рисовать;
  2. Убираться дома; собирать мебель;
  3. Играть на компьютере;
  4. Собирать коллекцию машин;
  5. Сделать маме подарок;
  6. Починить велосипед;
  7. Всё!

Мой папа умеет: …

  1. Ремонтировать любые предметы;
  2. Строить теплицы, дома;
  3. Играть на гитаре, танцевать;
  4. Вкусно готовить;
  5. Найти общий язык с детьми;
  6. Хорошо рисовать;
  7. Отжиматься и подтягиваться;
  8. Стирать.

Мне было бы легко, если бы папа: …

  1. Не пил пиво;
  2. Бросил курить;
  3. Не вмешивался в мою жизнь;
  4. Не кричал и не заставлял меня стирать;
  5. Помогал мне с уроками;
  6. Не критиковал меня;
  7. Не психовал;
  8. Помирился с мамой;
  9. Не ушел из дома;
  10. Любил меня;
  11. Всегда был рядом.

Кроме анкеты мы попросили ребят написать сочинение « Я и мой папа».

 Сочинений много, они все разные, но я вам зачитаю только одно.

«Моему папе 35 лет, он работает в БАХЕ. Зовут его Гуршин Александр Владимирович. Он любит спорт, плавание, ходить на лыжах, играть в футбол.

Вместе мы ходим на лыжах. Летом ходим на пляж, там мы купаемся, играем в волейбол, ездим всей семьёй за город на шашлыки. Папа сам готовит шашлыки и получается очень вкусно. Я вместе с папой люблю работать на даче.

Рядом с нашим домом каждую зиму заливают каток, и мы все вместе ходим на этот каток. Папа любит ходить на рыбалку, как на зимнюю, так и на летнюю, но я с папой хожу очень редко.

Когда папа идёт с работы и увидит нас где-то во дворе, он может с нами поиграть или покататься с горки. В детстве мой папа занимался санным спортом и я последовал его примеру.

Папа так же как и я большая «соня». Папа учит ездить меня на машине. Он добрый, но иногда может и разозлиться. Папа любит играть в компьютерные игры, но я не очень люблю, но вместе с папой это дело интересно.

Ещё летом мы ездим в посёлок Прибрежный. Там мы ходим по грибы и по ягоды. Папа может собрать целую корзинку, а я 3 – 4 гриба.

Папа очень весёлый и с ним интересно.»

В этом сочинении есть важные слова « …я последовал его примеру.», которые подтверждают, что дети берут пример прежде всего с родителей, а потом уже впитывают, как губка, всё остальное и хорошее, и не очень.

Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца»- это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама- это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.

Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать - отцу или матери.

А сейчас, я предоставлю слово ученику (стихотворение   «Как папа» )

2.Как папа

Татьяна Бокова
Хочу похожим быть на папу.
Во всём хочу как папа стать.
Как он -
Носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать.
Быть сильным, умным,
Не лениться
И делать всё, как он - на пять!
И не забыть ещё жениться!
И... нашу маму в жёны взять.

Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет.

Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом.

Психологи, опрашивая старшеклассниц, молодых женщин и зрелых матерей, сформулировали своеобразный «нравственный кодекс» настоящего отца, который включает:

  1. ответственность,
  2. чувство долга,
  3. физическая и нравственная сила,
  4. смелость и мужественность,
  5. верность,
  6. надежность,
  7. великодушие.

Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Мужчина, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четко и реалистично осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы.

Может ли отец оказать существенное влияние на воспитание своего ребенка? Безусловно, может.

Что для этого необходимо? Огромное желание, терпение и уважение к самому себе. Ведь только уважающий себя мужчина не позволит, чтобы женщина вложила в основу воспитания детей в семье только женское начало.

Мужское воспитание используется не только для того, чтобы служить средством устрашения детей. Оно необходимо для того, чтобы воспитываемая в семье дочь почувствовала себя женщиной рядом с умным, добрым, смелым, деликатным и строгим отцом, а воспитываемый в семье мальчик научился брать ответственность на себя, быть организованным и требовательным не только к другим, но и к себе.

Видимо, то, что мужчины часто самоустраняются в воспитании детей, заложено в традициях многих сегодняшних семей. Если девочка видит, что только мама в курсе ее проблем, что основная роль папы — принести деньги в день зарплаты, а в остальное время — диван и газета, рыбалка, охота и друзья, то, безусловно, она усвоит это и перенесет такое построение семейных отношений в свою будущую семью.

Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать для вас - горем или радостью.

Я хочу рассказать вам притчу «Посвящение отцу», прошу вас внимательно выслушать и высказать своё мнение об услышанном, подумать над вопросами: 

Почему же ребёнку приснился такой сон?

Как вы понимаете слова отца? Во что отец просит поверить сына? К чему призывает сына? 

Мы шли с моим отцом по пути, проложенному радостным сном, и говорили о многом. Он был с бородой, как в последние годы жизни, но молодым. Может быть, даже моложе меня. Мы шли и говорили не как отец и сын, а как ровесники. Как соскучившиеся друзья.

Путь наш лежал не в пустоте. Порою то с одной, то с другой стороны дороги появлялись дома, деревья, чьи-то фигуры, лица. Мы все там встречаемся. Те, кто любят друг друга, на самом деле не расстаются.

Отец сказал: «Слушай самое главное. Не по словам главное, а по сути. Всё настоящее остаётся. А пустое лопается. Только обрывки от лопнувшего иногда очень уж липкие. Отдирать их больно и трудно. Как узнать, что хорошо, что плохо? По вкусу, по запаху, по смыслу — всем, чем сможешь — узнавай. Старайся. И подсказки слушай, только настоящие. Слова-то мои ты, может,   забудешь, своими заменишь — но только суть запомни, суть все равно останется. И уж, пожалуйста, поверь в этот сон, поверь...»

Поверить в этот сон оказалось легче, чем его пересказать. Не по словам, не по содержанию, а по сути…

Почему же ребёнку приснился такой сон?

Как вы понимаете слова отца? Во что отец просит поверить сына? К чему призывает сына?

1. Ребёнку хотелось увидеть своего отца не только умудрённым опытом человеком, но и увидеть в нём ровесника, лучшего друга, и при этом, чтобы у этого друга был жизненный опыт.

2. Только тогда ты узнаешь, что хорошо, а что плохо, когда проживёшь свою жизнь, в которой возможно будешь совершать ошибки, даже прислушиваясь к советам других. Несмотря ни на что, знай, что тебя любят, что тебе есть к кому обратиться за помощью– это твой отец, твой лучший друг.

3. Помни, что мы с тобой всегда будем друзьями, мы всегда будем рядом.

А вот ешё одна будничная картинка, которую представят вам ребята. Может быть, кто-то узнает себя и задумается?

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Строгий отец».

«Отец! Мы здесь живем в Крыму,

Покорны слову твоему,

Но мы хотим пойти туда...» -

« Куда?»

«На Карадаг встречать рассвет.

Пойдешь ты с нами?»

«Нет!»

«Отец! Ты видишь склоны гор,

Там хорошо разжечь костер,

Он будет сверху виден всем...»

«Зачем?»

«Отец! Отец! Ты обещал,

Что мы увидим перевал,

Ты говорил, что мы пойдем...»

«Потом!»

«Отец! Есть бухта за горой,

Такой на свете нет второй.

И нас в поход зовут друзья...»

«Нельзя!»

«Отец! Отец! Скажи, когда

Ты нам ответишь словом «Да»,

И что нам делать наконец,

Скажи, отец!»

«Вы — дети! Вы должны меня

Не раздражать в теченье дня...

И понимать, в конце концов,

Что я похож на всех отцов!»

«Отец! Ты прав, все это так,

Но мы идем на Карадаг

Твоим советам вопреки...»

«Да как вы смеете, мальки?!

Я тоже многого хочу,

И в мыслях далеко лечу,

И часто слышал я ответ

От папы моего лишь « нет»

А впрочем… Что-то понял я…»

«Идём мы вместе, папа?» - «Да».

Да, несколько грустный у нас получился рассказ. Хотя, ничего грустного я здесь не нахожу. Главное – папа и дети поняли друг друга. А это так важно, когда мы можем понимать друг друга. И не только понимать, а и прощать друг друга.

Хороший вы отец, или не совсем – выяснится со временем. Кем станут дети, какими будут их отношения с престарелыми родителями – вот критерии успешности воспитательного процесса. А пока дети растут – все в тумане. Несмотря на наличие исторического опыта, каждому приходится действовать методом проб и ошибок, набивать собственные шишки. Возможно, их будет меньше, если прислушаться к некоторым советам.

Правильно расставьте приоритеты.

Дети – самое важное, что есть в нашей жизни. Эта истина непреложна. Но кроме них есть и другие заботы. Дети не должны становиться единственной ценностью. Папа – не обязательный атрибут окружающей обстановки. Папа, живущий полноценной жизнью – пример, модель будущего для ребенка.

Научитесь говорить нельзя.

Расшалившийся малыш – веселое и приятное зрелище, если шалостей в меру. Твердое «нет», произнесенное авторитетным родителем, ясно и понятно. Дайте малышу почувствовать, что вы всегда в курсе его дел и всегда лучше него понимаете, что хорошо, а что плохо.

Не предлагайте выбора.

Речь не о директивных методах управления. Но по разным причинам мы иногда ставим ребенка перед выбором: «Убери в комнате, иначе никаких компьютеров сегодня». Другими словами непослушное чадо должно определиться, что ему важнее, выполнить требование или остаться без удовольствия. А это значит, что отцовский авторитет не так уж и незыблем.

Поддерживайте авторитет взрослых.

Вокруг детей много людей, старше их по возрасту. Соседи, школьные учителя, тренер спортивной секции. В той или иной мере от их авторитета у ребенка зависит и авторитет родителей. Постарайтесь все спорные ситуации разрешать без присутствия малолетних наблюдателей.

Не возводите себя на пьедестал.

Оставайтесь частью жизни, не превращайте свой образ в недостижимое божество. Признавайте свои недостатки, не отрицайте собственных ошибок, не бойтесь извиниться перед ребенком.

Воспитывайте преданность семье.

Семейные отношения должны быть главнее всех остальных. В трудных ситуациях, конфликтах с внешним миром всегда принимайте сторону ребенка и требуйте от него аналогичного отношения к себе и близким. А кто прав или виноват, можно выяснить позднее в семейном кругу.

Всегда оставайтесь мужчиной.

Но не переусердствуйте. Сегодня глупо делить домашние обязанности на мужские и женские. Но ребенку нужен и отец, и мать, потому что мы различны.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Уважаемые папы! Мы предлагаем вам  «Памятку отцу» .

Пусть эта памятка поможет вам сделать процесс общения с вашим ребенком радостным и полезным как для вас, так и для него.

  1.  Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребенка.
  2.  Воспитывайте ребенка не столько словом, сколько собственным примером.
  3. Уважайте в ребенке человека, не позволяйте себе его унижать. Со временем, это может плохо кончиться, особенно для вас.
  4.  Проявляйте сдержанность и вежливость, собранность и ответственность. Тем самым, вы сможете получить зеркальное отражение в своем ребенке вами проявляемых качеств.
  5.  Борясь с вредными привычками ребенка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.
  6.  Воспитывайте в мальчиках мужественность, а в девочках — силу женственности.
  7.  Не бойтесь вопросов собственного ребенка. Хуже, если он вам их не задает.
  8.  Проявляйте терпение в воспитании. Помните, что всходы дают плоды не сразу и только с хорошим уходом.
  9.  Не используйте в воспитании унижение, которое остается в памяти ребенка надолго и возвращается словами: «А помнишь?..»
  10. Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребенка, но реально подходите к их оценке.
  11. Любите своего ребенка. И он ответит вам любовью.
  12. Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребенка завтра.

В заключение, хотим пожелать отцам большей уверенности в собственных силах. Пробуйте, пытайтесь, ошибайтесь, наконец, но, пожалуйста, не оставайтесь равнодушными к своим детям.

         Помните, чтобы быть хорошим отцом – мало поступать правильно. Нужно искренне стремиться к этому и гордиться собственными успехами.

         Будьте счастливы! Если мы счастливы – наши дети учатся у нас быть счастливыми. Если мы несчастны – наши дети учатся быть несчастными. Исключений здесь не бывает! Удачи.

Анкета для учеников начальных классов.

Мальчики и девочки ______________ класса!

Совсем скоро у нас в классе состоится родительское собрание с участием только ваших пап.

Давайте ответим на вопрос: «Какие они, ваши папы?» Это важно знать вашему классному руководителю, учителям, работающим в классе, школьной администрации.

Мой папа __________________________________________________________________________________.

Мой папа очень______________________________________________________________________________.

Я радуюсь, когда мой папа_____________________________________________________________________.

Мне грустно, когда мой папа__________________________________________________________________.

Вместе с папой я могу        ____________________________________________________________.

Мой папа умеет        _________________________________________________________________.

Моего папу очень        ________________________________________________________________.

Мне было бы легко, если бы папа_______________________________________________________________.

Мне было бы трудно, если бы папа______________________________________________________________.

Подготовили:

Быкова В.В. – учитель биологии,

Корзик С.М. – учитель технологии, классный руководитель 6кл.

г. Братск, 2010

Департамент образования г. Братска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Мужчины нашего дома.

Лекторий для отцов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,

Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...

Свет и цвет в нашем доме

Влияние цветов и их оттенков на человека....

Родительский лекторий "Роль отца и матери в воспитании ребенка".

Цель: формирование навыков семейного воспитания....

Праздники в нашем доме. Именины, день ангела.

Внеклассное мероприятие для начальной школы, которое знакомит детей с православными праздниками - именинами и днём Ангела....

"Мужчины нашего дома"

Лекторий для отцов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Пасха в нашем доме».

Пояснительная записка.     Методическая разработка внеклассного мероприятия «Пасха в нашем доме», посвященного истории и традициям праздника «Святая Пасха» ...