Организация рабочей недели учащихся
материал по теме

Скворцова Ольга Викторовна

Родительское собрание на тему: "Организация рабочей недели учащихся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_dnya.docx125.16 КБ

Предварительный просмотр:

Организация рабочей недели учащихся.

Цель: Познакомить родителей с организацией рабочей недели учащихся.

Задачи собрания:

  1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
  2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Оборудование: мультимедийный проектор, анкеты, памятки для родителей.

Подготовительная работа к собранию:

1.Анкетирование учащихся класса.

- В котором часу ты встаешь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаешь охотно или с трудом?

- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам в школе и дома?

- Ты делаешь её один или вместе с родителями (воспитателями)?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители (воспитатели)?

- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?

- В котором часу ты идешь спать в школе и дома?

2. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.

 Памятка №1. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.

  • Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
  • Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:

А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

  • После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
  • Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  • Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

2.Упражнения при подготовке домашних заданий

  • Для выполнения домашних занятий подобрать светлое место, удобные стол, стул и хорошее освещение.
  • Через 30 минут перерыв для отдыха глаз.
  • Через 2-3 часа зарядку для глаз.
  • Ежедневно 1-2 часа активные прогулки на свежем воздухе.

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:

  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
  • Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
  • Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
  • Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
  • «Рисование картины». Найти в комнате какой–нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.

Вопросы для обсуждения на родительском собрании.

- Здоровье ребенка и школьные нагрузки.

- Особенности рационально организованного режима дня.

- Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.

Ход собрания

    Здоровье учащихся более чем на 50 % зависит от их образа жизни, на 15-20 % – от состояния окружающей среды, на 15-20 % – от наследственности подростка, на 10 % – от системы здравоохранения. 

   Правильный режим дня школьника — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. В связи с этим учащиеся, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают.

   От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

   Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем, так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.

   Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы — жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.

   Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит, так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.

   Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления.

 Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1.Правильное чередование труда и отдыха.

2.Регулярный прием пищи.

3.Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4.Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5.Определенное время для приготовления домашних заданий.

6.Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Примерный вариант режима дня

Время

Подъем

7.00

Зарядка, умывание, уборка постели

7.00 – 7.20

Завтрак

7.20 – 7.40

Дорога в школу

7.40 – 7.50

Занятия в школе

8.00 – 13.00

Обед

13.00 – 13.30

Отдых(сон),  свободное время

13.30 - 15.30

Полдник

15.30 – 16.00

Приготовление уроков

16.00 – 17.00

Свободное время. Прогулка на свежем воздухе.

17.00 – 19.00

Ужин

19.00 – 19.30

Свободное время

19.30 – 20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20.30 – 21.00

   Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день.

   Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе.

  Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.

Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика подготовляет организм школьника к трудовому дню.

  Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду.

  При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.

  Для школьников среднего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников средних классов  2—3 часа.

   При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.

   Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.

    При выполнении домашних заданий, необходимо проводить оздоровительные минутки (памятки), через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.

Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «дверь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.

    Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечнососудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом.

    Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание, полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

    Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время. У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.

    Воскресенье должно быть днем полного отдыха, в этот день никаких уроков! Домашние учебные занятия лучше приготовить в субботу после обеда. Выходной день следует предоставить любимым занятиям и развлечениям, а оставшееся после ужина время посвятить подготовке к следующему учебному дню.

    Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.

    Учащиеся должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут — 21 час, самое позднее — в 22 часа.

   Всё это обеспечивается в школе-интернате, всё это должно обеспечиваться и дома.

Так же в школе-интернате реализуется режим полного дня, который обеспечивает комплексную реабилитационную работу с обучающимися:

- коррекционные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом;

- лечебно-оздоровительный процесс, включающий в себя физио-, водо-и парафинолечение, массаж, ЛФК.

- дополнительное образование - кружки художественно-эстетической направленности (хоровой, вышивание крестиком, бисероплетение, изостудия, музыкальная ритмика; спортивной направленности (футбол, бочча, настольный теннис, шашки и шахматы, дартс).

   Дети должны и отдыхать, заниматься любимым делом. В нашем классе практически все дети охвачены кружковой деятельностью. Круг интересов ребят разнообразен: они занимаются в  спортивных  секциях (футбол, бочча), хоровой кружок «Соловушки», кружок изостудия, бисероплетение «Волшебная бусинка». Кружки создают благоприятный психологический комфорт, способствуют формированию и развитию мелкой моторики мышц, положительно влияют на становление детской речи, способствуют более успешной социальной и трудовой адаптации  детей в общество, развивают двигательные функции  и укрепляют здоровье (спортивные секции). Помимо коррекции двигательных функций, благодаря этим занятиям развиваются коммуникативные навыки,  уверенность в себе.

    Некоторые родители кране скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

- снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;

- повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;

- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

- изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

    Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.

Анализ анкет детей по проблеме собрания.

Результаты анкетирования учащихся класса:

* Утром встают вовремя и без подталкивания родителей (воспитателей) 28% детей.

* Встают неохотно, подгоняемые родителями (воспитателями) 72% детей.

* По утрам делают зарядку и необходимые водные процедуры в школе 100% детей, дома-28%.

* Самостоятельно выполняют домашние задания без родителей (воспитателей) 14% детей.

* Не могут делать уроки без помощи родителей (воспитателей) 86% детей.

* Каждый день бывают на свежем воздухе  в школе -100% детей, дома-72%.

* Вовремя ложатся спать в школе-100%, дома- 28% детей.

Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.

НЕЛЬЗЯ:

  • Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  • Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
  • Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
  • Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
  • Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
  • Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
  • Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
  • Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
  • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
  • Ругать ребенка перед сном.
  • Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
  • Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
  • Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.

Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.

Подведение итогов

  Режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых. Все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов.

Ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться.

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей

  • Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
  • ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
  • Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
  • Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.
  • Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.
  • Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка
  • В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров,  музыкантов, спортсменов, политиков.

  Одного мудреца  спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или слава”? Мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:"Организация предметной недели - на примере недели географии"

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме: "Организация предметной недели- на примере недели географии"...

«Организация предметной недели – на примере недели географии»

цели, задачи, принципы организации недели географии. Ожидаемые результаты. мероприятия , проводимые в рамках недели географии...

Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»

г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»

Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...

Техника безопасности и организация рабочего места учащегося в кабинете биологии

Тема: «Техника безопасности и организация  рабочего места учащегося  в кабинете биологии» (используемые приемы на уроке). ЗСБ компетенция: 1.Знание и соблюдение  правил...