Адаптация 1 класс
консультация на тему

Попова Ирина Владимировна

Рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_-_eto_vazhno_dlya_roditeley.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Начало систематического обучения в школе связано с изменением социальной ситуации развития и необходимостью  приспособления к новым требованиям и нормам. Школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических ресурсов.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Принято выделять физиологическую и психологическую адаптацию.

Выделяются следующие этапы физиологической адаптации:

  • «Физиологическая буря» (2-3 недели)
  • Неустойчивое приспособление(1-2 недели)
  • Устойчивое приспособление (1-2 недели)

Продолжительность 3-х фаз -5-6 недель. Состояние здоровья ребенка-успешность физиологической адаптации.

        Психологическая адаптация к школе представляет собой сложный процесс приспособления ребенка к образовательному учреждению и, наоборот, школьных условий к потребностям и интересам ребенка.

Уровень адаптации к школе

Показатели адаптированности ребенка

Физиологическая адаптация

Улучшение динамики работоспособности на протяжении первых месяцев обучения.

Отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья.

Хорошее самочувствие. Умеренная утомляемость

Когнитивная адаптация

Высокий уровень усвоения учебной программы.

Овладение учебной деятельностью.

Отсутствие значительных сложностей

в обучении

Личностная адаптация

Принятие роли школьника. Отсутствие эмоционального дискомфорта. Адекватность самооценки. Умеренная тревожность

Социальная адаптация

Высокий статус в группе сверстников.

Хорошее эмоциональное самочувствие

в процессе обучения.

Общительность.

Усвоение школьных норм поведения

на уроке и перемене

Обобщая сведения по адаптации, можно выделить основные показатели адаптации.

Основными показателями адаптации являются:

  • Сохранение физического, психического и социального здоровья детей
  • Формирование адекватного поведения
  • Установление контактов с учителем и одноклассниками
  • Овладение навыками учебной деятельности

Эффективность адаптации в значительной мере определяется микросоциальной ситуацией развития

  • типом семейного воспитания,
  • позицией педагога в отношении ребенка,
  • особенностями общения со сверстниками (одноклассниками),
  • организацией учебной деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослыми.

Школьная адаптация сложный и длительный процесс в ходе которого выстраивается оптимальное соответствие интересов и потребностей, личностных особенностей и требований школы.

Рекомендации для родителей

1 сентября

Это один из самых напряженных дней в жизни ребенка. Вокруг него много ажиотажа, который будоражит и пугает. В результате "счастливый день" может омрачиться неожиданными капризами, тошнотой, вялостью или необузданной активностью. Все это - результат перенапряжения нервной системы ребенка.

Предвидя такие последствия, родители должны продумать ряд мер для снятия напряжения.

1. Спланируйте заранее этот день, выделив время для отдыха, как психического, так и физиологического.

2. Поддержите ребенка на самом старте обучения. Объясните правила поведения в школе.

3. Ни в коем случае, прощаясь, не говорите: "Смотри не балуйся!", "Веди себя хорошо!". Подбодрите ребенка, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

Первая неделя в школе

Первая неделя обычно проходит на эмоциональном подъеме и является организационной. У ребенка новый режим дня. К новому режиму привыкают и взрослые - как утром разбудить, чем накормить, когда отправить в школу, когда встретить, погулять, выполнить уроки (если они есть), как вовремя уложить спать.

  • Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  •  Желательно, чтобы в семье только один человек являлся носителем и контролером режима дня, чтобы у ребенка не рассеивалось внимание на разные требования.
  • Не расстраивайтесь, если ребенок в первые дни не собирает вечером портфель, не готовит одежду. Ничего страшного в этом нет. Собирайте портфель совместно с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.
  • Терпимее относитесь к неорганизованности и ошибкам ребенка, ошибка - это не преступление.

Первые месяцы в школе

К концу первого месяца у многих детей наблюдается эмоциональный спад, надоедает рано вставать, сидеть на уроках, могут появиться первые трудности в обучении. Главное - спокойно и уверенно преодолевать их вместе с ребенком. Взрослые должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотив к учению, найти практическую ценность полученных ребенком знаний и постепенно формировать у него познавательную активность.

  •  Родителям необходимо поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
  •  В жизни ребенка появился человек более авторитетный, чем родители. Это учитель. Родителям необходимо уважать мнение первоклассника о педагоге.
  •  Никогда не говорите отрицательно об учителе в присутствии ребенка, так как учитель становится для ребенка эталоном, кумиром и таким он останется до 3-го класса. Решайте все недоразумения непосредственно с учителем.
  •  Режим родителей должен быть подчинен режиму школьника, родители должны своим примером (а не нотациями) показывать, как организовывать учебные дни.
  •  Формируйте познавательную активность: учитесь вместе с детьми, вместе посещайте музеи, театры, выставки, читайте книги ребенка, а затем обсуждайте их, подыскивайте новые книги для совместного чтения, размышляйте вместе над интересующими вас проблемами, ходите вместе в библиотеку.
  •  Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, что вы сами чувствуете после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми).
  •  Если ребенок хочет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  •  После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (в том числе и сон) для восстановления сил.
  •  Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-10 минут занятий необходимы 10-15-минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.
  •  Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте ребенку возможность работать самому, но если уж нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка ("Не волнуйся, все 

    получится!", "Давай разберемся вместе!", "Я тебе помогу!" ) и похвала (даже если не очень получается) необходимы.
  •  Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  •  Учтите, что даже "совсем большие" дети (мы часто говорим: "Ты уже большой!" 7-8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся за день. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".

Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...