Выступление на родительском собрании в 1 классе "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
консультация по теме

Кудельникова Юлия Евгеньевна

В выступлении учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи, выявленных при логопедическом обследовании. Показаны специфические ошибки письма, приведены примеры письменных работ учащихся, имеющих нарушения письменной речи. Даны рекомендации для родителей.

Выступление сопровождается презентацией "Речевая готовность к школьному обучению".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Речевая готовность ребенка к школьному обучению

Кудельникова Юлия Евгеньевна

учитель-логопед, МКОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»,

г. Олонец,  республика  Карелия

        Готовность  ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаружатся очень скоро). Особенно необходимой становится правильная речь при овладении грамотой. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

        Какой же должна быть речь ребенка, готового к школьному обучению?

        1. Усвоена звуковая сторона речи:

Ребёнок правильно произносит все звуки, даже в малознакомых, сложных словах редко делает ошибки. Причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен, например, «зук»  вместо «жук», «калтина» вместо «картина». В основе звуковых замен чаще всего лежит неразличение этих звуков на слух. Такие дефекты обычно отражаются на письме.

         2.Чётко различает на слух все звуки речи.

Запись слова предполагает умение определить, т.е. опознать каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении звуков Б-П вместо «бочка» может написать «почка». Наиболее часто не различаются на слух звонкие и глухие (П-Б, Т-Д и др.), мягкие и твердые звуки (Л-Ль, М-Мь и др.), С-Ц, С-Ш, З-Ж, Р-Л.

        3. Ребенок умеет выделять слова из предложения, отчетливо  представляет себе последовательность звуков в слове, т.е.

  • Определяет, есть ли в слове заданный звук (например, есть ли звук Р в слове РОЗА?)
  • Определяет место звука в слове (в начале, середине или конце)
  • Выделяет первый и последний звуки в слове.

Более сложные умения:

  • Называть все звуки в слове по порядку (ДЫМ- Д Ы М,  3 звука)
  • Угадывать слово, сказанное по звукам (Ч А С – ЧАС).

Неумение выполнять звуковой анализ очень часто приводит в дальнейшем при письме к пропускам, перестановкам, добавлениям лишних букв.

        4. Достаточно развит словарный запас. 

Ученые утверждают, что до 5 лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2, 5 – 3 тысячи слов, в то время как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Причем в словаре первоклассника должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова типа одежда, обувь, посуда, животные, птицы, овощи, фрукты, транспорт и т.п., названия детенышей животных, частей предметов. В словаре глаголов: кто как передвигается (змея ползёт), кто как подает голос (корова мычит), кто чем занимается (врач лечит), что может делать это животное (заяц не только ест, спит, прыгает, но и более тонкие определения действий: крадется, скрывается, спасается, выслеживает, затаился, вскарабкался, скребется, наблюдает и т.п.) В словаре прилагательных: Какие предметы по величине, весу, форме, цвету, вкусу, запаху, температуре, материалу, принадлежности и т.п. Например, платье длинное, шерстяное, теплое, мягкое, серое, вязаное, мамино… Активно используются слова, противоположные по значению (далеко-близко), близкие по значению (веселый-радостный), дети начинают понимать переносное значение некоторых слов (золотые руки, светлая голова).

        5. Сформирован грамматический строй речи.

Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Обычно к 4 годам ребенок с нормально развивающейся речью овладевает системой словоизменения, т.е. правильно образовывает множественное число существительных (стулья, окна, а не стулы, окны), изменяет существительные по падежам (много деревьев, а не деревов, заботиться о зайчатах, а не о зайчат), согласовывает прилагательные с существительными (ведро синее, а не синея). К 7-8 годам должен уметь  образовывать от одного слова другое с помощью суффиксов (ключ-ключик, шапка из меха - меховая, у волка - волчата, у собаки лапа собачья) и приставок (весной птицы прилетают, а осенью…улетают). Должен знать и правильно употреблять предлоги НА, В, ПОД, НАД, ОКОЛО, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА. Использует в речи разнообразные предложения (не только простые из3-4 слов, но и сложные, с союзами потому что, чтобы, а, но, и. Трудности, связанные с усвоением ребенком грамматического строя, неизбежно проявятся и в письме, особенно в творческих работах: изложениях, сочинениях.

        6. Ребёнок умеет связно и последовательно рассказывать. 

Под связной речью принято понимать такие развернутые (т.е. состоящие из нескольких предложений)  высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим. К 7 годам многие дети самостоятельно составляют описательные и повествовательные рассказы по одной картине, по серии картин. Однако некоторым бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Их рассказ представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую, не связанную с первой. Есть дети, которые просто перечисляют изображенные предметы и явления, не сумев построить даже отдельных предложений.  

При обследовании речи первоклассников выяснилось, что не все дети имеют достаточно развитую речь. Среди них можно выделить группы:

  • Учащиеся, имеющие только нарушения звукопроизношения, – фонетические нарушения.
  • Учащиеся, имеющие недостатки произношения и фонематического слуха, т.е. не только дефектно произносят те или иные звуки, но и недостаточно их различают, - фонематические нарушения.
  • Учащиеся с общим недоразвитием речи, у которых имеются недостатки как в звуковой стороне речи, так и в словарном запасе, в грамматическом строе, в связной речи.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения, и поэтому родители их могут не заметить. Однако эти нарушения часто являются причиной неуспеваемости по ряду предметов. При письме и чтении у этих детей появляются многочисленные специфические ошибки: замены букв, пропуски, перестановки, добавления букв, слитное написание слов, раздельное написание частей слов, лексико-грамматические ошибки.

 Вот примеры: письменная работа второклассника, который не владеет звуковым анализом (пропуски букв, слитное написание слов); этот ребенок недостаточно различает на слух многие звуки, отсюда замены Р-Л, С-З, Б-П., Д-Т, Ж-Ш. Диктант и сочинение пятиклассника: пропуск предлога, неправильные окончания слов.

Рекомендации для родителей:

  • Важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки, слова, окончания слов, обязательно выслушивали ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями.
  • К.Д. Ушинский сказал: «Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания». Развить  способность к различению звуков можно, показав ребенку разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми, например, звук Ж похож на жужжание жука, а звук З - на писк комара. Для различения звонких и глухих согласных важно привлечь внимание ребенка к тому, что все звонкие произносятся с голосом, а глухие - без голоса, шепотом (можно приложить руку ребенка к гортани, т.е. передней части шеи и попеременно произносить то П, то Б – дрожит горлышко или нет). Для развития звукового анализа можно использовать упражнения: хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук; выделять все звуки в слове с помощью последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССОН, СОООН, СОННН).
  • Очень важно ежедневно читать ребенку, помня знаменитую подсказку А.С. Грибоедова:  «Читай не так, как пономарь. А с чувством, с толком, с расстановкой…». Это усиливает эмоциональное восприятие ребенком текста. Возникает потребность ежедневно получать информацию. Приучите ребенка спрашивать о непонятных словах, внимательно следить за развитием действия.
  • Развивают речь и такие задания:

-Разучивание стихов,

        -Скороговорки,

        -Игры со словами, например:

- Дополни слово: ведущий называет часть слова (кни) и бросает мяч, ребенок должен поймать мяч  и дополнить слово (га).

- Начни с того же звука: несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одного звука, например, М.

- Какой, какая, какое, какие?: вы называете существительные и по очереди с ребенком подбираете к слову прилагательные (трава зеленая, мягкая, шелковая, изумрудная, болотная, скользкая).

- Составить из набора букв как можно больше слов.

- Назвать слова, противоположные по значению.

- Подобрать рифму: огурец-молодец.

        Благодаря этим играм ребенок становится более внимательным к слову, а, значит, и к своей речи, он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму.

  • Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому гимнастика для пальцев стимулирует речевое развитие, готовит руку к письму и повышает работоспособность коры головного мозга. Кроме специальных упражнений для пальчиков, полезны такие занятия: игра с мозаикой, конструктором, вырезание, лепка, рисование, штриховка, пальчиковый театр, нанизывание бус на нитку, пришивание, застегивание пуговиц, вязание, плетение.
  • У многих первоклассников встречается нарушение произношения звуков. В работе над звукопроизношением эффективна артикуляционная гимнастика.

Желаю Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к школьному обучению

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ  Понятие «готовность к школе» включает в себя физиологическую и психологическую готовности. Физиологическая готовность определяется уровнем общего физического развити...

Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....

Выступление на родительском собрании. Тема :" Речевая готовность к школе"

Цель: уточнение представлений родителей детей о процессе подготовки к обучению в школе.  Задачи: активизировать знания родителей о речевом развитии ребенка; уточнить представления о различны...

Консультация для родителей "Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Далее перечисляются все критерии....

Речевая готовность ребенка к школьному обучению

В буклете представлены параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению: сформированность звукопроизношения;готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;соответствие словарного запаса ...

Выступление на родительском собрании« Адаптация первоклассников к школьному обучению». педагог-психолог Захарова М.Г.

Поступление в школу переломный  момент в жизни каждого ребенка. Оно кардинальным образом меняет его образ жизни....

Выступление на родительском собрании во 2в классе на тему «Трудности обучения русскому языку и чтению. Дисграфия и дислексия. Что это такое?»

Выступление на родительском собрании во 2 классе на тему «Трудности обучения русскому языку и чтению. Дисграфия и дислексия. Что это такое?»...