Проект "Пастель".
методическая разработка на тему

Терехова Ирина Анатольевна

Данной статью мы открываем новый проект, посвященный художественным материалам. Речь пойдет о пастели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pastel.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Пастель».

Пастель – материал, который изготавливается из порошка тонко растертых красочных пигментов с добавлением связующих веществ. Смесь разливают в готовые формы и получают спрессованные, готовые к употреблению хрупкие мелки. Если потереть пастельным мелком о соответствующую основу, на ней отложится тонкий слой красочной пыли.

Пастельная живопись в современном ее понимании появилась сравнительно недавно. История пастели как материала насчитывает около трехсот лет. Только около 1720 года художники поняли, что пастель отвечает всем требованиям «большой живописи». Пастель похожа на другие материалы, которые применяются в рисунке, и ее самостоятельное развитие начинается с момента, когда рисунок перестает быть вспомогательной техникой для живописи и становится равноправным видом искусства.

Осознание значимости рисунка начинается в XV веке, в эпоху Возрождения. Именно в это время начинается углубленное изучение анатомии, требовавшее графического отображения полученных знаний. Овладение техникой рисунка становится обязательной для всех художников. Обычно они работали в смешанной технике, используя возможности всех известных в то время материалов – сангины, угля, туши, свинцового карандаша, мела. В рисунках Леонардо Да Винчи впервые видна фактура, напоминающая пастель, когда она используется как материал для рисунка.

Эпоха Барокко, охватывающая период с начала XVII  до середины XVIII века, характеризуется большой художественной фантазией. Барочные тенденции распространяются по всей Европе, постепенно достигают Франции и Германии, где проявляются в своеобразной форме, известной под названием «рококо».

Именно в этот период, когда декоративный элемент в живописи играет важную роль, и появляется пастель.  Увлечение пастелью охватывает многих художников: в их числе известные мастера Розальба Каррьера,  Морис Кантен де Латур, Жан-Батист Перронно. Портреты, выполненные пастелью, сочетают в себе изящество и тонкий психологизм.

Но свое наибольшее признание пастель получила в период импрессионизма.  Впервые термин «импрессионизм» (от французского impression  - впечатление) был употрблен в 1874 году в связи с картиной Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Слово это было введено в обиход одним критиком, вложившим в него явно отрицательный смысл. Постепенно определение перешло на всех участников той выставки, организованной Обществом живописцев, скульпторов и граверов (Писсаро, Моне, Дега, Ренуар, Сислей, Сезанн, Гийомен, Берта Моризо). Всех этих художников объединяло стремление порвать с официальным академическим искусством.

Импрессионисты отличались не только совершенно иной манерой письма, они утверждали за художником права выбора сюжетов, отвергавшихся академическим искусством как малохудожественные. Импрессионисты совершенно по-новому увидели и изобразили в своих работах оживление и суету парижских бульваров, праздничное разноцветье городских садов, кварталы бедноты. У импрессионистов было отличное от академического отношения к цвету и рисунку – мазки наносились один рядом с другим, границы между планами, предметами, тенями были неопределенными. Это было новое понимание живописи, когда художник изображал реальный мир через свои цветовые впечатления.  И этой концепции идеально соответствовала пастель.

Некоторые художника этого периода использовали пастель для того, чтобы запечатлеть ускользающие мгновения в виде набросков, на основе которых они впоследствии создавали свои живописные полотна. Другие, как Дега, считали пастель идеальным материалом для живописи и достигли блестящих результатов. Самые известные в мире пастели созданы именно Дега. Однако нельзя умалять величие и таких художников, как Тулуз-Лотрек, Буден, Берта Моризо, Базиль, Мэри Кассет.

Сегодня огромное количество художников признаются в любви пастели, создают прекрасные произведения, выразительные в своем световом рисунке, цветовом богатстве и фактуре.