Родительское собрание на тему "Насилие в семье: мифы и реальность" (5-11 классы)
презентация к уроку по теме

Комиссарова Лариса Викторовна

Тема насилия детей и подростков является очень актуальной в современном мире. Материал содержит информацию о видах насилия, поможет в работе педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

НАСИЛИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

За последнее десятилетие термин “жестокое обращение с детьми” вошел в нашу жизнь, стал широко использоваться в научной и публицистической литературе, нормативных документах. Завучи по воспитательной работе, социальные педагоги, классные руководители, психологи чаще других сталкиваются с этой проблемой. Именно поэтому мы собрались сегодня с вами, для того, чтобы обсудить данную тему.

Оказание помощи детям и предупреждение жестокого обращения с ними должно проводиться в семейном контексте и, прежде всего, в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей семейного воспитания, изменения установок по отношению к ребенку, чтобы они не чувствовали своего бессилия и одиночества.

Нет сомнения в том, что большинство родителей любит своих детей и желает им добра. Заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удовольствиями и удобствами ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость.

Легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если кто-то чужой – сосед, няня или учитель – попытается ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При этом многие родители сами способны поднять руку на своих детей. Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Почему возникает такая двойственность?

Возможно, считается, что в этом случае цель оправдывает средство (“потом еще мне спасибо скажет”).

Возможно, что мы исходим из своего жизненного опыта (“меня в детстве тоже ремнем “учили”, иначе неизвестно еще, что бы выросло”).

Возможно, в глубине души мы убеждены, что ребенок – наша собственность, и мы вправе делать с ним все, что захотим.

А может, иногда кажется, что просто нет другой возможности повлиять на ребенка, кажется, что физическое воздействие вернет власть и авторитет.

Возможно, телесные наказания служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не научат, а только оскорбляют и раздражают его, после побоев никто из членов семьи не знает, что ему делать – и все замыкаются в одиночестве.

А вероятнее всего, взрослые прибегают к оскорблениям, крикам, ударам вследствие неумения найти выход из сложившейся ситуации, вследствие бессилия или растерянности, которых сами не осознают.

Слайд 2. «Насилие над детьми» — жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями.

Действующее российское законодательство не дает четкого определения термина “жестокое обращение с детьми”. Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Слайд 3. По данным ВОЗ, примерно 20 % женщин и 5-10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию; 25-50 % всех детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию.

В России, по состоянию на 2012 год, МВД ежегодно фиксирует более 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составляют правонарушения, совершенные родителями в отношении собственных детей.

Согласно Росстату, в 2010 году в России от преступных посягательств пострадали 100 тыс. несовершеннолетних, из которых погибли 1,7 тыс., получили тяжкий вред здоровью — 2,4 тыс. В последние годы в России наблюдается снижение числа детей, пострадавших от преступлений.

Из постановления Правительства Тверской области от 16 октября 2012 г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛ. НА 2012 - 2017 ГОДЫ»

«По состоянию на 01.01.2012 на учете в органах социальной защиты населения Тверской области состояли 4403 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживает 7781 ребенок. Дети, растущие в асоциальных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

Жестокое обращение с детьми в регионе остается наиболее опасной и тревожащей население проблемой: в 2011 году в отношении детей совершено 153 преступления насильственного характера (2010 год - 164), 10 из них связаны с жестокостью со стороны их родителей. Растет число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (2011 год - 116, 2010 год - 83). Ежегодно около 1000 родителей в регионе лишаются родительских прав, причиной, чаще всего, является неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, в ряде случаев - жестокое обращение с детьми. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений в отношении детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер». Андрей Владимирович Шевелев.

Слайд 4. Классификация видов жестокого обращения с детьми.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое,  психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жесткость), сексуальное (развращение).

Слайд 5. Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Индикаторы физического насилия:

- резко выраженная боязливость ребенка;

- неадекватное поведение ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;

- ярко выраженный страх взрослых людей;

- признаки физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения;

- наличие различных травм у детей;

- необъяснимые отклонения в физическом состоянии, связанные с травмами, полученными в прошлом;

- отсутствие желания поиска защиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации.

Психологические последствия физического насилия

При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей,
необходимо учитывать не только физический вред (синяки, ушибы, травмы различной степени, проявление энуреза, регресс в развитии, отказ от учебы, боязливость, возрастающее несоответствие ребенка ожиданиям родителей, низкий уровень его самооценки), но и психологические последствия. Это, прежде всего, симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости по отношению к другим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.

Слайд 6. Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые  требования, не соответствующие его возрастным возможностям.  

Индикаторы психического насилия. Диагностика особенностей поведения детей, которые живут в ситуации психологического насилия, выявили следующие характерологические особенности:

•   длительно сохраняющееся подавленное состояние,

•   чрезмерная уступчивость,

•   заискивающее, сверхугодливое поведение,

•   склонность к уединению,

•   агрессивность,

•  отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста,

•   неумения общаться,

•   высокий уровень тревожности,

•   нарушения  аппетита  (стремление  в  неограниченных количествах  потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть),

•   низкая самооценка, плохая успеваемость.

Для детей, испытывающих постоянно вербальную агрессию со стороны родителей, характерным является проявление высокого уровня физической агрессии, что мешает их нормальной социальной адаптации, вызывая, очень часто (начиная с детского сада), их отвержение или изоляцию. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения, включая склонность к уединению, различные проявления агрессии, направленной как на других, так и на себя. Кроме того, у детей, живущих в условиях психического насилия, могут также развиваться психосоматические и нервные расстройства, которые характерны и для других видов насилия.

Слайд 7. Пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жесткость) – постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Индикаторы пренебрежения основными интересами и нуждами ребенка.

В соответствии с системой диагностических признаков пренебрежения основными нуждами ребенка их выделили в несколько групп в соответствии с разным возрастом детей, которым пришлось пережить пренебрежение.

1. Для детей первого года жизни пренебрежение приводит к задержке физического развития, повторным инфекционным заболеваниям и частым госпитализациям, нарушениям психосоциального развития и т.д.

2. Для дошкольников характерен маленький рост, низкий вес, задержка речевого развития, уровня внимания, эмоциональная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании дружеских отношений, социальная безответственность.

3. Для школьников ситуации пренебрежения проявляются в плохом здоровье, маленьком росте, малом весе, плохой успеваемости в школе, в трудностях в обучении, в  незрелости, гиперактивности, агрессивности, склонности к уединению, плохим взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми людьми, деструктивном поведении, энурезе и т.д.

4. Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со стороны родителей или других значимых взрослых имеют маленький рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержку полового развития, пропускают школьные занятия, употребляют алкоголь, токсические средства, курят, воруют, лгут, деструктивны по отношению к себе, другим людям.

Поскольку пренебрежение не оценивается в обществе как вид насилия, то практически невозможно надеяться, что дети будут обращаться за помощью. Поэтому очень важно зафиксировать особенности внешнего вида и поведения ребенка, по отношению к которому проявляется со стороны родителей или лиц опекающих ребенка, пренебрежение. Именно эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку.

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться:

  • в недостаточном удовлетворении потребностей в еде, физической   и психологической безопасности, любви, познании;
  • в отсутствии должного обеспечения опекой и надзором;
  • в недостаточном  обеспечении ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;
  • в причинении умышленного вреда ребенку;
  • воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;
  • воздействие нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков) и т.д.

Недостаток заботы о детях может быть также следствием бедности, психологического стресса, педагогического невежества, социальных потрясений и стихийных бедствий. Для матерей, пренебрегающих своими детьми, характерны социальная незрелость, инфантилизм, импульсивность, низкая самооценка, отсутствие навыков ухода за ребенком и т.д. Таким образом, пренебрежение основными нуждами ребенка является феноменом, в развитии которого доминирующее значение имеют семейные обстоятельства.

Слайд 8. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Поведенческие индикаторы пережитого насилия:

  • заторможенность, пассивность к болезненным процедурам;
  • послушание, принятие всего;
  • повышенная чувствительность к критике;
  • агрессивность, враждебность;
  • лживость; склонность к воровству;
  • выклянчивание или воровство пищи;
  • много времени проводят вне дома;
  • задержка роста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАСИЛИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ» МОУ «Средняя школа №1» Тверская область, г. Кимры Педагог-психолог КОМИССАРОВА ЛАРИСА ВИТОРОВНА

Слайд 2

«Насилие над детьми» — жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. “ Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”. НАСИЛИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Слайд 3

По данным ВОЗ, примерно 20 % женщин и 5-10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию; 25-50 % всех детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию. В России, по состоянию на 2012 год, МВД ежегодно фиксирует более 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составляют правонарушения, совершенные родителями в отношении собственных детей. Согласно Росстату, в 2010 году в России от преступных посягательств пострадали 100 тыс. несовершеннолетних, из которых погибли 1,7 тыс., получили тяжкий вред здоровью — 2,4 тыс. В последние годы в России наблюдается снижение числа детей, пострадавших от преступлений. «По состоянию на 01.01.2012 на учете в органах социальной защиты населения Тверской области состоят 4403 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживает 7781 ребенок. Дети, растущие в асоциальных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Жестокое обращение с детьми в регионе остается наиболее опасной и тревожащей население проблемой: в 2011 году в отношении детей совершено 153 преступления насильственного характера (2010 год - 164), 10 из них связаны с жестокостью со стороны их родителей. Растет число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (2011 год - 116, 2010 год - 83). Ежегодно около 1000 родителей в регионе лишаются родительских прав, причиной, чаще всего, является неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, в ряде случаев - жестокое обращение с детьми. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений в отношении детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер ». НАСИЛИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Слайд 4

физическое психическое ( эмоциональное) насилие пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жесткость) сексуальное (развращение) Виды жестокого обращения с детьми

Слайд 5

Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Виды жестокого обращения с детьми

Слайд 6

Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка ( в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Виды жестокого обращения с детьми

Слайд 7

Пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жесткость) – постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы. Виды жестокого обращения с детьми

Слайд 8

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия . Виды жестокого обращения с детьми

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания "Нравственное воспитание в семье"

Разработка для учителей и классных руководителей. Освещает вопрос воспитания нравственных ценностей в семье....

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихся класса; выяснение меры поощрения и наказания детей; содействовие по формированию у родителей представлений об истинном родительск...

Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности»

«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» Но как писал Макаренко «семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться ...

Родительское собрание "Воспитание детей в семье"

Данная разработка родительского собрания помогает классному руководителю разъяснить родителям важность воспитания детей в семье. Проводится анкетирование родителей и учащихся; родителям даются ситуаци...

Родительское собрание на тему:"Моя семья". 5 класс

познакомиться поближе с родителями учащихся, семейными   увлечениями; рассказать родителям о жизни класса, привлечь их к участию в ней....