Психолого-педагогический конкурс для замещающих родителей "Родительский батл"
методическая разработка по теме

Вихрова Лариса Михайловна

Психолого-педагогический конкурс для родителей был организован и проведен с целью  создание условий для повышения родительского мастерства через осмысление родителями собственного опыта воспитания детей, актуализацию приемов и методов воспитания, организацию обмена опытом между семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_batl.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая игра

«Родительский батл»

Цель: создание условий для повышения родительского мастерства через осмысление родителями собственного опыта воспитания детей, актуализацию приемов и методов воспитания, организацию обмена опытом между семьями.

     На столе у каждого участника лежит конверт с пожеланием на игру.

Родитель — роль...статус...жизнь...заботы...поиск и бесконечная битва... Битва с собой. Поиграть с ребенком или посмотреть телевизор? Пойти с малышом на улицу или сходить в салон красоты? Чьи интересы на первом месте — свои собственные или ребёнка? Где грань между родительской любовью и слепой жертвенностью? Что нужнее — понять и принять ребёнка или добиться повиновения любой ценой? Где золотая середина?  Что победит сердце или разум? Или победа вообще не возможна, а ключ к проблеме в разумной сердечности и сердечном разуме? Как воспитывать современного ребенка, чтобы он вырос успешным?

Эти и другие вопросы волнуют родителей,   они ищут и находят для себя ответы,  секреты воспитания, делая все новые и новые шаги на пути к тому, чтобы стать компетентным родителем. А для вас это важно?  Вы ищите ответы на эти вопросы? Или уже нашли их?

Давайте вместе искать ответы и выбирать самого компетентного родителя в области воспитания детей  в рамках психолого-педагогической игры «Родительский батл».

1.Знакомство.  

Участникам предлагается оформить визитную карточку и представится  по очереди. (имя, от куда приехали к нам в гости                                                   )

Упражнение «Яблоня мудрости»

-Наверное, каждый из Вас иногда задумывается о том, какой он родитель?

Перед вами яблоня. Яблоня не простая –  это яблоня, приносящая плоды вашей родительской мудрости – яблоки мудрости.

Сейчас мы предлагаем вам поразмышлять над этим и написать на наших  «яблоках» ответ на этот совсем  непростой вопрос.

Обсуждение.  («Яблоки» прикрепляются  на «дерево»).

Содержание и условия конкурсной программы.

Программа  конкурсная, батл -  это состязание , состязание родителей. Сейчас мы с вами объединимся в команды, команда придумывает название и девиз.

Представление жюри. Оценивать наш конкурс будет представитель …..

( Во время проведения конкурса жюри делает коллаж на тему «Территория детей в пространстве мира взрослых»).

Представление команд.

Главная тема нашей встречи – дети, и все конкурсные задания, конечно, о них,  связаны с этой темой.

 2. Конкурс «Правовые пиктограммы».

Скажите, пожалуйста, какой правовой документ определяет права детей?

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

И мы предлагаем вашему вниманию несколько статей  Конвенции. Но работать мы будем непростым образом. Давайте обратимся к древнейшей истории. Откуда мы знаем, как жили первобытные люди? Какие знаки оставили нам о своей жизни? Вы правы, это наскальные рисунки, иероглифы.

Задание для команд:

Изображение, содержащее выполненное рисунками сообщение, называется пиктограммой.  Пиктограмма – это  своего рода рисуночное письмо.

Сейчас Вы попытаетесь с помощью пиктограммы «зашифровать» предложенную вам  статью Конвенции о правах ребёнка. Задача команд  –соперниц отгадать, о чём идёт речь.

Время выполнения:15 мин.

3. Конкурс « Сказка ложь, да в ней намёк».

 В данном конкурсе в фокусе нашего внимания-сказка. Когда мы говорим сказка, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Наверно, нет человека, который не любил сказки. Те из нас, кто не заинтересован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, мелодрамы, читают детективы, любовные романы, фентези. Все это современные сказки.

Притчи, сказки, легенды, мифы- через них испокон веков передавались знания. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире. И именно сегодня, в наше информационное время, к этим источникам интуитивно тянутся люди. Перечитывают библию, интерпретируют легенды, ищут скрытый смысл в сказках и мифах. Древнее знание многих поколений предков зашифровано в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Рассматривая сказку с различных сторон, на разных уровнях, можно найти ответ и решение многих жизненных проблем. Сказка как «слоеный пирог» - в каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное  выбирает для себя то, что наиболее созвучно с мироощущением на данный момент, тот смысл сказки, который может дать ответ на внутренний вопрос.

 С помощью сказки можно наиболее точно   объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, потому что почти все сказочные герои делятся на добрых и злых. Благодаря  сказкам, ребенок учится понимать и разграничивать добро и зло, любовь и ненависть, дружбу и предательство. Несмотря на то, что сказка является развлечением, дети с ее помощью познают реалии современного мира. Сказка учит ребенка размышлять, проявлять яркие и сильные человеческие чувства.

Структура сказки: зачин, развитие действия, концовка. Элементы: троекратное повторение, сравнение, метафоры. Трансляция позитивных ценностей.

Задание для команд  «Сочинение сказки  для детей».

Ведущий держит в руках игрушку и предлагает участникам придумать  про нее сказку, направленную на нравственное воспитание, причём желательно, чтобы каждый участник внес свою лепту. Ведущий начинает: Жил-был маленький лисенок в огромном – огромном лесу, и  были у него друзья….

Время выполнения:20 мин.

4.  Конкурс  « Рекомендации родителям «Как сформировать у ребенка нравственные качества».

Вопрос командам:  Что такое нравственность?

На лепестках ромашки команды  записывают нравственные качества.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени, ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому,  обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Задание для команд:

 Написать рекомендации родителям по формированию нравственных качеств у детей в семье.

Время выполнения: 10 мин.

Упражнение «Губка»

(каждому участнику выдаётся прозрачная ёмкость с водой, губка, гуашь).

Прозрачная ёмкость с водой -  это мы, родители. Родители могут быть разными: одни могут быть строгими, другие – всё позволяющими. У каждого из вас есть свои ожидания относительно своего ребёнка. Чего вы хотите от него, что вы чувствуете по отношению к нему? У каждого из вас есть свои достоинства и недостатки, во всём и во всех есть что-то хорошее, чем мы можем гордиться (добавляем в воду яркую краску) и что-то плохое, о чём нам не хочется говорить (тёмная краска). Эта смесь наших качеств. Губка -  это ребенок. Опускаем губку в воду, как губка впитывает в себя всю воду без отбора, так и ребёнок и  впитывает все подряд: хорошее и плохое.

Наши дети – это частица нас, отражение нас. Все мы родители своих детей.

5. Конкурс «Блиц-опрос».

1."Пела ночью мышка в норке: "Спи, мышонок, замолчи..."
Кто был первым кандидатом в няньки в "Сказке о глупом мышонке"?

утка

2. Кто пёк самые вкусные пончики на свете и являлся домомучительницей Малыша в повести шведской писательницы Астрид Линдгрен?

Фрекин Бок

3. Героиня сказочных повестей детской писательницы Памелы Трэверс, няня-волшебница, воспитывающая детей в одной из лондонских семей. Своих воспитанников научила двум самым главным в жизни вещам: умению видеть сказочное в обычных вещах и не бояться любых перемен.

Мери Попинс

__________________________

4.По каким показателям можно определить общую готовность ребенка к школе?

Личностно-мотивационная

Социальная

Волевая

Интеллектуальная

Физиологическая

5.Перечислите  кризисы детского развития?

Новорожденности

Одного года

Трех лет

Семи лет

Подростковый 11-16  

Юношеский (ран.15-18 -поздний18-23)

6. Назовите основные симптомы кризиса 3 лет?

Я-Сам , упрямство, негативизм, строптивость, обесценивание взрослых,

__________________________________

7.Какой стиль воспитания в семье приводит к формированию таких негативных черт характера у ребенка: личностная тревожность, инфантильность/несамостоятельность, нерешимость, лживость, агрессивность?

Авторитарный/гиперопека

8.Причины избалованности ребенка в семье?

Баловство бывает разным.

сверхпрощения,

вседозволенности,

9 .Можно ли изменить темперамент ребенка в процессе воспитания?

Темпераментом называется  совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих  динамические особенности его психических  процессов, психических состояний и поведения. Иными словами, речь идет об индивидуальных особенностях человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.

_________________________________

10.  C каким из утверждений вы полностью согласны:

 А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не

      стоит поэтому обращать внимание на  «взрывы» его эмоций;

 Б) эмоции и переживания ребенка  важные факторы, с помощью которых его можно

      обучать и воспитывать;

 В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно

      бережно и предельно тактично.

11.Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком: 

 А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и

      воспитать его;

 Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого

     должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

 В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять

     процессом его  развития практически  невозможно, так что главная забота

    родителей,  чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

 12. C каким из утверждений вы полностью согласны: 

 А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

 Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь

      пожалеет об этом;

 В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие

Упражнение «Яблоня мудрости»

Притча «Человек, который захотел изменить мир».

Давным-давно, в одном городе жил был этот человек. Жил себе и жил, пока не понял в один прекрасный момент, что наш мир несовершенен. Это нормально, мысли о несовершенстве мира приходят рано или поздно в головы многих людей. Но наш герой был особенный человек, он решил изменить мир. Он решил сделать мир красивым, дружелюбным, хорошим и совершенным.

И этот человек сказал:

— Дайте мне всего семь лет, и я изменю мир!

И семь лет этот человек встречался с руководителями государств, организовывал масштабные акции по изменению мира, привлекал сотни и сотни тысяч людей к духовным практикам, работал все эти годы, не покладая рук. Он стал очень известным и уважаемым человеком, но семь лет прошли. И мир: остался прежним.

Тогда он сказал себе:

— Наверное, изменить весь мир очень сложно. Поэтому я изменю для начала свою страну, а остальные страны увидят, насколько у нас стало хорошо, и тоже изменятся. Это займет больше времени, но это точно изменит мир. Дайте мне 700 дней, и я изменю страну.

Он пришел к президенту страны, получил все необходимые полномочия, ведь он был уважаемым и известным человеком. Все эти сотни дней человек работал почти круглосуточно, он встречался с руководителями крупных заводов, с лидерами политических партий, руководителями регионов и просто популярными актерами и известными людьми. Но через семьсот дней его страна осталась прежней.

— Черт побери! — сказал этот человек. — Если у меня не получилось изменить свою страну, то я изменю хотя бы свой родной город! Дайте мне 7 месяцев, и я изменю город!

Он встретился за это время с каждым жителем своего родного города, он это время почти не спал, он проявил нечеловеческую активность, но: город остался прежним.

Тогда человек окончательно разозлился — он столько делал для этого мира, для этой страны, для этого города, а они остались прежними. Тогда он решил изменить свою жену. И взял себе для этого 7 недель. И вы уже, наверное, знаете результат. Его жена осталась прежней.

Человек впервые за эти многие годы сел и подумал:

— Может быть, возможно изменить сначала себя?

Он взял для себя семь дней.

И через семь дней он изменился, и когда он изменился — изменилась его жена, его город, его страна и его мир.

Мораль проста – что ты готов изменить в себе для того, что бы люди вокруг тебя изменились.

 Подумайте, что вы готовы изменить в себе для того,  чтобы ваш ребенок изменился. Запишите на «яблоко».

Обсуждение.  («Яблоки» прикрепляются  на «дерево»).

Упражнение «Пять вещей»

  Назовите пять вещей, которые Вам запомнились на игре.

 

  Подведение итогов игры. Вручение дипломов, Конвенции.

Приложение 1.

Статья 9 

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

2. В ходе любого разбирательства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи всем заинтересованным сторонам предоставляется возможность участвовать в разбирательстве и излагать свои точки зрения.

3. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Статья 17

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе.

Приложение 2.

 (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Формирования нравственного поведения

  • приучение
  • упражнение
  • руководство деятельностью

Формирования нравственного сознания

  • убеждения в форме разъяснения
  • внушение,
  • беседа

Стимулирования  нравственного поведения

  • пример
  • поощрения
  • наказания

Приложение 3.

 C каким из утверждений вы полностью согласны и почему:

 А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не    стоит, поэтому, обращать внимание на  «взрывы» его эмоций;

 Б) эмоции и переживания ребенка  важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать;

 В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично.

Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком: 

 А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;

 Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого      должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

 В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять   процессом его  развития практически  невозможно, так что главная забота    родителей,  чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

  C каким из утверждений вы полностью согласны и почему: 

 А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

 Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь    пожалеет об этом;

 В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Приложение 4.

Структура сказки: зачин, развитие действия, концовка.

Элементы: троекратное повторение, сравнение, метафоры.

Трансляция позитивных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...

Обеспечение психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей.

с 1 сентября 2015 года, на базе государственных образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  открылись службы психолого-педагогического, социального и...

План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...

Организация профессионального психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей

Организация професисонального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в принимающей семье. Своевременность и качество оказываемой педагогической и психо...

Программа: "Психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей"

Самой приоритетной формой вocпитания детей в нашей стране является семейное воспитание, поэтому в настоящий момент развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей как: ...