Воспитание ценностного отношения к своему здоровью
консультация по теме

Ильясова Фидания Гатаевна

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

           Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.  

Каковы же факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы  сохранить здоровье  детей,  укрепить его,  а  не  ухудшить  на  протяжении  всех  лет  обучения  в  школе?  

Школа  как  социальная  среда,  в  которой  дети  находятся  значительное  время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса  обусловлена  как  продолжительностью  учебного  дня  и  обилием  домашних

заданий,  так  и  структурой  деятельности,  количеством,  темпом  и  способами  подачи

информации,  исходным  функциональным  состоянием  и  адаптивностью  ученика,

характером  эмоционального  фона  и  другими  факторами.  Ученику  приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл  в  школу,  что  является  исходным  фоном  на  старте  обучения.  На  этом  фоне  в   дальнейшем  не  менее  важна  и  правильная  организация  учебной  деятельности.  От  того насколько  органичен  образовательный  процесс,  насколько  педагоги  учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все  отрицательно  влияющие  на  здоровье  ребенка  факторы  обучения,  напрямую  зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.  

    Задумываясь  о  здоровье  школьников,  нужно признать,  что традиционная  классно-урочная  система  организации  учебного  процесса  устарела, она неблагоприятно влияет на  здоровье  детей.  Особенно  отрицательно  влияют на  физическое и психическое здоровье   детей следующие факторы:  

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии.  Рациональная  организация  учебного  процесса  необходима  для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников,  сохранения  их  здоровья.  Сохранить  и  укрепить  здоровье  школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

  Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  –  совокупность  всех

используемых  в  образовательном  процессе  приемов,  методов,  технологий,  не  только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной  среды,  но  и  способствующих  воспитанию  у  учащихся  культуры

здоровья. Применение этих технологий  способствует созданию специальных  условий, обеспечивающих  развитие  сильных,  знающих  о  своем  здоровье,  умеющих  его  беречь  и подготовленных для жизни личностей.

    Таким  образом,  одной  из  актуальных  практических  задач  школы  является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и  созданию педагогических условий  для  саморазвития  и  творческой реализации детей и

подростков.

.   Цель  здоровьесберегающего  сопровождения -  создание  безопасного  для  здоровья образовательного  пространства  на  уроках,  а  также  создание оптимальных  психолого-педагогических  условий  для  развития  и  самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования  к  учителю  просты  и  естественны:  не  допускать переутомления  учащихся  на  уроках  и  перегрузки  их  домашними  заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка  к  одному  уроку  не  должна  занимать  в  среднем  более  20  минут,  т.е.  более половины  времени  урока.  Этого  можно  добиться,  если  полностью  и  эффективно использовать для обучения всё время урока.

  Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных  особенностей  детей  даже  при  внедрении  всех  форм  физкультурно-

оздоровительной работы  приводит  к выраженному  утомлению  учащихся  в  течение  дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к  ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный  режим,  прежде  всего,  предусматривает  четкое  чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных  видов  деятельности.  Подавляющее  число  функциональных  отклонений  в  

 организме  учащегося  за время обучения в школе  связано  с  увеличением учебной  нагрузки,  условиями  протекания  учебно-воспитательного  процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать  вперёд  и  контролировать  учебный  процесс  так,  чтобы  учащиеся  учились

искусству  учёбы.  Успешная  учебная  деятельность и  состояние  здоровья детей  не  могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны     и требуют к себе  пристального  внимания  взрослых,  учителей-практиков  и  родителей.  Хорошее здоровье  только  благоприятным  образом  способствует  полноценному  развитию  детей, способствует  безболезненной  адаптации  к  новой  для  школьника  учебной  деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.    

Сбережение  и  укрепление  здоровья  тесно  связано  с  применением  в  школе  информационно-коммуникативных  технологий  обучения,  при  которых  дети  не  устают,  а  продуктивность  их  работы возрастает.  Однако внедрение  компьютерных  технологий  в  нашу  жизнь  неминуемо  сказывается  на здоровье. Что  должен  сделать  учитель для  обеспечения  безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?  В  первую  очередь,  создать  соответствующие  условия  работы.  Очень  важно соблюдать  температурный  режим,  грамотно  оформить  кабинет,  подобрать  удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся,  а также  улучшить  качество восприятия материала. Работа за  компьютером во

время  выполнения  практических  заданий  и  тестирования  дает  возможность  укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.  

   На уроках  нужно учить строить взаимоотношения с компьютером  грамотно  и  технологично,  чтобы  максимально  уменьшить  риск  для  здоровья,  развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям,  делают  их  желанными,  комфортными,  приятными,  привлекательными, исключают  угнетение,  стрессы,  различные  негативные  реакции,  плохо  влияющие  на психику  подростков.  А  все  это  помогает  сберечь  и  укрепить  здоровье  подрастающего поколения.

Основными  факторами,  влияющими  на  здоровье  человека  при  работе  за

компьютером являются:

1.  Длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для

опорно-двигательного  аппарата  и,  кроме  того,  ведет  к  застою  крови  во  внутренних органах и капиллярах.

2.  Нефизиологическое положение различных частей тела. Правильную осанку

необходимо выучить  «телом», путем  его контроля в течение какого-то времени, и потом

она  будет  поддерживаться  уже  автоматически.  Проще  всего  встать  к  ровной  стене  и

прижать к ней плотно пятки, икры, ягодицы, лопатки, локти и затылок.

3.  Длительно повторяющиеся однообразные движения.

4.  Световое, электромагнитное и прочие виды излучения

Хочется  отметить,  что  структуру  урока  и  его  содержание  можно  изменять  в

зависимости  от  вида  и  темы  урока,  этапов  может  быть  различное  количество,  методов

проведения  может  быть  несколько,  но  приоритетным,  для  меня,  остается  выполнение

таких условий:  

•  разнообразие видов деятельности;

•  разнообразие способов и  приёмов преподавания;

•  работа на компьютере не больше установленного времени;

•  доброжелательная обстановка на уроке.  

Эти  условия  помогают  избежать  усталости  и  сделать  общение  детей  с

компьютером более безопасным для здоровья.  

Педагогика    на  сегодняшний  день  располагает  наиболее  доступным  в  России

способом  оздоровления человека,  и  средство  это  - воспитание ценностного  отношения  к своему  здоровью,  выражающееся  формулой: здоровье -  ценность, а ценности не  даются даром.

В  заключение  хотелось  бы  напомнить,  здоровье  нельзя  улучшить,  его  можно

только сберечь! Берегите себя и своих учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью....

Роль классного руководителя в воспитании уважительного отношения к своему здоровью.

Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз...

«Проблемы воспитания ценностного отношения учащихся к здоровью и ЗОЖ»

     Здоровый образ жизни - это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система вз...

«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов

Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Основные направления воспитания ценностного отношения подростков к здоровью на уроках географии.

В своем докладе я расскажу вам об учебно-воспитательной работе, а именно, об использовании здоровьесберегающих технологиях на уроках географии.       В создавшейся ...