Консультация для родителей: "Что делать если ребенок не говорит"
консультация по теме

Матвиевская Ирина Геннадьевна

В работе раскрываются физиологические несовершенства звукопроизношения у детей, т.е что считается нормой неправильного произношения у трех - четырехлетних детей, так же что способствует правильному развитию звукопроизношения. Представлены признаки благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_esli_vash_rebenok_ne_govorit.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко»-

обособленное структурное подразделение МОУ «Ульканская СОШ №2»

п. Улькан Казачинско-Ленского района

Логопед: Матвиевская И.Г.

Улькан 2011 – 2012г.

Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Понятно, что дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики артикуляционного аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные упражнения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение, прежде всего недопустимого для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трёхлетнего возраста являются следующие:

  1. Согласные звуки произносятся смягченно : «сюлоски» (чулочки), «толь» (стол), «зюби» (зубы). Значительно реже, но всё-таки наблюдаются обратные явления – замена мягких фонем твёрдыми : «тота» (тётя), «мыська» (мишка).
  2. Большинство детей не произносят шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяют их обычно свистящими с, з: «лосадка», «сапка», «зук».
  3. Дети совсем не произносят звук р: «ука», «ыба» или заменяют его другими звуками – л, л, в, й: «колова», «лёза» (роза), «кавман» (карман).
  4. Звук л чаще смягчаются: «люза» (лужа). Нередко л заменяется й: «туй», «йампа».
  5. Звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тлеп» (хлеб).

Постепенно все эти недочёты уменьшаются, а четырём-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.

Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения.

Выше уже говорилось, что все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получают от взрослых указания как надо говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной речи. Таким образом, очень важно, что бы окружающая речевая среда была вполне полноценной, т.е. и родители и родственники и друзья говорили правильно и внятно.

Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. (Вовочке «бо-бо». «Машенька будет «ням-ням». «Давай наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для них произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные произношения закрепляются и даже преумножаются.

Необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, что бы она была ясной, четкой и внятной.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Признаки благополучного развития речи у ребенка.

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами всё, что слышит.
  • Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует.
  • Речь ребёнка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Работа над преодолением речевых дефектов.

  1. Работа над развитием  диафрагмального дыхания.
  2. Работа над развитием слухового внимания и фонематического слуха.
  3. Работа над развитием артикуляционной и мелкой моторики.
  4. Работа над развитием слоговой структуры слова.
  5. Работа над развитием лексико-грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что делать если ребенок кусается и дерется?"

Что делать если ребенок кусается и дерется?       Наверное, нет таких родителей, которые бы не оказывались в ситуации, когда их милый малыш вдруг агрессивно сжимал кулачки или брос...

Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребенок не говорит?».

По наблюдениям специалистов, число таких детей с каждым годом увеличивается. Причина этого заключается или в неправильном воспитании, или в состоянии здоровья малыша.Вы заметили проблему – это первая ...

«Без паники! Что делать, если ребенок не говорит» Когда бежать к логопеду? Чек-лист для проверки речи детей 2-6 лет

Развитие речи — естественный процесс, для которого нужны благоприятные условия. И, конечно, очень многое зависит от родителей. Но бывают случаи, когда одних только родительских усилий недостаточ...

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок грубит?

Как часто, встречаясь в жизни с грубостью людей, мы испытываем дискомфорт и неловкость. Возникает недоумение: «Разве такое возможно? Какая невоспитанность!». Особое негодование взрослых вы...

Что делать,если ребенок не говорит?

Что делать, если ребенок не говорит?...

Консультация для родителей: «Что делать, если у ребенка короткая подъязычная связка?»

Консультация для родителей: «Что делать, если у ребенка короткая подъязычная связка?»...