Проект «Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами дошкольного возраста»
проект по теме

Самарина Татьяна Юрьевна

Развитие мелкой  моторики у  детей-инвалидов   дошкольного  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_melkaya_motorika_mbdou_detskiy_sad_no_4_solnyshko.doc262.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие    мелкой  моторики в  коррекционно-логопедической   работе  с  детьми-инвалидами   дошкольного  возраста»

Цель: развитие мелкой моторики рук детей-инвалидов дошкольного возраста  с  использованием  различных  методов для совершенствования  пальцевой  моторики в коррекционно-логопедической работе.

Задачи:

 -Дать детям понятие, что руки – это орган осязания.

 -Формировать умение различать правую и левую руку.

- Развитие  тонкой дифференцировки  движений  пальцев  и кистей  рук;

- Развитие  точных, прицельных движений пальцев рук.

 - Развивать творческое воображение.

-Воспитывать уверенность в себе.

 Проблема:  низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей – инвалидов дошкольного возраста.

В течение дошкольного  детства ребёнок практически овладевает  речью. Но,  к  сожалению, существует  много причин, когда его речь не сформирована должным  образом, и одна из них: плохо развитая мелкая  моторика руки.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и  тонких движений руки, или  иначе  говоря, ручной и речевой  моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные  органы, приводящие в движение  механизм  мыслительной  деятельности  ребёнка. И  задача взрослых при  подготовке  его к школе – помочь в развитии  мелкой  моторики  руки, если  этого  не  произошло  раньше.

Хорошо развитые  руки сами по  себе приносят много  пользы человеку: хорошо  владея своими руками, можно сделать много  полезных  и нужных  вещей, а развитая моторика  рук способствует  развитию  речи, т.е. «как работают руки, так работает голова».

Работая  с  детьми-инвалидами,  я часто  замечаю, что у  значительного  большинства  детей пальчики малоподвижны, движения  их  отличаются неточностью и несогласованностью:  дети  держат ложку в кулаке, с  трудом  правильно   берут кисточку  и карандаш, не всегда могут  застегнуть  пуговицы, молнию, завязать  шапку, зашнуровать  ботинки.  Неточность   развития двигательного   анализатора  и  мелкой   моторики в  детском   возрасте  становится   всё  более   обычным  явлением.

В пальчиковых и  настольных играх (собирание пазлов, игры с мелкими предметами) низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, а стимулируя  моторику мы развиваем речь детей.

Роль  двигателя развития  центральной  нервной системы, всех психических процессов и в частности, речи играют  формирование и совершенствование тонкой  моторики -  кисти  и пальцев рук.

Технологическая  карта

Пассивная  гимнастика

Пальчиковая  и сопряжённая  гимнастика

МЕЛКАЯ  МОТОРИКА

Активная  гимнастика

Логоритмика

Исследование  мелкой  моторики была  произведена на  основе  Т.В.Кабанова, О.В.Домнина «Тестовой  диагностики обследование  речи, общей  и мелкой моторики у  детей 3-6  лет с  речевыми  нарушениями

Методика обследования  моторики

3 года

  1. Исследование кинестетической основы  движений

Логопед: Выполни  мои  инструкции.

 - Покажи  « козу рогатую» (указательный  палец  и  мизинец вытянуты  вперёд, остальные  сжаты) поочерёдно  каждой  рукой, а  затем  обеими руками  вместе.

- Покажи «ушки  зайчика» (указательный  и  средний  палец  вытянуты  вверх, остальные  сжаты в кулак) поочерёдно каждой  рукой, а  затем  двумя  руками  вместе.

- Покажи  колечко ( поочерёдно  каждым  пальцем  соприкасаться  с  большим  пальцем на  одной  руке, а  затем  на  другой).

 - Покажи «очки» (одновременно «колечки»  двумя  руками).

  1. Исследование кинетической основы  движений

Логопед: Выполни  мои  инструкции.

- Поочерёдно согни  пальцы правой  и  левой  руки (чтение  потешки «Сорока - сорока)

- Пальчики «здороваются» (поочерёдное   касание пальцев руки, а  затем  одноимённых пальцев  обеих рук).

- «Игра на пианино»

- Изменение   положения  кистей  рук ( 1- кулак, 2- выпрямленная  ладонь  и  наоборот)

- Кулак - ребро ладони –ладонь

Оценка  состояния  мелкой  моторики

1 бал – правильно, точно  и  полно выполняет  все  движения в  нормальном  темпе с  первого  раза

0,5 балла – выполняет  правильно,  но  с повторением  инструкции или  повторением  показа, в  замедленном  темпе

0,25 балла – неполный  объём  движений, нескоординированность движений, двигательное  беспокойство, не все  задания  выполняются.

0 баллов – не способен  выполнить  движение

4 года

1. Исследование кинестетической основы  движений

Логопед: Выполни  мои  инструкции.

 - Покажи  « козу рогатую» (указательный  палец  и  мизинец вытянуты  вперёд, остальные  сжаты) поочерёдно  каждой  рукой, а  затем  обеими руками  вместе.

- Покажи «ушки  зайчика» (указательный  и  средний  палец  вытянуты  вверх, остальные  сжаты в кулак) поочерёдно каждой  рукой, а  затем  двумя  руками  вместе.

- Покажи  колечко (поочерёдно  каждым  пальцем  соприкасаться  с  большим  пальцем на  одной  руке, а  затем  на  другой).

 - Покажи «очки» (одновременно «колечки»  двумя  руками).

2. Исследование кинетической основы  движений

Логопед: Выполни  мои  инструкции.

- Поочерёдно согни  пальцы правой  и  левой  руки (чтение  потешки «Сорока - сорока)

- Пальчики «здороваются» (поочерёдное   касание пальцев руки, а  затем  одноимённых пальцев  обеих рук).

- «Игра на пианино»

- Изменение   положения  кистей  рук ( 1- кулак, 2- выпрямленная  ладонь  и  наоборот)

- Кулак - ребро –ладонь

Оценка  состояния  мелкой  моторики

1 бал – выполняет  движения в  полной  объёме в  нормальном  темпе

0,5 балла – заторможенность и нескоординированность движений при выполнении

0,25 балла – наличие синкинезий в общескелетной  и  мимической мускулатуре и  трудность в  переключении  движений

0 баллов –  отказывается  от выполнения  заданий

5 лет

1. Исследование кинестетической основы  движений

Логопед: Выполни  мои  инструкции.

 - Покажи  « козу рогатую» (указательный  палец  и  мизинец вытянуты  вперёд, остальные  сжаты) поочерёдно  каждой  рукой, а  затем  обеими руками  вместе.

- Покажи «ушки  зайчика» (указательный  и  средний  палец  вытянуты  вверх, остальные  сжаты в кулак) поочерёдно каждой  рукой, а  затем  двумя  руками  вместе.

- Покажи  колечко (поочерёдно  каждым  пальцем  соприкасаться  с  большим  пальцем на  одной  руке, а  затем  на  другой).

 - Покажи «очки» (одновременно «колечки»  двумя  руками).

2. Исследование кинетической основы  движений

Логопед: Выполни  мои  инструкции.

- Поочерёдно согни  пальцы правой  и  левой  руки (чтение  потешки «Сорока - сорока)

- Пальчики «здороваются» (поочерёдное   касание  подушечками пальцев руки, а  затем  одноимённых пальцев  обеих рук).

- «Игра на пианино»

- Изменение   положения  кистей  рук ( 1- кулак, 2- выпрямленная  ладонь  и  наоборот)

- Кулак - ребро  –ладонь

Оценка  состояния  мелкой  моторики

1 бал – выполняет  движения в  полной  объёме в  нормальном  темпе

0,5 балла – заторможенность и нескоординированность движений при выполнении

0,25 балла – наличие синкинезий в общескелетной  и  мимической мускулатуре и  трудность в  переключении  движений

0 баллов –  отказывается  от выполнения  заданий

6 лет

1. Исследование кинестетической основы  движений

Логопед: Выполни  мои  инструкции.

 - Покажи  « козу рогатую» (указательный  палец  и  мизинец вытянуты  вперёд, остальные  сжаты) поочерёдно  каждой  рукой, а  затем  обеими руками  вместе.

- Покажи «ушки  зайчика» (указательный  и  средний  палец  вытянуты  вверх, остальные  сжаты в кулак) поочерёдно каждой  рукой, а  затем  двумя  руками  вместе.

- Покажи  колечко (поочерёдно  каждым  пальцем  соприкасаться  с  большим  пальцем на  одной  руке, а  затем  на  другой).

 - Покажи «очки» (одновременно «колечки»  двумя  руками).

2. Исследование кинетической основы  движений

Логопед: Выполни  мои  инструкции.

- Поочерёдно согни  пальцы правой  и  левой  руки (чтение  потешки «Сорока - сорока)

- Пальчики «здороваются» (поочерёдное   касание  подушечками пальцев руки, а  затем  одноимённых пальцев  обеих рук).

- «Игра на пианино»

- Изменение   положения  кистей  рук ( 1- кулак, 2- выпрямленная  ладонь  и  наоборот)

- Кулак - ребро  –ладонь

Оценка  состояния  мелкой  моторики

1 бал – выполняет  движения в  полной  объёме в  нормальном  темпе

0,5 балла – заторможенность и нескоординированность движений при выполнении

0,25 балла – наличие синкинезий в общескелетной  и  мимической мускулатуре и  трудность в  переключении  движений

0 баллов –  отказывается  от выполнения  заданий

Мониторинг  обследования  мелкой  моторики  на 15 октября 2013 учебного года

При  коррекции нарушения  мелкой моторики я  применяю следующие   формы  работы.

Пассивная  гимнастика – массаж пальцев  рук,  приёмы массажа: поглаживание, лёгкое  растирание и  вибрация.

Тренировать пальцы  рук  ребёнка можно  уже с 6-месячного  возраста. Простейший  метод – массаж (поглаживание  пальцев рук в направлении  от кончиков  пальцев к запястью). Можно  использовать  и  простейшие  упражнения: брать  каждый  пальчик  ребёнка цельно, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих  рук следует  проводить 2-3 минуты  ежедневно.

Массаж не  должен  вызывать у  ребёнка  неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приёмы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Массажные  движения выполняются в направлении  от кончиков пальцев  до запястья. Поглаживание  проводят медленно и плавно. Растирание  выполняется концевыми фалангами нескольких  пальцев. Вибрация заключается в нанесении  следующих  один за другим ударов кончиками  полусогнутых пальцев.

Массаж  лучше  выполнять  одной  рукой, другой рукой  фиксировать массируемую конечность (если  массаж выполняет взрослый). Продолжительность массажа 3-5 минут. Во время массажа можно слушать приятную  классическую  музыку.

Массаж и самомассаж с  использованием    су - джо    мячика необходимо выполнять движения по спирали от центра ладони к кончикам  пальцев.

Массаж пальцев и кистей рук.

Упражнение 1 Рука  ребёнка  лежит  на столе  ладонью  вниз. Одной  рукой  взрослый  фиксирует её  в  лучезапястном  суставе, другой  рукой  поднимаем до максимального  положения  поочерёдно каждый  палец.

Упражнение 2

Рука  ребёнка  лежит  на столе  ладонью  вверх.  Придерживая её одной  рукой, другой рукой взрослый поочерёдно сгибает  пальцы ребёнка.

Упражнение 3

Рука ребёнка согнута в локтевом суставе, локоть  опирается на стол. Рука  ребёнка  фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свободной  рукой  взрослый производит поочерёдное  круговое  движение пальцев  руки  ребёнка.

Самомассаж пальцев и кистей рук.

Упражнение 4

САМОМАССАЖ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ.

Исходное положение:

Взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев. Ручка находится в вертикаль ном положении.

Содержание упражнения:

Перетирающими движениями кончиками пальцев пе рекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на неё.

Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большо го пальца и мизинца.

Дозировка:

До 4-5 движений.

Упражнение 5

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ.

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находиться  в вертикальном положении между ладонями и выполняет функцию массажера.

Содержание упражнения:        

Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая ручку мягкими частями ладоней.

Дозировка:

До 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

Делается с внешней и внутренней стороны в раз личных направлениях:

а)        катушка между ладонями в медленном и быстром темпе;

б)        катушка по внешней (внутренней) поверхности ладони, лежащей на столе.

Массируются обе ладони поочерёдно.

Упражнение 6

САМОМАССАЖ (ПОВЕРХНОСТИ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ.

Исходное положение:

Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть её ладонью с выпрямленными пальцами.

Содержание упражнения:

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястий, вдоль всей по верхности кисти руки, накрывающей ученическую ручку. Дозировка: До 3...4 движений от кончика каждого пальца.

Активная  гимнастика - игры  для  развития  мелкой  моторики рук  ребёнка, развития тактильной чувствительности, осязания, подвижности  пальчиков.

Активная  гимнастика -  игры  для  развития  мелкой  моторики рук ребёнка, развития тактильной  чувствительной, осязания, подвижности  пальчиков. Это всем  известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, счётные  палочки.

Шнуровка – все детали  имеют множество дырочек и,  как правило, выполнены из приятных на ощупь материалов. Простые  прикосновения к ним  приносят удовольствие, что развивает  тактильную  чувствительность и  осязание ребёнка. Если ребёнок вдоволь «нашнуровался», можно предложить ему сконструировать  что-нибудь  необычное, например, поменять  местами  элементы  шнуровки, комбинируя  их  самым  разнообразным способом, создавая оригинальные  конструкции.

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику  рук, пространственное ориентирование, способствуют пониманию   понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», формируют  навыки шнуровки, развивают  творческие  способности.

В  играх со шнурованием  так  же  развивается глазомер, внимание, происходит  укрепление  пальцев  и всей   кисти   руки, что, в  свою   очередь, влияет на формирование и становление  речи.

Развитию  мелкой   моторики способствуют  занятия с  играми, в  которых есть  мелкие  детали, например «Мозаика»,  «Лего»,  манипуляция  с  мелкими  предметами,  например, собирание разрезных картинок и пазлов, вы фигур  из  круп, спичек и счётных палочек.

Вместе с  тем,  спички  и  палочки – хороший материал для  развития  памяти, внимания, логики, воображения, математических и  геометрических   представлений.

ВЗМАХИВАЯ КРЫЛОМ.

Исходное положение:

Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный - под ней. Большой палец от вести в сторону.

Содержание упражнения:

На счет раз сжать ладонь, не выпуская учениче скую ручку. На счет два разжать, отводя пальцы до упора с мышечным усилием. Движения ладони напо минают взмах крыльев птицы.

Дозировка:

Повторить упражнение 1-3 раза, после чего поло жить ручку, встряхнуть кисть, расслабив мышцы.

ЩЕЛЧКИ.

Исходное положение:

Одной рукой на столе устроить пре граду на расстоянии 20-25 см от груди. У края стола катушку положить. Содержание управления:

По команде взрослого с силой сде лать щелчок пальцами (большим и ука зательным) по катушке так, чтобы она докатилась до преграды, после чего ка тушку в исходное положении. Щелчки сделать всеми пальцами. Дозировка: произвольная.

Пальчиковая  и сопряжённая  гимнастика – движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами.

Движения рук и пальцев, сопровождаемые  короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.  В результате  выполнения  пальчиковой   гимнастики кисти рук и  пальцы  приобретают  силу, хорошую подвижность и  гибкость, развивается  воображение  и фантазия. Овладев упражнениями  пальчиковой  гимнастики, ребёнок  сможет «рассказать»  руками  целые  истории.

Упражнения  пальчиковой  гимнастики условно  делятся  на  три  группы.

Первая  группа – упражнения  для  кистей  рук:

  1. развивают  подражательную  способность, не  требуют тонких  дифференцированных  движений;
  2. учат  напрягать и  расслаблять  мышцы;
  3. развивают  умения  сохранять  положение  пальцев некоторое  время;
  4. учат  переключаться с  одного  движения  на  другое.

Вторая  группа – упражнения  для  пальцев условно статические:

  1. совершенствуют полученные  ранее  навыки на  более высоком  уровне и  требуют  более  тонких движений.

Третья  группа – упражнения  для  пальцев  динамические:

  1. развивают  точную  координацию движений;
  2. учат сгибать  и  разгибать  пальцы  рук;
  3. учат  противопоставлять  большой  палец  остальным.

Любые  упражнения  будут  эффективны только  при  регулярных занятиях. Заниматься  не  менее 5 минут.

 Сопряжённую гимнастику  рекомендуется  проводить  во  второй  половине учебного  года, когда у  детей   уже  сформировались  устойчивые  навыки артикуляционные  и  пальчиковые  гимнастики.

 Цель сопряжённой  гимнастики - привлечь  внимание  ребёнка ощущениям, которые  возникают  от  движений  мышц  пальцев  и  губ; научить  управлению  этими  движениями. В  сопряжённой  гимнастике  предлагаются  так  же  упражнения для  одновременной  работы  пальцев  и языка. Проводимая  в  хорошем  темпе,  с весёлым  настроением, со  сменой  поз (сидя  за  столами или  за  общим  столом, стоя в  кругу  или  шеренге) сопряжённая  гимнастика может  применяться и как  физкультминутка.

Упражнения для пальцев условно статические

КОШКА

Исходное положение. (Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.) 

Маленькая кошка

Села у окошка.

Хвостиком играет,

Мышку поджидает.

Кошка  показывает  коготки

Исходное положение.(Поставит  ладони вертикально вверх. Пальцы  выпрямить  и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики  пальцев)

Если  когти  точит кошка,

Будет  дождик  за  окошком.

МЫШКА

Исходное положение. (Мизинец и  указательный палец согнуты - это «ушки». Средний, безымянный и большой  пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняются сначала одной рукой, потом другой, после - двумя руками одновременно.)

Перед тем как хрумкать сушки,

Ты, мышонок вымой ушки,

Чтоб услышать шорох кошки,

Что крадётся по дорожке.

ПЕТУХ

Исходное положение. (Ладонь поднять вверх. Указатель ный палец опирается на большой - это «ключ». Остальные пальцы растопы рены в стороны и подняты вверх - это «гребешок»).

Петя - Петя - петушок,  Красный чудо - гребешок.

КУРОЧКА

Исходное положение. (Ладонь немного согнуть. Указа тельный палец упирается в большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении).

     Зёрнышко за зёрнышком

     Курочка клюет.

     В клюве своим деткам Зёрнышко несёт.

ГУСЬ

Исходное положение. (Ладонь  согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу. Указательный палец со гнут и опирается на большой.  При затруднении можно указатель ный палец не сгибать, а держать параллельно остальным пальцам).

Гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет!

 или

У гусёнка босы лапки,

Он носить не любит тапки.

Любит он в воде плескаться,

И нырять покувыркаться

Упражнения  для  пальцев (динамические)

ЗА РАБОТУ!

Исходное положение. (Пальцы сжаты  в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого).

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку - дрова рубить.

 (Разгибаем большой палец.)

Печки всё – тебе топить.

(Разгибаем указательный палец и т. д.)

 Тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А тебе - посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.  (Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо - влево.)

ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТЬСЯ СПАТЬ.

(Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик - прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!  (Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!  (Ритмично сжимать и разжимать пальцы)

СЕМЬЯ

Вариант 1.

Исходное положение. (Сжать пальчи ки в кулачек. Затем по очереди разги баем их, начинаем с большого пальца).

 Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - это я.

Вот и вся моя семья.

(На слово последней строчки рит мично сжимать и разжимать пальцы.)

Вариант 2.

(Пальцы выпрямлены. Поочередно прижать пальцы к ладошке, начиная с большого).

ДОМИК

Исходное положение. (Пальцы сжать в кулачек. Поочерёдно разгибать паль чики, начиная с большого).

Раз, два, три, четыре, пять –

 (разгибаем пальцы)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)        

Раз, два, три, четыре, пять –

 (сгибаем все пальцы в кулак по оче реди, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы в кулак)

Логоритмика – взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение выступает здесь как основное взаимодействия между  ребёнком и окружающим  миром.

Целью  данной  работы  является  развитие мелкой моторики рук детей-инвалидов дошкольного возраста  с  использованием  различных  методов для совершенствования  пальцевой  моторики в коррекционно-логопедической работе.

В конце проекта была проведена консультация для  родителей  где  был показал наглядно материал  с какими предметами можно в домашней обстановке играть детям и развивать мелкую моторику рук.  Это шишки, горох, фасоль, все это можно представить в виде игры: сделайте красивую коробочку, насыпьте в нее горох, и положите конфетку, а ребенку дать задание найти в коробочке сюрприз! Вот так можно заинтересовать ребенка и конечно найти ему занятие.

Родителям  были  предложены   пальчиковые игры,  как можно занять ребенка дома, дав ему прищепки (пусть прицепляет их куда угодно, счетные палочки (строит домик, круглые расчески крутит своими ручками).  Были и показаны упражнения для ног: сомни бумагу пальчиками ножек, собери платочек ножками. Все эти упражнения доступны и их можно выполнять дома всем вместе.

Коррекция   нарушений  мелкой  моторики

Виды  упражнений

Релаксация

  • расслабленными кистями рук производить движения, ими тируя стряхивание брызг с рук;
  • покачивание одновременно обеими руками у пола, имита ция полоскания белья;
  • хождение по кругу шатающейся, расслабленной походкой.

Массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

  • поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончиков к их основанию;
  • похлопывание, покалывание, перетирание кончиков паль цев, а также области между основаниями пальцев;
  • поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
  • похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;
  • вращение пальцев (отдельно каждого);
  • круговые повороты кисти;
  • отведение-приведение кисти (вправо-влево);
  • движение супинации (поворот руки ладонью вверх) — пронации (ладонью вниз), супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выклю чателя);
  • поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);
  • противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);
  • противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.

Упражнения на тренировку мелких движений пальцев рук:

  • на стимуляцию изолированных движений указательного пальца (надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши форте пиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу);
  • на противопоставления и отведения-приведения большого пальца (сдавливание мягких звучащих игрушек указатель ным и большим пальцами; раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки; рукопожатие, игры с малень кими куклами, надевающимися на пальцы);
  • на захват предметов двумя пальцами (собирание предметов различной величины — сначала крупных, затем мелких; рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку, выкладывание изображений из мелких предметов (фасоли, счетных палочек, кусочков пластилина).

Упражнения по выработке обобщенного зрителъно-двигательного образа предмета:

  • внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихо вание;
  • дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
  • рисование по образцу;
  • плетение, шнуровка, нанизывание бусинок, завязывание узлов, бантиков;
  • вышивание, вязание;
  • имитация жестом конкретных предметов, действий.

Упражнения по выработке мускульной памяти:

  • отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, каран даша гладкого и ребристого, бобины с нитками;
  • нажимание кнопки пульверизатора;
  • выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
  • игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одно именными пальцами обеих рук) и т.д.

Упражнения для развития тактильной чувствительности:

  • выложить с помощью мелких предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
  • выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
  • вылепить геометрические фигуры, цифры, буквы;
  • определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притрагивается педагог (педагог в произвольном порядке касается пальцев ребенка, а он должен при этом говорить их название);
  • с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
  • с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как пра вой, так и левой рукой;
  • закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
  • с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руках педагогом;
  • поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли.

Упражнения на тренировку движений кистей рук и развитие графомоторных    навыков  (приведения и отведения кистей):

  • зарисовка по точкам;
  • самостоятельная зарисовка фигур, состоящих из прямых линий;
  • письмо прямых палочек;
  • обводка и штриховка фигур косыми линиями;
  • заштриховывание фигуры вертикальными и горизонталь ными линиями;
  • письмо наклонных линий;
  • зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий:
  • зарисовка наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы;
  • написание палочек с петлей;
  • заштриховывание фигур короткими линиями и точками;
  • закрашивание рисунков;
  • стирание горизонтальных линий ластиком;
  • вырезание по контуру из листа, сложенного вдвое;
  • рисование по клеточкам;
  • рисование на основе геометрических фигур.

Перспективный план реализации  проекта «Развитие    мелкой  моторики в  коррекционно-логопедической   работе  с  детьми-инвалидами   дошкольного  возраста»

Тема:  «Крупные  возможности  мелкой  моторики»

Этапы проекта:

 I.Подготовительный (обсуждение темы, определение мотивов, выбор идеи, поиск путей решения проблемы).

 II.Диагностический (выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук у детей) .

 III.Основной (реализация идеи проекта) .

 IV.Заключительный (диагностика развития мелкой моторики рук)

 Содержание деятельности

 Работа с детьми

 Работа с родителями

 Практические материалы:

 1. План реализации проекта.

 2. Технологическая карта.

 3. Мониторинг развития мелкой моторики детей.

 4. Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

 5. Картотеки пальчиковых гимнастик;

 6. Картотеки пальчиковых игр;

 7. Развивающая игра «Фигурки из палочек»;

 8. Игра «Мозаика»;

 9. Игры с прищепками;

 10. Игры с крупами;

 11. Игра «Нарисуй по точкам»;

 12. Игра «Дорисуй узор»;

 13. Игры с трафаретами и шаблонами;

 14. Игра «Тренируем пальчики – развиваем речь»;

 15. Игры и упражнения для развития мелкой моторики;

 16. Игры «Готовим руку к письму. Развиваем мелкую моторику»;

 17. Игра «Нарисуй по клеткам»;

 18. Игра «Шнуровка»;

 19. Игра «Весёлые точки. Готовим руку к письму»;

 20. Игра «Шагаем пальчиками»;

Список использованной и рекомендуемой литературы

Афонькина Ю.А, Кочугова Н.А.  Технологии   деятельности  учителя-логопеда на логопункте ДОУ

Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое  пособие – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011

Кольцова М.М. Ребенок учит ся говорить. М., 1973.

Кабанова Т.В, Домнина О.В. Тестовая  диагностика: обследование речи, общей и мелкой  моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями  -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

Краузе Е.Н. Логопедия для детей раннего и младшего воз раста. М., 2010.

Рыжанкова Е.Н. Занимательные   игры  и упражнения с пальчиковой  азбукой.-М.: ТЦ Сфера, 2010

Фадеева Ю.А, Пичугина Г.А, Жилина И.И Игры  с  прищепками: творим  и  говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

ж «Логопед», № 7, 2013, ж  « Логопед в  детском  саду»,   № 6,  2009


21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...