Как учить стихи ... играючи
консультация на тему

Агафонова Наталья Викторовна

Данный материал адресован родителям дошкольников. В нем содержатся некоторые рекомендации по разучиванию с детьми стихотворных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_stikhi.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Как  учить стихи… играючи

Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, может цитировать поэтические строки, а также целые фрагменты стихотворных текстов. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются слушатели.

Не случайно так гордятся папы и мамы  своими детьми, которые читают наизусть произведения А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова и других авторов. И как же страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни стараются все домашние. Почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями и потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности. Чтобы не разрушить добрых отношений с ребёнком, не требовать от него невозможного, следует воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые понятны и интересны дошкольнику. Для этого взрослому необходимо помочь малышу: провести беседу, которая поможет понять «трудные места» и смысл всего стихотворения. Тогда ребёнок непременно захочет выучить это произведение.

При заучивании стихов часто используется принцип повторения. Однако от многократного повторения можно разлюбить навсегда даже самый замечательный текст, поскольку подобное повторение предполагает использование лишь слуховой памяти. Попробуйте привлечь на помощь и другие виды памяти, например, зрительную, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание стихов должно быть для дошкольников увлекательным занятием, а содержание текстов – осязаемым, видимым, представляемым.

Стихотворение заучивается сразу целиком: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов. Деление стихотворения на строки для заучивания обессмысливает произведение, затрудняет его восприятие и запоминание. При заучивании большого по объему текста допускается припоминание его по частям.

Работа по заучиванию стихотворения может проводиться следующим образом:

  1. Воспроизведение всего текста взрослым.
  2. Разбор содержания стихотворения по вопросам, которые взрослый задает ребёнку.
  3. Для лучшего запоминания можно предложить ответить на вопросы взрослого строчкой из стихотворения (таким образом, ребёнку задаются более точные и конкретные вопросы).
  4. Далее можно предложить ребёнку прочитать стихотворение вместе с взрослым – «хором», сопровождая текст передающими смысл эмоциональными движениями.
  5. Если ребёнок затрудняется воспроизвести стихотворение целиком, то можно провести упражнение «Я начну, а ты закончи»: взрослый начинает строку, называя одно-два слова, а ребёнок договаривает строку до конца.

Указанные упражнения помогут дошкольнику легко и осознанно запомнить стихотворение.

Дейл Карнеги дает следующие советы по улучшению памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого необходимо:

  • сосредоточиться;
  • внимательно наблюдать.

Второй  «закон» памяти – повторение.

Третий «закон» памяти – ассоциация:  если хочешь запомнить факт, то нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Эти законы применимы и для работы с детьми. Однако следует учитывать важность разыгрывания и «проживания», то есть ребёнок и взрослый должны передать жестами, мимикой эмоциональное содержание стихотворения. Старших дошкольников необходимо учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов. Произвольное запоминание – сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением. К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его.

К.Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда нелёгкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое». Поэтому чаще повторяйте, вспоминайте ранее заученные стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка .Как учить стихи с ребенком

Памятка "Как учить стихи с ребенком".В ней даны несколько ариантов заучивания стихотворения...

Методическая разработка «Учим стихи по картинкам»

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми,  имеющими речевые нарушения, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с ...

Учите стихи вместе

Новогодние стихотворения для дошкольников...

как помочь ребенку учить стих

Как помочь ребенку выучить стихотворениеСо стихами дети начинают знакомиться с раннего возраста. Сначала они слышат стихотворные строки из уст матери, позже – в детском саду. В процессе школьного обуч...

Мастер – класс «Учим английский играючи» в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как одно из ключевых направлений реализации ФГОС».

Мастер - класс "Учим английский играючи" в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как ...

Как учить стихи?

Маленькие хитрости......

Краткосрочный проект "Учим стихи играючи!"

     Многие родители прекрасно знают, что учить стихи с детьми нужно, это один из важных способов и действенных методов развития наших детей. Заучивание рифмованных строчек расши...