Родительская суббота "Вопросы полового воспитания"
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Сергеева Ирина Юрьевна

Родительская суббота предназначена для обсуждения важного вопроса, актуального для возраста учащихся. На мероприятии присутствует и выступает психолог, медик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskaya_subbota_polovoe_vospitanie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Родительская суббота

Вопросы полового воспитания.

Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

Составила классный руководитель

Сергеева Ирина Юрьевна

Нижнекамск, 2011

Цель проведения: рассмотреть цели полового воспитания подростка, роль родителей, атмосферы семьи в половом воспитании подростка, в формировании нравственной культуры в сфере взаимоотношений полов.

Участники собрания – родители, школьный психолог, классный руководитель.

Форма – «круглый стол», беседа

Ход мероприятия:

Слово учителя: Современные дети, подростки, молодежь знают многое об окружающем мире, но часто не имеют достаточных знаний о функционировании своего организма, о физиологических особенностях, различиях между представителями мужского и женского пола, о специфике их взаимоотношений в разном возрасте, в то время как знания этого рода совершенно необходимы современному человеку.

Для того чтобы дать верное направление развитию знаний, взглядов и убеждений подростков в сфере межполовых отношений, в вопросах подготовки их к семейной жизни, родителям необходимо знать и учитывать некоторые особенности развития подростка.

Во-первых, особенности социального развития. С самого рождения ребенок как представитель мужского или женского пола, и это развитие является полноценным благодаря его взаимоотношениям с родителями, с другими людьми, которые также выступают как представители мужского или женского пола. Таким образом, социальное развитие ребенка одновременно есть и половое воспитание.

Во-вторых, психологические особенности представителей мужского или женского пола, половое воспитание должно осуществляться с учетом половой принадлежности ребенка. В половом воспитании особенно важно учитывать, воспитываем мы мальчика или девочку.

В-третьих, особенности сексуального развития и полового созревания, а также некоторые отклонения в этом процессе. Эти особенности необходимо знать для того, чтобы находить правильную тактику по отношению к ребенку, не принимать нормальные проявления его развития за нарушения и в связи с этим не впадать в панику, но также не упускать ничего из того, что могло бы отрицательно сказываться на его развитии.

Сексуальное развитие ребенка происходит постепенно, так же как и его развитие в другом отношении. Признаки сексуального развития: формирование отдельных элементов будущей функциональной репродуктивной системы, их объединение, осознание человеком этих элементов – сначала самих по себе, затем во взаимосвязи с другими. Следует учитывать при воспитании, что ребенок не осознает первые проявления сексуального развития, а нередко и не замечает их. Взрослые же порой видят в них какой-то смысл и своей неправильной реакцией невольно привлекают к ним внимание ребенка, тем самым, заставляя и его искать этот смысл. Ясно, что ничего, кроме вреда, все это принести не может.

Наиболее простые явления сексуального развития ребенка – это элементарные сексуально значимые реакции. Они непроизвольны и неосознанны, проявляются первоначально вне связи одна с другой. Они не связаны с половым влечением и не имеют значения для осознания ребенком его половой принадлежности.

Цель полового воспитания – овладение представителями подрастающего поколения нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Это означает, во-первых, понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом; во-вторых, умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений.

Соблюдение моральных норм позволяет сохранить здоровье. Здоровье – одна из главных ценностей человека, и его сохранение – важная общественная задача. Прежде всего – это профилактика венерических заболеваний. Само по себе существование возбудителей сифилиса и гонореи есть первое необходимое, но еще недостаточное условие распространения этих  заболеваний. Распространение венерических заболеваний способствует также безответственное отношение к собственному здоровью. Как  правило, о здоровье начинают думать тогда, когда его уже нет или возникла серьезная угроза. Думать же о здоровье и заботиться о его сохранении следует постоянно. Необходимо вырабатывать у ребенка убеждение, что сохранение здоровья – не только личное его дело, но также его долг перед обществом, перед своими родными и близкими.

После того как подросток получил начальное представление о половой жизни, он должен узнать и о вреде для здоровья раннего ее начала, особенно важно объяснять девочкам, как опасен аборт.

По этому поводу несколько слов скажет школьный медик.

 Это знание только в том случае окажется результативным (в том числе и в плане предупреждения ранней беременности), если будет дополнять уже выработанное ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей, стремление его сохранить. Если же ему все это безразлично, тогда и знание о вреде ранней половой жизни не принесет ему пользы.

Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских отношений – важного фактора полноценной семьи, и высокой работоспособности и активности в труде, хорошего настроения, т.е. всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья.

У каждого ребенка должно быть заложено с детства твердое понимание значения семьи, ее ценности и необходимости для человека. Семья облегчает перенесение различных невзгод, лишений, жизненных тягот и т.д. и способствует сохранению здоровья и повышению продолжительности жизни.

Знание и понимание специфических особенностей представителей мужского или женского пола, прежде всего, необходимы родителям. Непонимание природы и значения этих особенностей приводит к неверным решениям, что подрывает авторитет взрослых.

Подросткам должно быть свойственно осознанное отношение к интересу к представителям другого пола, стремление к сознательной оценке личностных качеств своего избранника, желание разобраться в своих чувствах, не поддаваясь прямому тяготению. У подростков эта особенность выражена более отчетливо. Но в этой ситуации ему может помочь только его друг – родитель.

На ваших столах лежат Памятки, давайте с ними ознакомимся (читает один из родителей).

Памятка для родителей по теме собрания

                   Уважаемые папы и мамы!

Помните! Время первой любви у каждого человека свое.

Полюбить по указанию, как и разлюбить по требованию, невозможно!

  1. Не унижайте ребенка допросами, создайте такую атмосферу,
    которой ему самому хотелось бы с вами поделиться возникшим!
    чувством!
  2. Не назидайте, а советуйте, помогайте справиться с чувством, если
    ребенку тяжело!
  3. Не обсуждайте его чувство с другими людьми!
  4. Не говорите плохо о человеке, к которому у ребенка сильное чувс
    тво. Анализируйте вместе с ним не человека, а его действия и поступки!
  5. Рассказывайте о своих чувствах в этом возрасте, о своих ошибках
    в поведении, учите быть честным в отношениях с другим челове
    ком!
  6. Познакомьтесь с тем человеком, который нравится вашему
    ребенку, если он того хочет!
  7. Не пытайтесь обвинять другого человека в том, что он плохо влия
    ет на вашего ребенка. Критичнее присмотритесь к своему!
  8. Будьте едины с мужем или женой в предъявлении своих требова
    ний!
  9. Не позволяйте другим людям унижать достоинство вашего ребенка!
  10. Будьте честны с самим собой, предъявляя требования к подростку!

           Выступление психолога на собрании:

В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми этом возрасте наблюдаются определенные различия между мальчиками и девочками. У девочек потребность в дружеских отношениях возникает на полтора-два года раньше, чей у мальчиков, и особенно заметные межполовые различия наблюдаются в самом конце подросткового или в начале юношеского возраста в стремлении дружить с человеком противоположного пола. Девочки, как правило, более эмоциональны, придают гораздо большее значение межличностным взаимоотношениям в одном и том же возрасте, чем мальчики.

В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство — любовь. В одном из исследований на вопрос о том, были ли вы когда-нибудь влюблены, чаще других утвердительно ответили девушки в возрасте 16—18 лет, а реже других мальчики в возрасте от 12 до 15 лет.

Возникновение чувства любви связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности. Во-вторых, это желание иметь очень  близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы. В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной персональной эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые появляется именно в ранней юности.

Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских и др. отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами активно ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночестве. Иногда старшеклассники бывают настолько озабочены и поглощены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном.

В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. В ответ на требования взрослых, касающиеся их внешнего вида, работы по дому, учения в школе, влюбленные юноши и девушки нередко демонстрируют значительную покладистость. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра. Старшеклассники начинают больше прислушиваться к советам родителей и учителей, с большим доверием и открытостью относятся к ним.

В юношеском возрасте возникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека определенной внешности, обладающего набором конкретных личностных достоинств. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения, по крайней мере, в течение нескольких лет после появления первой влюбленности.

Идеальный образ любимого человека у старшеклассников иногда является нереальным в том смысле слова, что в действительности никто из окружающих людей не может ему соответствовать. Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив вокруг себя объекта, который бы соответствовал идеалу, юноша или девушка испытывает глубокое разочарование, и у них возникает чувство одиночества.

Половое воспитание, как указывают  специалисты в этом вопросе Д.Н.Исаев и В.Е.Каган, «является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшей – роли не только мужчины и женщины, но и мужа и жены, отца и матери в соответствии с общественно-моральными принципами, гигиеническими требованиями. Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности». «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» - так считал А.С.Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки к моменту полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и происходит более интенсивно. Однако это общая закономерность. Каждый ребенок растет и развивается по индивидуальному «плану». И это надо обязательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто не переживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того что признаки и приметы взросления появились раньше, чем у других.

Физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте неизбежно ставит новые проблемы, как перед молодежью, так и  перед взрослыми, которые отвечают за ее будущее. Взрослые не должны ограничиваться только гигиеническими рекомендациями, а более широко оценивать наступившие в организме изменения. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например, сын помогает отцу на даче или в ремонте квартиры, а дочь готовит обед, занимается в свободное от занятий время рукоделием. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Подростковый возраст, отрочество. В первую очередь это возраст полового созревания. За несколько месяцев меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, и главное - тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут; меняется и лицо. Девочки по своему виду приближаются к женскому типу. Развитие не всегда и не во всем проистекает соразмерно. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость. Нельзя не видеть отдельных вспышек стихийного поведения, когда подросток словно теряет управление собой и совершает такие поступки, которые далеки от его подлинных нравственных установок, идут вразрез с его сокровенными устремлениями. Объяснить их можно и проявлением недисциплинированности, но вряд ли это будет единственным и исчерпывающим объяснением. Одной из причин неуправляемого поведения является еще несбалансированная деятельность мозга. В целом, чем выше достигнутый в воспитании уровень саморегуляции, самодисциплины, тем больше шансов, что подобных вспышек не будет.

        Одно из типичных явлений возраста - возникновение чувства любви. И родителям, и учителям не следует недооценивать силу этого чувства, тем более относиться к нему иронически. Кто из нас, взрослых, не наблюдал, как взрослеют наши дети, когда любовь вдруг «охватит» их. Попытки «взять себя в руки», скрыть свои переживания от чужих глаз ничего не дают. А вместе с тем само чувство настолько интимно, что невозможно рассказать о нем даже самому близкому человеку. Часто душевные муки наносят болезненный удар по самолюбию.

Девочки вступают в эту фазу первых увлечений раньше, чем мальчики, в 12-14 лет. Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени дальнейшие взаимоотношения с ним.

То, что подросток остается один на один со своими переживаниями, может способствовать и укреплению его самостоятельности, и возникновению некоторой его отчужденности. Наблюдательные родители обычно замечают ее признаки: отношения со взрослыми принимают формальный характер, подросток не спешит выполнять даже вполне разумные их указания, не делится своими мыслями и чувствами, встречает «в штыки» попытки даже самого доброжелательного контакта с ним со стороны взрослого. Для многих родителей такое отчуждение становится тяжким и незаслуженным испытанием.

Хочется пожелать, чтобы у вас с вашим ребенком было полное взаимопонимание, доверительные отношения.

Слово учителя: Предлагаю вам пройти устное анкетирование, которое покажет не только нам, окружающим вас людям, но и самое главное вам самим, как на самом деле обстоят дела.

Анкетирование родителей

  • . .
  • . . .
  • .
  • .
  • Как ваш ребенок относится к вопросам любви?
  • Говорите ли вы с ним на деликатные темы?
  • Знает ли ваш ребенок истории ваших детских влюбленностей?
  • Знает ли он историю любви своих родителей?
  • Считаете ли вы необходимым демонстрировать ребенку свою любовь
  • к мужу, жене?
  • Видит ли ребенок примеры положительных взаимоотношений любви своих родителей?
  • Когда, по вашему мнению, подросток имеет право влюбиться? Каким вы видите человека, в которого ваш ребенок может влюбиться?

  • Говорите ли вы со своим ребенком о последствиях любовных отношений?
  •  Рассказывает ли вам ребенок о своих отношениях с человеком, который ему нравиться?

Слово учителя: А сейчас предлагаю вам «проиграть» ситуации, которые возможно произойдут в вашей жизни сегодня или завтра. Хочется, чтобы вы ответили честно и быстро. Некоторые ситуации потребуют общего обсуждения.

               Ситуации для анализа и поиска решения в ходе дискуссии

Ситуация 1

У подростка ухудшилась успеваемость, он часами проводит время за

письменным столом, уставившись в одну точку. На все вопросы родителей грубит, нехотя отвечает, при этом явно врет. После посещения школы родители узнали, что сын влюбился...

Ситуация 2

 Дочь очень просилась пойти с подружками на дискотеку. Родители отпустили, напомнив о том, что она должна вернуться не позже 12 часов

вчера.

Дочь пришла гораздо позже. На вопрос родителей, как она шла одна ночью, дочь ответила, что ее провожал взрослый парень, который ей очень нравится...

Ситуация 3

Подросток собирается на день рождения к девочке, которая ему очень нравится. Он просит деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Родители считают, что такой подарок дарить неуместно, но ребенок не слышит доводов, он решил удивить эту девочку...

Ситуация 4

В порыве откровенности девочка говорит маме о том, что ей очень нравится один мальчик из класса. Мама спрашивает девочку, как он  учится. Как только она узнала, что мальчик — далеко не лучший ученик в классе, в доме разразился скандал...

Ситуация 5

Мальчик и девочка дружат, не скрывая своего отношения друг к другу. Возмущены родители, учителя, смеются и дразнят одноклассники, косо смотрят родители других учеников. Дети не замечают вокруг себя

ничего...

Прежде чем ситуации обсудят родители в ходе родительского собрания, учащиеся класса обсудят эти же ситуации в ходе классного часа.

Уместно обсуждение детей записать и показать родителям на собрании. Реакция может быть своеобразной шоковой терапией для родителей, они начинают совершенно по-другому реагировать на своих детей.

Слово учителя: Что ж , благодарю вас за сегодняшнюю встречу и возможность обсудить  половое воспитание наших детей. Спасибо. До следующих встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Доклад «Половое воспитание. Актуальность введения в школах элективных курсов, направленных на половое воспитание и просвещение школьников

Половое воспитание всегда было одно из самых  трудных. Оно является важной  составной частью нравственно-эстетического воспитания.        По дан...

Родительское собрание "Вопросы полового воспитания подростков"

Данный материал вы можете использовать и для организации бесед, классных часов для старшеклассников....

Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем"

Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем" направлено на информирование учащихся о рисках, связанных с началом ранней половой ж...

План мероприятий по профилактике ранних половых связей, половому воспитанию и предупреждению ранней беременности несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

Организация профилактической работы с учащимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками по недопущению ранних половых связей, беременности, половой неприкосновенности несо...

Родительское собрание на тему "Половое воспитание детей 11-12 лет"

Половое воспитание с 7 до 12 летЭто самый лучший, удобный и эффективный возраст для половоговоспитания!Все те знания, которыми вы снабдите ребёнка в этот период, лягут в основуего ценностных ориентиро...