Достижение личностного успеха учащимися специальной (коррекционной) школы в процессе музейной деятельности.
консультация по теме

Олийник Людмила Ивановна

 

Музей "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" в специальном (коррекционном) ОУ. Достижения учащихся в процессе музейной днятельности.  Приглашение родителей к совместному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostizhenie_lichnostnogo_uspekha.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Достижение личностного успеха учащимися специальной (коррекционной) школы в процессе музейной деятельности.

Руководитель школьного музея «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра»

Олийник Людмила Ивановна.

Описание музея. Музейно-методический комплекс «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра» работает в специальной (коррекционной) школе-интернате №2, где учатся дети с тяжёлыми нарушениями речи, а более половины из них – дети из социально неблагополучных семей; в отдельную группу можно выделить воспитанников детского дома. Перед педагогическим коллективом стоят реабилитационные задачи: коррекция познавательной деятельности ребёнка, коррекция его личности, исправление тяжёлых нарушений речи. На школу также возложена задача компенсации недостаточного или полностью отсутствующего гражданского и патриотического воспитания в семье. В решении всех этих задач школьный музей оказывает неоценимую помощь.

Фонды музейно-методического комплекса насчитывают около 4000 экспонатов и комплектуются из методических материалов, материалов по истории школы, образцов детского творчества. Музейные фонды представлены в разделах: «История возникновения и развития Санкт-Петербурга»; «Становление и развитие науки и культуры в Санкт-Петербурге в XVII-XX веках»; «Агломерация Санкт-Петербурга»; «Город морской славы»; «Пушкинский Петербург»; «В объективе XIX – начало XX века»;

«Российская империя»; «Страна Советов»; «Ленинград в блокаде». Последний раздел – особая гордость. Здесь воссоздана комната блокадного времени, собраны уникальные документы блокадной поры.

Отличительной особенностью функционирования музейно-методического комплекса является полная востребованность всех экспонатов, методических пособий и разработок в учебно-воспитательном процессе. Музей работает по следующим направлениям: учет и хранение музейных экспонатов; пополнение фондов; методическая работа; встречи с людьми, помогающими больше узнать об истории школы, с ветеранами войны и труда; исследовательская деятельность; работа кружка музееведения и экскурсоведения; экскурсионная работа; выставочная деятельность; поисковая работа.

Из истории музея. В начале 1990-х гг. в образовательную программу школы-интерната был введён предмет «История и культура Санкт-Петербурга». Работа, которая начиналась на уроках, продолжалась на индивидуальных занятиях и внеклассных мероприятиях, музейных посещениях, экскурсиях по городу – ведь ученики живут в интернате всю неделю. В ходе работы накапливался методический материал, который стал основой методического кабинета истории и культуры Санкт-Петербурга, призванного обеспечить учебно-воспитательный процесс. Постепенно в методический кабинет стали поступать документы, подлинные предметы быта, фотографии конца ХIХ – начала ХХ вв. - всё это приносили учителя и ученики нашей школы. К 1994 году методический кабинет стал приобретать облик музея с функциями методического центра по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга.8 июля 1999 г. по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, детей блокадного Ленинграда и педагогов школы на базе методического центра была открыта музейная экспозиция, а затем музейный зал «Я – петербуржец». В 2003 году музейный зал получил статус «Школьный музей», был сертифицирован и внесён в каталог школьных музеев Санкт-Петербурга. Большую помощь в организации его жизни всегда оказывала и оказывает бессменный на протяжении 38 лет директор школы-интерната, а теперь заместитель директора Ольга Григорьевна Запорожцева и учитель русского языка и литературы Ида Филипповна Соловьёва – первый руководитель музея. Обе они – дети блокады.

Формы работы музея. Работа с учащимися в музее школы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет коррекционно-реабилитационные цели и задачи, воспитывает патриотизм и гражданственность. Она развивает у детей-логопатов культуру речи, эмоциональную сферу личности, организует взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представления об окружающем мире, характере мышления, стиле поведения.

В своей работе с детьми музей ставит перед собой следующие цели: формирование духовно осмысленного отношения к историческому прошлому России, нравственно-эстетических норм коллективного общения; освоение и сохранение культурного наследия России; осмысление на ценностно-эмоциональном уровне подвигов выдающихся деятелей России; внедрение знания истории школы в учебный процесс; воспитание патриотизма и гражданственности школьников. Задачи музея мы условно разбили на четыре группы.

Образовательные: развитее представлений об окружающем мире и кругозора детей-логопатов; развитие речи, пополнение словаря учащихся; освоение понятий, используемых при работе на экспозиции; работа с понятийным словарём в рамках усвоения тем по истории и культуре Санкт- Петербурга; подготовка учащихся и педагогов к использованию знаний, полученных в музее, на занятиях обязательного образовательного цикла в рамках межпредметных связей.

Воспитательные: повышение общественно значимого статуса воспитанников школы; подготовка их к поисково-исследовательской работе с материалами музея; освоение музейного материала через детское творчество.

Коррекционно-развивающие: психотерапевтическое воздействие, направленное на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемлённости и подавленности, фиксации на своём речевом дефекте), перестройку изменённых у ребёнка под влиянием речевого дефекта представлений, отношений и поведения;

включение в музейно-экскурсионную работу логопедических воздействий (закрепление и введение в спонтанную речь звуков, поставленных на логопедических занятиях, координация речевой моторики, нормализация темпа и ритма речи, её просодики, развитие слухового внимания, расширение словаря, совершенствование грамматического оформления фразы).

Методические: изготовление наглядных пособий для уроков по истории и культуре Санкт-Петербурга и внеклассных мероприятий; создание хроники развития музея средствами видеозаписи, фотодокументов; подбор видеоряда по музейной тематике (в том числе и детские работы).

Музей занимает важное место в учебной и внеклассной работе. Учащиеся пишут доклады, рефераты, исследовательские работы. Здесь проводятся учебные экскурсии, проходят уроки-экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, внеклассные мероприятия, родительские собрания. Музейные экспонаты используются в качестве учебных пособий на уроках, демонстрационного материала. Экскурсии (а точнее, экскурсионно-театрализованные представления) в музее проводят сами ученики, посещающие кружок экскурсоведения.

Я занимаюсь музейной деятельностью в нашей школе с 1999 года, со дня основания музея. В специальной (коррекционной) школе это очень кропотливый труд.

К работе в музее я привлекаю всех желающих учеников. Их успеваемость и диагнозы в расчёт не берутся. Каждый ребёнок, пришедший к нам в музей, - способный среди способных, талантливый среди талантливых, успешный среди успешных. Схема нашей деятельности в музее выглядит так: внимание, забота, требовательность, приводящие к успеху и самореализации ребёнка. Требовательность наша вплотную связана с поощрением ребёнка за самые незначительные достижения в его делах. То есть, привлекая ребёнка к какой-либо деятельности, мы настраиваем его на то, что его ожидает успех.

Детей приводит в музей интерес к музейной деятельности, который затем переходит в привычку, а позже в потребность. Опыт такой деятельности способствует их реабилитации в обществе, повышается статус самооценки, что является главным в социализации. Ведь они не только учатся общаться, приобретают уверенность в себе, но и в ходе работы в музее знакомятся с замечательными людьми, их судьбами и стараются быть достойными их. Все учащиеся, работающие в музее, чувствуют свою неразрывную связь с ним. Они видят, как их поисковая деятельность в «Блокадной комнате» приобретает общественную значимость. В таких условиях дети стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, а затем и соответствовать новому образу.

Схема нашей музейной деятельности даёт замечательные результаты. В результате поисковой исследовательской деятельности, проводимой по материалам фондов школьного музея, работы учеников представлены в Государственный музей истории Санкт-Петербурга (отдел «Особняк Румянцева»), Государственный музей обороны и блокады Ленинграда, на районных и городских конкурсах юных экскурсоводов школьных музеев, ученических конференциях «Ленинград. Война. Блокада», историко-краеведческих чтениях, выставках и конкурсах.

Так, в 2006 году ученица 8 класса Александра К. получила диплом II степени на городских историко-краеведческих чтениях. В 2008 году Саша, уже ученица 10 класса, вышла в финал городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев. Это девочка из неблагополучной семьи, мать у неё – алкоголичка с большим стажем, отец умер. Саша пришла к нам в школу с диагнозами: общее недоразвитие речи III уровня, моторная дислалия.

В 2007 году девятиклассник Ярослав М. стал лауреатом городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев. Ярослав тоже из неблагополучной семьи. В 1-ый класс он пришёл со следующими диагнозами: общее недоразвитие речи II уровня, выход из моторной алалии, дизартрия. Говорил так, что невозможно было понять ни слова. Учился не очень хорошо, был робким, закомплексованным. Увлёкшись работой в музее, он очень изменилась в лучшую сторону. Заслужив уважение и похвалы окружающих, он стал уважать себя сам, избавился от чувства страха речи. В 2009 году Ярослав закончил лицей с красным дипломом, поступил в институт.

Десятиклассник Владислав Ф. в 2008 году стал финалистом городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев и выступал со своей презентацией «Школьный музей «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра» на городской ученической конференции «Ленинград. Война. Блокада» в Городском доме творчества юных в Аничковом дворце. В 1-ом классе Владу были поставлены следующие диагнозы: общее недоразвитие речи III уровня, моторная дислалия».

В 2008 году ученик 10 класса Александр Ш. был награждён дипломом III степени на городских историко-краеведческих чтениях. Он несколько лет проводил экскурсии в нашем музее, неоднократно получал дипломы I степени на районных конкурсах юных экскурсоводов школьных музеев. В 2008 году он участвовал в отборочном туре городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев. В школу он поступил с диагнозами: общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия, ринолалия. Саша – инвалид детства.

Таким образом, мы видим, что участие в работе музея прививает детям такие необходимые для социализации качества, как коммуникабельность, общительность, уверенность в себе, раскрепощённость, умение раскрыть свои лучшие качества, осознанная поведенческая свобода, культура поведения и культура речи, внимание к людям, благодарность и уважение к старшему поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных методов оценки учебной деятельности, способствующих, стимулированию учебной активности учащихся специальной (коррекционной) школы V...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)

В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принци...