Сущность и функции оценки в начальной школе.
материал по теме

Вафина Алевтина Анатольевна

Ряд функций которые выполняет оценка.Рекоммендации для родителей как относиться к отметкам ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._akad._2_kl_2013g.doc44 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и функции оценки в начальной школе.

        Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.

        Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью- проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную  социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя., критически оценивать свою деятельность , находить ошибки и пути их устранения.

        Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций.

        Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

        В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном(стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Т.О. , в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом  оповещения общественности ( учеников класса, учителей , родителей и др.)  о состоянии проблемах образования.

        Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ , синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить, проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

        Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

        Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

        Эмоциональная функция проявляется в том , что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

        Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника( огорчаться и радоваться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результата могут быть изменены к лучшему.. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики  начального обучения- младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия- предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит путь их устранения.

        Информационная функция является основой диагноза  планирования и прогнозирования. Главная ее особенность- возможность  проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так со стороны и ведомого.

        Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность , адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать, чтобы…») и осуществить корректировку  учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

В



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как относиться
к отметкам ребёнка
.

1. Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

2.Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

3. Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия

4.Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

5..Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.

6.Есть сомнения - идите в школу и попытаётесь объективно разобраться в ситуации.

7.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

8.Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

9.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

10.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

Использование интегральной оценки при обучении английскому языку в начальной школе.

Методическая работа инновационного опыта:Использование интегральной оценки при обучениианглийскому языку в начальной школе.  Номинация: инноватика в образовании  СОДЕРЖАНИЕ...

Статья "Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС".

Данный материал раскрывает основные аспекты одареннотси детей в начальной школе в условиях современного образовательного процесса....

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе...

Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Портфолио - одна из форм оценки ученика по требованиям ФГОС НОО.  В статье  автор делится опытом  оценки УУД у школьников с позиции ученика, учителя, администрации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Нормы оценок в начальной школе по ФГОС

Памятка для родителей "Нормы оценок в начальной школе по ФГОС"...