ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
консультация на тему

Новицкая Алла Владимировна

Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Вопросы обучения, воспитания и здоровья детей тесно взаимосвязаны. Созданы и десятилетиями работают такие науки, как педагогика, психология, психиатрия. Ученые пытаются найти ответы на вопросы, связанные с плохим воспитанием подростков, ищут причины, пытаются дать совет. Всегда были проблемы с воспитанием подрастающего поколения. Эти проблемы остаются и сейчас, ибо в обществе, которое окружает подростков, много недостатков, оно далеко не совершенно. Судьбы подростков зависят от взрослых, от их поведения, от их умения научить чему-либо.

Основа воспитания детей — семья, так было всегда, так будет впредь. Не все семьи готовы к воспитанию своих детей. Молодые мамы хорошо знают, как кормить, одевать, прогуливать, но как воспитать? Таких консультаций они не получают и воспитывают, как умеют.

Семьи бывают разные: хорошие и плохие, полные и неполные, распадающиеся и уже распавшиеся, В таких семьях есть дети. Плохо живется детям в семьях полных, но неблагополучных. (В семье ссоры, скандалы из-за неправильного поведения одного из супругов. Дети все это воспринимают болезненно.)

Есть семьи, где не любят ребенка. Ребенок это видит, понимает. Такие дети ведут себя по-разному. Одни угождают родителям, другие пытаются вызвать к себе жалость, замыкаются, хотят обратить на себя внимание, ожесточаются, делают зло, но результат один — психбольница.

Есть семьи, которые отличаются гиперопекой. Воспитывают в оранжерейных условиях, сдувают с ребенка пушинки, не позволяют ничего делать, принимать самостоятельные решения. Из таких семей вырастают ленивые, капризные, привередливые мужчины и женщины. Они, став взрослыми, не в состоянии взять на себя домашние заботы, тем более заботы о своихдетях. Воспитание в такой семье разное:

а)дурное воспитание приводит к хулиганству, правонарушениям, преступлениям и заканчивается колонией, тюрьмой;

б)        сухое и суровое воспитание — к жестокости, когда подростки идут на
убийство;

в)        противоречивое воспитание (родители — одно, бабушки —другое, шко
ла — третье) приводит к неврозу.

В зависимости от семьи и уровня воспитания вырастают разные люди: выносливые, трудолюбивые, легкоранимые, безразличные, безответственные, с неуравновешенной психикой.

Во все времена — ив наше тоже — воспитатели делились на две большие группы. Одни считали залогом успеха «жесткое» руководство ребенком, его безусловное подчинение, дисциплинированность и послушание. Другие резонно замечали, что основой воспитания должно быть доброе отношение к детям.

И те и другие добивались определенных успехов в воспитании; и у тех и у других были свои трудности и упущения в воспитании.

Сегодня обе эти точки зрения раскритикованы как крайние — одну заклеймили авторитарным стилем воспитания, другую назвали стилем «либеральным» и противопоставили всему этому оптимальный способ воспитания, получивший имя «демократического».

В полном соответствии с его главными принципами многие родители хотели бы воспитывать детей не угрозой наказания и посулами поощрения, а путем налаживания сотрудничества с ребятами с позиции заинтересованного и благожелательного старшего товарища.

Наша цель — помочь тем родителям, которым приходится шарахаться от гневных окриков до сюсюканья, кому хотелось бы быть и добрыми, и жесткими, но в меру, не перегибая палку и не впадая в крайности.

Таким родителям мы предложили стать современными воспитателями.

Итак, если вы хотите стать современным воспитателем, то должны в своем воспитательном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.

Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей — одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.

Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее — в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?

Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нету нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям. Для тех, кто не относит свою семью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

Ясно определите, что вы хотите от ребенка,

и объясните это ему, а также узнайте,

что он думает по этому поводу.

Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они

необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о

каких-то принципиальных пунктах.

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой. Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети — тоже. Однако дети — люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела «вместо», «за» ребенка.

ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели. При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь...

ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ Не пропустите момент, когда достигнут первый успех. Никогда не ждите особого случая — хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще — а конкретно.

Не "ты молодец", а "ты молодец, потому что...", и обязательно дайте почувствовать свое настроение — в данном случае свою радость по поводу его успеха.

Если ребенок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необходимо...

ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу дать осознать услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните... ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ Главное оценить поступок, а не личность.

К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. "Ты плохой" (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации "ты поступил плохо" (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т. д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность.

Для того чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание — тем лучше. После замечания обязательно...

ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на опгошность. Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка

—        не одно и то же. Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери
и отца.

Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели

—        не больше чем цепь хаотических порывов. По Макаренко, личность есть
производное от гармонического соединения ее перспектив — близкой, сред
ней и дальней. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни
своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Включайтесь в построе
ние системы перспективных целей — от дальней к средней и от нее к сиюми
нутной.

ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ Воспитание должно быть поэтапным. Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажете ему на планке отметку мирового рекорда и скажите "Прыгай!", то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно.

Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребенок.

Задача воспитателя — своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ

Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

И в этом суть современности. Ведь если'в отношении дурного поступка

проявилась жесткость и бескомпромиссность — как он того заслуживает, а

человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, — это дает результаты в

воспитании.

И не надо мучиться ложным выбором — какой метод воспитания лучше: "авторитарный" или "либеральный". Ни беспредметная жесткость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет современным, или "демократическим". В любом случае оно будет проходить в соответствии с идеями научной педагогики и психологии.

КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ? Предлагаем вам тест-игру. Попросите членов своей семьи отметить те фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми.

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что эта игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7—8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9—10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуе-тесьу него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13—14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
  2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
  4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
  5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
  6. Своевременно сделайте замечание, оцените поступок, а затем сделайте паузу — дайте осознать услышанное.
  7. Главное — оценивать поступок, а не личность.
  8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте понять, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.
  9. Воспитание должно быть поэтапным.

10.        Воспитатель должен быть строгим, но добрым! ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

1.        Общие сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, дата рождения,
домашний адрес, место работы).

  1. Состав семьи (полная, неполная, сколько детей, дедушки, бабушки).
  1. Материальное обеспечение семьи (средний месячный бюджет семьи, доходе месяц на каждого члена семьи).
  1. Санитарная культура семьи (чистота, порядок, внешний вид родителей).
  1. Жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные).
  1. Образование родителей.
  1. Отношение родителей к труду (трудолюбивы, ответственны за свою трудовую деятельность; проявляют равнодушие, безразличие к работе; негативно относятся к ней).
  2. Участие родителей в общественной деятельности (активное, равнодушное, пассивное).
  3. Культурный уровень родителей (наличие библиотеки дома, посещение театров, музеев и т, д.).

  1. Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий).
  2. Культура общения в семье и с окружающими.
  1. Взаимоотношения в семье между взрослыми членам семьи, между взрослыми и детьми (дружеские, уважительные, доверительные или наоборот).
  1. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?
  2. Кто из членов семьи наиболее авторитетен у ребенка, почему?
  1. Отношение родителей и старших членов семьи к ребенку (внимательное, заботливое, чуткое или равнодушное, грубое, из любви к ребенку потакают его прихотям).
  2. Характеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка, сложившихся в семье (единство требований в семье к ребенку со стороны старших членов семьи, приучение его к труду, воспитание культуры поведения и т. д.).

тивное)

  1. Осуществление контроля за поведением и учебой школьника.
  2. Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, нега-ное).
  3. Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая).

  1. Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам и требованиям учителя, равнодушно относятся к ним, отрицательно воспринимают их).

Общественная активность родителей (интересуются состоянием воспитания детей в школе, проявляют активность в оказании помощи ей, проявля т инициативу или равнодушны, выполняют работу лишь по просьбе учите-ей, руководителей школы, вообще не считают нужным принимать участие в

оспитании детей). Оценка семьи как воспитательного института.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье олжны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При том следует учитывать,,,т0 каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизиологические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребенка, но сугубо индивидуально. Прежде всего необходимо иметь в виду, что для подростков наиболее характерно ярко выраженное тремление к самостоятельности и самоутверждению.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ 1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобою легко». Не

бойтесь повторять это.

2 Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще» « Вечно тЫ»- Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите

по своим делам.

4 Старайтесь чтобы ребенок был привязан кдому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «Авсе-таки, как хорошо у нас дома».

5.        Внушайте ребенку Давно известную формулу психического здоровья: «Ты

хорош, но не лучше другНх>>-

6.        Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте
с детьми вслух(даже с подростками)хорошую книгу, это сильно обогатит ваше

духовное общение.

7.        В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не каза
лось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать
ошибки и поражения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ У ПОДРОСТКОВ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ 1 Всегда подбадривайте подростка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят- «Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!». Нет такого скромного успеха, который не заслуживал бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать воздух притворным «ура» и не следует крити -ковать. Критику нужно сочетать с похвалой и практическим советом.

2.        Позволяйте исследовать. Подростки, да и взрослые тоже, восхищаются
теми, кто стремится познавать новое, преодолевать преграды, и идут по их
стопам. Но как часто мы учим наших детей не рисковать!

3.        Настраивайтесь на успех. Внушайте своему ребенку, чтобы он думал не
о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой других.
Только тот становится решительным, который пробует, терпит неудачу, ис
правляет свои ошибки и пробует вновь.

  1. Выслушивайте детей, когда они говорят о своей мечте. Поощряйте их мечты, какими бы далекими от жизни они вам ни казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как мечту осуществить.
  2. Станьте организатором компании. Поощряйте сына или дочь выступать в классе. Умение говорить перед аудиторией без стеснения — одно из главных качеств уверенного человека. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступить перед классом. Подскажите ему, как нужно говорить, — громче или тише, может быть более выразительно.
  3. Родители должны привить ребенку 3 главных качества: уважение, находчивость, ответственность. Мантия вождя достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).

В заключение следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Развитие творческой активности учащихся.
  2. Как помочь детям хорошо учиться.
  3. Воспитание детей — гражданский долг родителей.
  4. О родительском авторитете.
  5. Правильно ли мы понимаем своих детей.
  6. Трудный возраст и роль родителей в воспитании подростков.
  7. Роль родителей в нравственном воспитании детей.
  8. Воспитание трудолюбия и культуры поведения.

ПЛАН РАБОТЫ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ - НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЕНОК» Занятие J.

Семинар «Психолого-педагогические особенности развития и поведения детей из неблагополучных, неполных семей». Занятие 2.

Семинар «Дифференцированный подход в работе классного руководителясучащимися из неблагополучных семей — необходимое условие повышения ее эффективности».

Занятие 3.

Круглый стол: «Методика работы классного руководителя с педагогически запущенными школьниками из неблагополучных семей».

Занятие 4.

Семинар-практикум «Подготовка родителей к созданию педагогически целесообразных взаимоотношений в неполной семье».

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Проблемой первостепенной важности сегодня является педагогическое просвещение родителей.

Нужны активные и углубленные научно-методические поиски совершенствования работы с различными категориями родителей по овладению ими необходимым минимумом педагогических знаний и повышению педагогической культуры. Особенно важным является привлечение родителей из неблагополучных семей и семей, где есть педагогически запущенные дети, к сотрудничеству со школой в плане повышения своих педагогических знаний, что должно способствовать регулированию взаимоотношений и созданию благожелательной атмосферы в семье.

Для решения этой проблемы важно разнообразить формы и методы общения школы с семьей. Педагогу необходимо использовать в своей работе с родителями весь арсенал методических средств, в котором игра занимает значительное место. Игра в педагогике имеет важное значение. Она выступает, в основном, какередство воспитания и подготовки человека к жизни Игра — это такая деятельность, в которой моделируются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Она занимает ведущее место в социальном формировании человека как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные ситуации, что необходимо для его развития, изменения социальных позиций.

Французский ученый Р. Калуа предлагает различать игры: физические (футбол, теннис и др.), случая (азартные — лотерея, спринт, рулетка и т. д.) и имитационные (с участием различных персонажей).

В игровом имитационном моделировании широко представлены деловые игры (военные, политические, производственные, исследовательские, учебные):

организационно-деятельностные (решение региональных проблем);

инновационные (решение задач, не имеющих аналогов);

рефлексивные (снятие стереотипов);

поисково-апробационные (выработка конкретной программы деятельности коллективов).

Имитационные игры позволяют моделировать разные педагогические ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы. Качественное своеобразие игротехни-ческих приемов определяется методом игрового имитационного моделирования, целями и содержанием, особенностями участников и имитируемой ситуации и т.д.

Существует систематизация игротехнических приемов по их целевому назначению на конкретных этапах любой имитационной игры: диагностика ситуации и задач, решаемых в игре; диагностика участников игры; подготовка материально-технической базы; подготовка участников игры к предстоящей игровой деятельности; организация оптимального взаимодействия участников игры; создание системы оценивания деятельности участников игры; экспертиза и апробация материалов, разработанных в игровом режиме; подведение итогов игры;

выводучастников игры из игровой деятельности; руководство и управление игрой.

ИГРОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СИТУАЦИЙ

Диагностика ситуации может быть осуществлена любым из следующих 10 игротехнических приемов.

1. «Иллюстрация». Диагностика состоит в детальном описании всех основных процессов, действий, взаимоотношений, характерных для данной ситуации.

  1. «Манихейский миф». Ситуация рисуется только черными и белыми красками. К описанию привлекаются только те участники, которые мыслят противоположными категориями. Обозначаются полярные точки зрения, серьезные узловые проблемы, конфликтные перекрестки.
  2. «Авгиевы конюшни». Поиск и анализ всех недостатков, трудностей, противоречий, проблем, характерныхдля данной ситуации. Выделяют 3-4 игровые подгруппы. Каждой группе определяется направление диагностики.

4.        «Три роли». Диагностика ситуации осуществляется также коллектива -
ми. Каждая подгруппа играет роль: «пессимисты» должны описать факторы
негативного характера; «оптимисты» — раскрывают положительные момен-
Ты; «реалисты» — пытаются описать действительное состояние, используя аргументы, высказанные «пессимистами» и «оптимистами».

5.        «Антиситуация». Участники диагностики пытаются проанализировать
Ситуацию, описывая ее зеркальное отражение реальной; однако если в реаль
ной ситуации имеются факторы, тормозящие прогрессивное ее развитие, то в

.штиситуации» участники моделируютфакторы, способствующие ее развитию.

  1. «Ситуация-оценка». Участникам игры предлагаются описание конкретного события и принятие мер. Они должны оценить источники, механизмы, поведение людей, качество принятых решений и мер с позиции разных представителей, чья деятельность тесно связана с исследуемой ситуацией. Такой in ротехнический прием позволяет увидеть не только состояние дел в коллективе, но и отношение участников игры к рассматриваемой ситуации.
  2. «Ситуация-упражнение». В данном случае анализ ситуации требует от участников игры обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам. Игровые подгруппы изучают ситуацию и составляют 5 вопросов, на которые ответят консультанты. В роли консультантов могут выступать многие специалисты, компетентные лица, преподаватели.
  3. «Ситуация-розыгрыш». Диагностика состоит в том, что участники игры исполняют роли действующих лиц по заранее составленному руководителем игры сценарию и, таким образом, воспроизводят и анализируют исследуемую ситуацию и принятое решение в ходе игры. Ситуация диагностируется с позиций различных сторон, что способствует более детальному, углубленному анализу состояния дел в коллективе.
  4. «Инцидент». Анализ конфликтной ситуации. Участники игры ставятся в положение классного руководителя, директора и т. д., которым докладывают о случившемся инциденте. Они должны задавать руководителю игры вопросы, ответы на которые позволят им оценить ситуацию. Все варианты принятых решений обсуждаются в коллективной дискуссии.

10.        «Ситуация-спор». Диагностика осуществляется в споре двух сторон,
имеющих полярные точки зрения по отношению к принятому решению. Дан
ный прием позволяет не только проанализировать закономерности и механиз
мы тех или иных социальных, производственных и педагогических процессов,
негативные и позитивные следствия действий и поступков людей, эффектив
ность использования определенных приемов, методов, способов работы, зна
чение и роль конкретных факторов, условий, обстоятельств, но и проясняет
профессиональные потребности запросы и позиции участников игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"...

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется сем...

Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей:

Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей: x_32102600.jpg - неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка; - ограничение самостоятельности подростка в...

Роль родителей в воспитании детей

Стихотворение поэта немецкого Возрождения Себастиана Бранта о роли родителей в становлении личности ребёнка аткуально и в наше время....

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....