Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка 2-го года жизни
консультация на тему

Байтурина Мунира Дарвиновна

Развитие речи ребенка 2-го года жизни, особенности, рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_roditelyam_dlya_detey_2-go_gola_zhizni.docx479.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

  • Побольше разговаривайте с ним, называйте предметы или явления, давайте возможность пощупать то, о чем идет речь, так как тактильное восприятие у детей наиболее развито в этот период.
  • Почаще раскладывайте перед ним различные предметы, просите выбрать именно тот, который вы назвали, помочь вам, выполнив определенные действия. Ребенок будет рад быть полезным.
  • Не забудьте про пальчиковые игры для самых маленьких – это веселые игры, когда Вы одеваете на пальчики малышу и себе различных бумажных или матерчатых животных и упражняете ребенка  в  звукоподражании,  мелкой моторики пальцев рук.
  • Не забудьте и о важности сенсорного развития малышей. Также советуем сделать для малыша его собственную сенсорную коробочку, с которой он мог бы играть в любое удобное для него время.
  • При правильном сенсорном развитии к концу 2 года ребенок может:

собрать пирамидку (нанизать на стержень 4-5 колец в правильном порядке);

сортировать предметы по форме и размеру (например, подобрать крышечки к разным коробочкам, шкатулкам, банкам и т.п.);

соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с рисунками или отверстиями в игрушках-сортерах.

  • Вы можете фиксировать речевой прогресс своего ребенка, записывая слова и фразы, которые ваш ребенок произносит на каждом этапе развития.
  • Чем чаще ребенок произносит звуки, слова, употребляет фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова. Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими его людьми осуществлялось только с помощью речи. Желание ребенка говорить следует всячески поощрять.

Таблица усвоения детьми звуков речи

  •             Каждый  ребенок - индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка.

Возраст ребенка      Звуки речи

  • От 1 до 2 лет            А, В, Е, М, П, Б
  • От 2 до 3 лет            В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
  • От 3 до 4 лет             С, Ц, З
  • От 4 до 5 лет             Ш, Ж, Ч, Щ
  • От 5 до 6 лет            Л, Р
  • С самого момента рождения необходимо уделять особое внимание развитию речи и мышления ребенка. Этому, как ни что другое, способствует непосредственное с ним общение на языке песенок, потешек, колыбельных и уговорчиков, которые существовали с незапамятных времен и переходили из поколения в поколение.

Во 2-ом полугодии ребенок:

  1. совершенствуется в понимании речи. Он уже может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.).
  2. Знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой - маленький), цвета ( красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов ( из чашки пьют чай.).
  3. Начинает понимать слова "можно" "нельзя" "не мешай" "помоги". Это очень важно для регуляции поведения ребенка.
  1. понимает и может выполнять несложные поручения из 2-3 действий (сядь на стульчик и посмотри книжку).
  2. может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

В этот период быстро начинает формироваться речь ребенка. Он усиленно подражает старшим : легкие слова поизносит полностью, в трудных словах -отдельные слоги:

Например: стул - "тул" Не надо подставляться под детскую речь ("Вот ав - ав побежала." "Я тебе дам ко-ко"), а напротив чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению "скажи",    "повтори".

К 2-м годам ребенок говорит и может общаться по собственной инициативе к взрослому по самым разнообразным поводам:

  • с просьбой дать что-либо;
  • при желании отдать или передать предмет;
  • для того чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему (пробежала кошка, едет машина);
  • для того чтобы сообщить своем состоянии, о случившемся с ним (отнял игрушку другой ребенок, испачкал руки)

ПОМНИТЕ! 

     Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Желаем вам успехов!

      Читаем и занимаемся вместе с детьми.

Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

* * * * *
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

* * * * *
Как на Ваньки именины
Испекли пирог из глины
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Каравай-каравай,
Кого хочешь выбирай!
А потом с округи всей
Приглашай на пир гусей!

* * * * *
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

* * * * *
Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Пальчиковые игры

Моя семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Наш малыш

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

   Белка

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Народная песенка)
 
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

 Детки

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные...
(3. Александрова)
 Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Советы логопеда

C:\Users\валя\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Эмблема.png

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка

2-го года жизни:

подготовила учитель- логопед

I квалификационной категории:

Байтурина Мунира Дарвиновна

09  июня 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка от 2-3 лет

Советы логопеда по развитию речи детей 2х - 3х лет....

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка с 3 – 4 лет

Совет логопеда по развитию речи 3х - 4х лет....

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка с 5 – 6 лет

Советы логопеда по развитию речи детей 5и - 6и лет....

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка с 6 – 7 лет

Советы логопеда по развитию речи детей 6и - 7и лет....

О роли родителей в развитии речи ребенка

Информирование родителей об участии  в речевом развитии...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...