родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"
консультация на тему

Удалова Ольга Алексеевна

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация речевой деятельности у детей 6-7 лет

Речь - особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку.  В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь - важное средство связи между ребенком и окружающим миром.

Речевое общение осуществляется посредством языка.  Язык - это система

фонетических, лексических и грамматических средств общения.

Выделяют следующие основные функции языка:

1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

2) средство общения (коммуникации);

3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Внутренняя речь, или речь про себя. Именно она является материальной оболочкой мысли в тех случаях, когда мы думаем, не высказывая мыслей вслух.

Говорящий, отбирает необходимые для выражения мысли, слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит посредством речевых органов.

Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела – центральный и периферический. К центральному относится головной мозг, который связан при помощи проводящих путей с периферическими органами и управляет их деятельностью. Существуют отдельные участки головного мозга, которые отвечают за речь, но они не являются уже «готовыми центрами», на которых могут образовываться системы условных связей, в том числе и речевых. Например, если ребенка не учить письму, то предназначенные для этого центры так и останутся «невостребованными» и будут «приспособлены» для выполнения какой-то другой деятельности. Это очень важно. Так, если какой-то участок мозгового вещества пострадал, то его функцию могут взять на себя соседние участки, в особенности, если речь идет о мозге ребенка – здесь еще не произошло четкого «закрепления» функции за определенными участками мозговой коры. По этой причине любые нарушения головного мозга значительно легче скомпенсировать в детском возрасте.

Речевую функцию осуществляют два анализатора: речедвигательный, предназначенный для говорения и речеслуховой, который обеспечивает восприятие речи.

Речеслуховой анализатор выполняет функцию воспринимающего органа. Это уши и сложные функциональные системы, охватывающие определенные зоны коры головного мозга.

К речедвигательному анализатору относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции (язык, губы, голосовые связки и пр.)  дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Вся наша речь состоит на выдохе, и именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо- и звукообразования.

Голосовой аппарат состоит из гортани, с расположенными внутри нее голосовыми связками, или, как их часто называют складками. Они благодаря вибрации при прохождении через гортань воздушной струи образуют первичный звук голоса. Но это все – еще не речь, а только голос, которому для получения членораздельной речи необходимо придать дифференцированное звучание. Это обеспечивается в артикуляторном отделе речевого аппарата.

Артикуляторный отдел речевого аппарата – это полость рта и носоглотки. Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсть, мягкое и твердое небо. Наиболее активный орган артикуляции – это язык.

Итак, для нормального осуществления речевой функции наш речевой аппарат должен быть полноценным как в центральном, так и в периферическом отделах. Повреждение его в любом из этих отделов чаще всего приводит к возникновению речевых расстройств, при чем характер того или иного нарушения речи зависит от характера повреждения речевого аппарата.

Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это

индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, действие генетических факторов (наследственность), поражение органов слуха, недоразвитие речевых органов, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание).

Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Известно, что в семьях, бедных речевыми побуждениями, дети говорят мало или начинают говорить поздно. Отставание в речевом развитии у таких детей нередко сопровождается и общим отставанием в развитии, в то время, как природный интеллект и речевые способности у них могут быть совершенно нормальными.

В норме к 6-7 годом ребенок овладевает всеми компонентами речи. Остановимся кратко на каждом из них.

Звукопроизношение.

На 7 году ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии нарушений со стороны речевого аппарата ребенок к б-ти годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Фонематические процессы, слоговая структура слов.

К семи годам ребёнок не нарушает слоговую структуру сложных слов, повторяет скороговорки без ошибок.

Выполняет простой разбор трехсложных слов (называет первый и последующие звуки, определяет их местоположение).

Словарь.

К 6-7  годам активный словарь ребенка увеличивается до 10-13 тысяч слов. На шестом году в словаре уже представлены обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение.

Грамматический строй, связная речь.

К 6-7  годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и

соединения их в предложения. В их речи возрастает количество простых распространенных предложений и сложных предложений с правильным употреблением в роде, числе и падеже. При оформлении фразы используются все части речи, без дополнительных вопросов они составляют пересказ сказки (рассказа), что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью.

Развивается контекстная речь (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры). Сначала контекстная речь появляется при пересказе сказок (рассказов), а затем при описании каких-либо событий из личного опыта, собственных впечатлений и переживаний ребенка.

Профилактика речевых нарушений.

При наличии неблагоприятной наследственности, необходимо обратиться к специалистам, чтобы исключить или минимизировать риск рождения ребенка с речевой патологией. Будущим родителям также следует заботиться о своем здоровье. Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Многое зависит и от самой женщины и от членов ее семьи. (болезни, стрессы, конфликты, влияние неблагоприятных факторов) сам процесс родов также очень важен для дальнейшего здорового развития ребенка, в том числе  и речи. Большое внимание родителям следует уделять и раннему развитию ребенка (от рождения до 3 лет), отмечая любое отставание  или отклонение от его нормального хода. Чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.

Профилактика речевых нарушений складывается из

  1. Заботы о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов.
  2. Заботы о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

Решение первой задачи выражается в следующем:

  • Предупреждение ушибов в области головы;
  • Предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков проф. прививок, исключение непосредственного контакта с больными и пр.)
  • Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение ушных заболеваний)
  • Охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем
  • Предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
  • Исключение случаев сосания пальцев или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию перекрестного прикуса)
  • Раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (но не имеется ввиду возрастная смена зубов)
  • Подрезание короткой уздечки, если это показано врачом в раннем возрасте (в возрасте 4-5 лет подрезание уздечки совместно с логопедическими занятиями)
  • Охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.)
  • Охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов, запугиваний, щадящий режим во время болезни и после ее окончания) важен при предупреждении невротических расстройств и заикания.

Забота о правильном речевом развитии ребенка выражается в следующем:

  • Обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (отсутствие речевых нарушений у окружающих)
  • Поощрение лепета ребенка мимикой радости
  • Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни
  • Отчетливое произнесение взрослым неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
  • Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению
  • Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.
  • Полное исключение «сюсюкания» с ребенком, лишающего его образца для подражания;
  • Занятия музыкой, ритмикой и пением. Способствует развитию правильного дыхания и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
  • Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайную роль в овладении полноценной речью.

Важно не забывать и о профилактики рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Наиболее частые рецидивы при заикании. Даже при нарушении звукопроизношения  может произойти возврат к старой дефектной артикуляции. Родителям и после прекращения логопедических занятий в течение некоторого времени проводить с ребенком специальные упражнения  и осуществлять контроль за его речью.

Игры на развитие  речи.

  1. Игры на развитие фонематических процессов:

«подумай, не торопись»

Предлагается придумать слово, которое начинается на последний звук слова лук; какое слово получится, если к но- прибавить один звук; составь такое предложение в котором все слова начинались бы на звук М (мама моет Машу мочалкой); найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У; подбери слова, чтобы первый звук был К, а последний Ш и т.п.

«про двух зайчат»

Слушая сказку, ребенок помогает найти нужные слова:

«однажды утром зайчата Лута и Лута отправились в лес. Захотелось по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть нет ли поблизости речки, чтобы рыбу наловить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбешку, Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук Р (ведро), а Лута взял с собой то, что в названии имеет звук У (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку, видят из под кустов выползает кто-то, а название его короткое ,мало звуков, и среди них есть звук У. Кто же это? (уж)  Поздоровались с ужом, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук С. (сом)  затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее тоже слышится звук С. Кто отгадал? (сазан, ставрида) Дома зайка-мама и зайка-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось на звук У (уха), на второе зайчата получили капусту, а на третье – любимое заячье лакомство, в названии которого есть звук М (морковь). А потом малыши взяли игрушки: Лута – круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а Лута – игрушку, в названии которой есть звук К. (кукла)

А имя своей кукле он подобрал со звуком О. Вот и вся история»

«если б мы были художниками»

Давайте представим, что мы с вами художники, будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик. Стены уже готовы, а мы с вами будем подрисовывать детали, в названиях которых должны быть звуки Р или Рь. Можно рисовать вместе с ребенком.

  1. Игры на развитие слоговой структуры

«Магазин игрушек» (игрушки: бегемот, машина, собака, кукла, ослик, мишка и т. п.)

Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов, например, два. Дети покупая игрушки, должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова.

«кто в каком домике будет жить»

Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:

Каждый квадрат, обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратиках будут жить животные.

По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей размышлять над слоговым составом слова и его строением (почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т.п.)

  1. Звукопроизношение

Произнесение различных чистоговорок и скороговорок. Также как тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)

  1. Игры на развитие грамматического строя речи

«Один и много»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падеже. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах.

Пример:  стол – столы,  шапка – шапки.

 «Посчитай-ка (от 1 до 5)»

Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.                                                                                                                  Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.

«Чего не стало?»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.                                                                                                  

Пример: предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать  картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

«Измени предложение»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и  предложении.

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,      ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп,           Они едят суп

«Назови ласково»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок – носочек

  1. Игры на развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи у детей является синтезом всех предыдущих речевых упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»

Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Логопед показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом логопед рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Дизграфия.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.

В этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).

Речевая симптоматика дисграфии.

 При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

 У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии.

 У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Механизм дисграфии.

 Чтобы понять механизм развития дисграфии, начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух - физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля...

 Вторая разновидность - музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов.

 Наконец, третий вид - речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

 Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом - сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова "дочка-точка", "уголь-угол", "палка-балка", "чашка-Сашка". Замена глухого звука звонким звуком, твердого - мягким, шипящего - свистящим придает слову новое содержание.

 Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

 - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

 - добавление лишних элементов;

 - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

 - зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

 2. Если он - переученный правша.

 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

 4. Если в семье говорят на двух или более языках.

 5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

 7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

 8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

 9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

 10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

обратите внимание!

 Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

 Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

 К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

 Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

 Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда.

 Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

 Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

 Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.

 К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

1) Упражнение "Корректурная правка".

 Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

 Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) "Пропущенные буквы".

 Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

3) Лабиринты.

 Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

4)развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры, мозаики, изо деятельность, су-джок.

Желаю вам много свободного времени и успехов в воспитании ваших детей. Любите своего малыша и не перекладывайте заботу о нем на плечи даже самой первоклассной няни. Без помощи внимательных и заботливых родителей малыш не сможет овладеть речевыми навыками. Используя нехитрые рекомендации, изо дня в день, шаг за шагом вы заложите основу для правильного развития речи своего ребенка.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематических процессов:

«подумай, не торопись»

  • придумай слово, которое начинается на последний звук слова лук;
  • какое слово получится, если к но- прибавить один звук;
  • составь такое предложение в котором все слова начинались бы на звук М (мама моет Машу мочалкой);
  • найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У;
  • подбери слова, чтобы первый звук был К, а последний Ш и т.п.

«про двух зайчат»

Слушая сказку, ребенок помогает найти нужные слова:

«однажды утром зайчата Лута и Лута отправились в лес. Захотелось по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть нет ли поблизости речки, чтобы рыбу наловить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбешку, Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук Р (ведро), а Лута взял с собой то, что в названии имеет звук У (удочку)….ит.д.

«если б мы были художниками»

Давайте представим, что мы с вами художники, будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик. Стены уже готовы, а мы с вами будем подрисовывать детали, в названиях которых должны быть звуки Р или Рь. Можно рисовать вместе с ребенком.

Игры на развитие слоговой структуры

«Магазин игрушек»

 (игрушки: бегемот, машина, собака, кукла, ослик, мишка и т. п.)

Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов, например, два. Дети покупая игрушки, должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова.

«кто в каком домике будет жить»

Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:

Каждый квадрат, обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратиках будут жить животные.

По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей размышлять над слоговым составом слова и его строением (почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т.п.)

Звукопроизношение

Произнесение различных чистоговорок и скороговорок. Также как тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)

Чистоговорки:

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Су-су-су – ягоды в лесу.

Скороговорки:

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.

Тише, мыши, кот на крыше.

Луша под душем мыла мылом уши.

Леша и Клаша едят пшённую кашу.

В шалаше шесть шалунов.

Около кола колокола.

Не жалела мама мыла,

мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

 но не ныла Мила.

Мила – молодчина.

Топоры остры до поры,

до поры остры топоры.

Трое трубачей трубят в трубы.

На травке тропка, травка на тропке.

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова –

не руби дрова на траве двора.

Игры на развитие грамматического строя речи

«Один и много»

Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.

Пример:  стол – столы,  шапка – шапки.

 «Посчитай-ка (от 1 до 5)»

Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.

«Чего не стало?»

предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать  картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

«Измени предложение»

Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и  предложении.

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,      ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп,  Они едят суп

«Назови ласково»

можно играть с мячом, как в упражнении «один-много»

Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок – носочек

Игры на развитие связной речи.

Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...»

Игровое упражнение «Если бы...»

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Памятка для родителей

Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.

Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....

Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"

Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....

Конспект логопедического занятия по предупреждению нарушений письменной речи 1 класс

Конспект по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников 1 класс на тему:фрукты...

перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах

Программа коррекционной работы, направленная на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корре...

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи.

О том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов....