Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.
консультация на тему

Бехтер Елена Юрьевна

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-tsiya.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему:

«Развитие внимания у детей с ЗПР».

  1. Внимание как психический процесс.
  2. Виды внимания.
  3. Особенности развития внимания у детей с ЗПР.
  4.  Приемы и упражнения по развитию внимания.

    Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

    Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе обучения может возникнуть интерес, увлечение, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

    Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду  можно узнать, какие виды внимания преобладают в деятельности ребенка. Кроме этого, можно определить и уровень развития свойств внимания: объема, устойчивости, распределения, переключения. По тому, сколько объектов  ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания. Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания. Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Внимание детей с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальная концентрация и работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других детей сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания. У большинства детей данной категории внимание неустойчивое – быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объема информации. Меньшую группу составляют дети с пассивным вниманием: медленно сосредотачиваются   и также медленно переключаются на другую работу. Такие дети склонны к стереотипным действиям. Случается также, что неуравновешенность и активность одних детей на занятиях часто отвлекает других от изучения основного материала. Они могут плохо запоминать сказанное воспитателем или прочитанное вслух. Типичным для детей с ЗПР являются пропуски и перестановки букв, слогов, удваивание гласных. На ранних этапах обучения письму, некоторые дети путают близкие по начертанию буквы, изображая их зеркально.

    Что можно сделать, чтобы воспитать внимание у ребенка, преодолеть его рассеянность? Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении. Для этого должен соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать внимание на начатом деле и доводить его до конца. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Например, сами делают замечания ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это время в соседней комнате они включают телевизор, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не отвлекать детей от дела, уважать их работу.

    Внимание, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой и предложите сыну (дочери) назвать все, что лежит под ней. Каждый правильно названный предмет вынимайте. Рекомендуем еще одну игру. Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрывает глаза, а в это время с игрушками происходят какие-то изменения: одна исчезает, другие меняются местами. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось.

    Идя по улице, обращайте внимание на витрины, на различные изменения на улице, по которой ходите каждый день. Привлекайте внимание детей к этим изменениям. Можно предложить такие игры, как «Заметить все», «Ищи безостановочно», «Запоминай порядок», «Маленькие обезьянки», «Что появилось?», «Найди отличие», «Добавь слово»    Предлагаемые игры не требуют много времени, но велико их значение в преодолении у дошкольника рассеянности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности внимания у детей с задержкой психического развития"

Этот материал является методической темой по самообразованию.....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Презентация по развитию речи у детей с задержкой психического развития.

В этой презентации изложены задания, которые научат детей подготовительного возраста1. Определять согласный звук в начале и в конце слова и подбирать соответствующую букву.2. Анализировать слоги3. Под...

Особенности развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда....

Выступление на семинаре практикуме «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.Внимание - это не самостоятельный познават...