Урок русского языка по теме "Решение лингвистических задач повышенной трудности, аналогичных тестовому заданию типа «В2. Словосочетание»".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Мицук Елена Юрьевна

Итоговая работа слушателя по программе "Трудные вопросы лингвистики: методы и приемы работы над ошибками при выполнении заданий ГИА по русскому языку"(17.04.-25.04.2013 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.pptx87.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы Мбу лицея №6 Мицук е.ю . Урок русского языка Тема: Решение лингвистических задач повышенной трудности, аналогичных тестовым заданиям типа В2 «Словосочетания »

Слайд 2

ТеоретическиЙ материал к заданию В2 "Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании"

Слайд 3

Словосочетание Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически : белый снег, пришить пуговицу, весело играют.

Слайд 4

Способы ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ Согласование Управление Примыкание Вопросы от главного слова к зависимому чей? какой? вопросы косвенных падежей как? и др. вопросы нареч. и дееприч . (идти быстро, идти напевая) что делать? (надо извиниться) какой? (танец вприсядку) чей? (притяж. мест. ее,его,их + сущ.: ее друг) Какой частью выражены? гл. сл. зависим. сл. гл. сл. зависим. сл. гл. сл. зависим. сл. сущ. (либо в знач. сущ.) прилаг., мест., причастие, порядк. числ. мест.-прил. глаг., сущ. сущ., мест. глаг., нареч., прилаг ., причастие, деепричастие нареч., деепричастие, инфинитив Главный признак оба слова стоят в одном и том же роде, числе, падеже ("живут в согласии друг с другом") главное слово управляет зависимым (главное "требует", чтобы зависимое стояло только в этом падеже) связь только по смыслу, т.к. грамматическая связь отсутствует Какой прием пригодится в рассуждении?

Слайд 5

Алгоритм определения подчинительной связи в предложении Согласование Управление Примыкание Есть зависимое слово изменяется вместе с главным остается неизменным лексико-грамматически неизменяемо

Слайд 6

Не являются словосочетаниями Грамматическая основа предложения Дождь идет. Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательными Возле сада (возле - предлог), также смеялся (также - союз) Фразеологизмы Стоять на часах, бить баклуши, играть в бирюльки Сложная форма будущего времени глаголов Буду читать Составные глагольные сказуемые Начал петь, продолжал говорить Составные именные сказуемые Является больным Сравнительная степень прилагательных и наречий Менее красивый, самый добрый, всех лучше Вводные словосочетания Иначе говоря, попросту сказать, может быть и т.д. Неделимые по смыслу словосочетания Юноша (главное слово) высокого роста (цельное зависимое словосочетание)

Слайд 7

Тренировочные упражнения. Определите способ связи в следующих словосочетаниях Словосочетания Тип связи Ключи (в) черных костюмах С приглушили свет У молодежь наша С привыкла к громогласию У стали плотно П этот час С ими владела У ведущего в группе У единый порыв С общая забота С запели по сигналу У повергнут в раздумье У озарениях разума У увлекало каждого У тот час С мои мысли С такой силой С к этим певцам С

Слайд 8

Тренировочные упражнения. Прочитайте текст и решите задания к нему Странники не понимали, откуда появился этот всадник. Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. Куда, в какие края спешил русский богатырь? О каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? О чем думал он сейчас? Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики - родители и молодая жена-красавица- все осталось где-то в прошлом. Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали. Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу. А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.

Слайд 9

Тренировочные упражнения 1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2-е предложение). 4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЯ (3-е предложение). 7. Из преложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4-е предложение). 9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 10. Укажите тип связи в словосочетании УВИДЕЛИ ВОРОТА (9-е предложение).

Слайд 10

Ответы 1. Откула появился 2. Этот всадник 3. Управление 4. Издалека казался 5. Куда спешил 6. Согласование 7. (о) каких бедах 8. Управление 9. Стремительно помчался 10. Управление

Слайд 11

Тренировочные упражнения 1. Замените словосочетание ПРОЙДЯ БЕЗ ШУМА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. 2. Замените словосочетание БАНКА ИЗ-ПОД КОНСЕРВОВ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 3. Замените словосочетание ВВЕДЕННАЯ ВРЕМЕННО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 4. Замените словосочетание ТОВАРИЩ ПО ШКОЛЕ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 5. Замените словосочетание ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ЗАКАЗ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 6. Замените словосочетание КРИКНУВ РАДОСТНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 7. Замените словосочетание РОЩИ ПОД МОСКВОЙ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 8. Замените словосочетание ПРИШЕЛ ПОЗДНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 9. Замените словосочетание ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 10. Замените словосочетание ПРЕОДОЛЕВШИЙ С ЛЕГКОСТЬЮ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. 11. Замените словосочетание ПРИВЫК МОЛЧАТЬ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. 12. Замените словосочетание УЧЕНИК С КРУГЛЫМ ЛИЦОМ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 13. Замените словосочетание ГОТОВ К БЕГУ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. 14. Замените словосочетание БИЛЕТ В ТЕАТР, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 15. Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО ОБОРВАЛАСЬ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как залог повышения качества образования

Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставитвысокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможностиобщества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных техноло...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"

В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....

Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по теме: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.

Интегрированный урок русского языка и литературы  при изучении видов связи слов в словосочетании  побуждает учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслен...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Лингвистическое меню"

Урок-игра с использованием игровых технологий. Урок включает в себя различные темы русского языка: орфоэпию и морфемику, историю слова и стилистику. Для просмотра всего урока-игры необходимо смотреть ...

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...