Семинар-практикум " Почему ребёнок врёт?"
консультация на тему

Семинар-практикум с участием родителей " Почему ребёнок врёт?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_vrane.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 44

Семинар-практикум

с участием родителей

«Почему ребенок врет?»

 

Ставрополь 2014

          План проведения:

  1. Вступительное слово- Игнатьева Е.А., старший воспитатель
  2. Собирание идей – «Почему ребенок врет!» - Поштарева Т.В., доктор педагогических наук, профессор
  3. Практикум: «Решение родителями  ситуаций» - Арустамян Г.Л., педагог-психолог
  4. Профилактика вранья - Арустамян Г.Л. педагог-психолог
  5. Что делать, если ребенок врет? Наказание.- Поштарева Т. В. ., доктор педагогических наук, профессор
  6. Подведение итогов.  - Арустамян Г.Л., педагог-психолог

1.Вступительное слово

Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими, честными людьми. Но все в большей или меньшей мере сталкиваются с проблемой детской лжи. Осознав, что их ребёнок говорит неправду, родители часто впадают в отчаяние и начинают искать ответы на вопросы – что делать, если ребёнок врет? И почему вообще в нормальной, вполне благополучной семье ребенок начал врать? Где он этому научился и кто его этому научил? Может, это друзья у него такие плохие? А где искать виноватых, если врёт, например, совсем ещё маленький ребенок, который в силу своего возраста не гуляет без мамы? Можно ли бороться с детской ложью, а если можно, то как?

Конечно, неприятно осознавать, что в воспитании вашего ребенка что-то пошло не так. Но для начала давайте попробуем определить, что такое детская ложь. Известный американский психолог Пол Экман дал такое определение: ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это.

Если ваш ребенок ещё совсем небольшой, то вряд ли он намеренно решил искажать информацию, чтобы ввести вас в заблуждение. Он фантазирует, и сам верит своим фантазиям. Его фантазии – не более чем правдивый вымысел. Они изнутри сказочным сиянием подсвечивают его мысли, ведь вся его жизнь представляется ему сказкой. Он вполне искренне может заявить вам, что вчера к нему в гости живой тигрёнок приходил. Такая фантазия для детей естественна, ведь верит же он в волшебных фей или в Деда Мороза. К примеру, вспомните рассказ «Фантазёры» детского писателя Николая Носова. Герои рассказа – двое мальчишек, которые рассказывают друг другу о своих приключениях. Море-де они запросто переплыть могут, и летать умели раньше, сейчас вот только разучились. Один из них вообще на Луну летал – вовсе это не трудно! А второму, когда он океан переплывал, акула голову откусила, так он без головы до берега доплыл и домой пошёл. А голова у него потом новая выросла…

Если вся ложь вашего ребёнка сводится к сочинению похожих историй, то волноваться вам совершенно не из-за чего. Это никакого отношения к вранью совершенно не имеет. У вашего ребенка очень богатое воображение, только и всего. Возможно, у него есть творческие способности, а их надо поощрять и развивать.

Прежде чем прибегнуть к настоящей детской лжи, когда неправда говорится уже преднамеренно, случается, что ребенок врет, ещё не понимая этого. Примерно до четырёх лет малышам ложь ещё совершенно не нужна. В ней просто нет необходимости. Он просто делает всё то, что ему хочется, и он считает всё это правильным. Он ещё просто не осознаёт нравственную сторону понятий лжи и правды. В разумении малыша все думают так же, как и он. Маленькие дети просто не умеют смотреть на все события глазами взрослого человека. Кроме того, у них ещё совершенно не развита так называемая «внутренняя речь». Они ещё не умеют мысленно проговаривать, предварительно осмысливая, свой монолог. Поэтому и говорят сразу, не задумываясь, всё, что приходит в голову. Можно сказать, что до трёх-четырёх лет дети просто вообще не умеют лгать.

После четырёх лет, с развитием внутренней речи, у ребенка появляется умение прикинуть в уме, что стоит говорить, а что – нет. А ещё после четырёх лет ребенок начинает задумываться над вопросами – за что сегодня на него сердились взрослые? можно ли было избежать наказания? а за что его сегодня похвалили? что сделать для того, чтобы его опять поощрили?

Задумавшись над тем, как сделать свою жизнь более удобной, чтобы избежать «ухабов», он вдруг понимает, что есть хороший выход – сказать неправду. И тогда психология детской лжи меняется. Теперь ребенок начинает лгать осознанно, так как ложь теперь служит ему средством, с помощью которого он облегчает себе жизнь. Особенно тогда, когда от родителей он постоянно слышит запреты. Ложь становится для ребенка привычкой, его защитой. И только от взрослых зависит, чтобы пресечь эту привычку в зародыше. Для того чтобы разобраться, что сделать, если ребёнок врет, надо прежде всего понять, почему он это делает. Какую выгоду для себя он извлекает, когда врет? Какая причина заставляет его врать? Он лжет, защищаясь, или же он так нападает на вас? Может, его ложь – это стереотип поведения, то, что он постоянно видит в окружающей его действительности?

2.Собирание идей (мнение родителей – как избежать этого?)

Ложь ребёнка – это сигнал, который он посылает своим родителям. Ведь он не станет врать, если в его жизни всё в порядке. Очень важно понять, какая именно потребность стоит за его ложью. Разобравшись в этом, можно понять причины детской лжи. Ведь ребенок врет совсем не потому, что не любит своих родителей или не уважает их. И не потому, что его моральные ценности слабы. Есть много разных внешних причин, которые подталкивают ребенка ко лжи. Ложь ребенка тоже принимает разные формы. Попробуем понять, какой бывает ложь и чем её можно объяснить. Для этого нам потребуется своеобразная диагностика детской лжи – ведь только зная диагноз, можно лечить болезнь.

  • Ложь – фантазия, ложь – игра. Это ещё нельзя назвать собственно ложью. Дети просто забавляются, давая простор своему воображению.
  • Ложь – манипуляция. Это ложь, к которой ребенок прибегает для самоутверждения. Её трудно отличить ото лжи – игры. Кажется на первый взгляд, что нет никакой разницы. Ребенок так же сочиняет о себе небылицы, приписывая себе необыкновенные способности. Но ложь – игра совершенно бескорыстна, как любая игра. И её целью является собственно игра. Но когда ребенок говорит неправду для того, чтобы самоутвердиться, то он преследует совсем другую цель – он хочет удивить, заставить восхищаться, хочет привлечь к себе внимание. То есть он хочет манипулировать чувствами других людей для своей пользы. Тут в ход могут пойти и горделивые рассказы о богатстве родителей, о родстве со знаменитостью, или наоборот, рассказы о том, как его несправедливо обидели, как его никто не любит и т.д. Главное- стать центром внимания, пусть даже ненадолго.
  • Ложь из страха. Это наиболее частая разновидность лжи. Ребенок врет, потому что боится, что его накажут или унизят. Стыд – одно из самых тягостных переживаний, а для ребенка причиной мучительного переживания может стать даже то, что в глазах взрослых может показаться мелочью. Кроме того, ребенок может солгать из-за страха огорчить, разочаровать родителей, а может – из страха быть отвергнутым, лишенным родительской любви. В любом случае, если причиной детской лжи стал страх, то налицо нарушение взаимопонимания между родителями и ребенком. Очень важно понять: где, когда было потеряно доверие и безопасность во взаимоотношениях? Не получилось ли так, что наказания и ограничения бывают несоразмерны с виной, а ребенка осуждают там, где он ждёт поддержки? А возможно и то, что ребенок нуждается в уверенности, что его проблемы не безразличны окружающим.
  • «И нашим, и вашим». Такая ложь чаще всего встречается в семьях, в которой родственники конфликтуют между собой. Например, когда мама и бабушка заняли позицию противостояния. Бабушка считает, что её дочь неправильно воспитывает ребёнка, плохо ведёт хозяйство, не умеет планировать расходы… А её дочь считает – мама не считается с моим мнением относительно воспитания, слишком балует внука, всё время вмешивается в мою жизнь. А теперь подумайте, каково приходится ребенку? Ведь он постоянно общается и с бабушкой, и с мамой. И любит он их одинаково сильно. При этом он прекрасно понимает, что бабушка и мама недовольны друг другом. Но ему очень важно, чтобы его любили. Что ему остаётся? При бабушке поддерживать её мнение о маме, а при маме – соглашаться со всем, что она говорит о бабушке.
  • Подражание взрослым. Довольно часто взрослые лгут при детях, не замечая, что за ними пристально наблюдают детские глаза. А бывает и так, что взрослые сами просят ребёнка соврать. И если сегодня ребёнок по вашей просьбе говорит кому-то по телефону, что вас нет дома, в то время как именно дома вы и находитесь, то не удивляйтесь, что завтра неправду он скажет и вам. Ведь ребенок начинает врать потому, что он подражает вам, считая ложь просто элементом общения.
  • «Святая ложь – ложь во спасение». Может ли ребенок солгать для того, чтобы тем самым кому-то помочь, а иногда даже спасти? С какого возраста он на это способен? Не стоит даже сомневаться – может, и в довольно раннем возрасте. Вы только вспомните детские утренники или спектакли в детском театре. Ведь даже четырёхлетние зрители дружно кричат серому волку, что зайчик побежал направо, в то время как ушастый поскакал налево. Так что «ложь во спасение» имеет очень низкую возрастную границу, что доказано и экспериментами учёных, изучающих психологию детской лжи.
  • Ложь из мести. Бывает так, что ребенок постоянно конфликтует с родителями. Ему кажется, что родители совсем перестали его любить, а может, и раньше не любили. Вот он и мстит им за недостаток любви с помощью лжи.
  • Причиной лжи может послужить и то, что ребенку кажется, что родители разлюбили его. Чувствуя себя отверженным, он отчаянно пытается привлечь к себе внимание любым способом. Даже если в итоге родители рассердятся и даже накажут его, он всё равно будет рад, что на него обратили внимание. И будет продолжать добиваться внимания тем же способом. А чтобы немного повысить свою самооценку и хоть немного выделиться среди остальных, он опять-таки будет прибегать ко лжи.
  • Немотивированная ложь. Делая «диагностику детской лжи», надо сказать, что это самый безнадёжный случай. Ребёнок лжет так же неосознанно и постоянно, как дышит. Для него это просто привычка, обычная повседневность. Ребенок постоянно врет, не задумываясь о последствиях обмана. Обычно последствия его даже не волнуют. Даже будучи неоднократно уличённым во лжи, он продолжает врать дальше. Как правило, поведение такого ребенка практически не поддаётся коррекции. Причина такой лжи, видимо, в генетике, ведь бывает так, что в одной семье лгут сразу несколько детей, а у родителей-лжецов дети, как правило, тоже лгут.

3. Практикум: Решение родителями  ситуаций в мини- группах.

Уважаемые родители, вам предлагаются для рассмотрения и обсуждения различные ситуации, взятые из жизни, в которых ребенок обманывает взрослого., т.е. вопрос о том, что, а может ребенок этого не делал не стоит. Мы берем ситуации в которых ребенок действительно врет. У нас 5 ситуаций. Сидящие за одним столом родители будут одной подгруппой. Всего 5 подгрупп. Каждой подгруппе я даю лист  с  ситуацией для рассмотрения. Вы внимательно читаете и обсуждаете в своей подгруппе.

Вам нужно ответить на два вопроса:

  1. В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?
  2. Как разрешить данную ситуацию?

Далее вы выбираете одного представителя от вашей подгруппы, который озвучит нам всем итог вашего обсуждения.

  1. Ребенок съел конфеты, а фантики засунул в карман младшему брату. Вам говорит, что он конфеты не кушал…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?

  1. Ребенок принес из детского сада чужую игрушку. Вам он говорит, что игрушку подарил ему друг…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?

  1. Ребенок рассказывает в гостях и в детском саду небылицы о том, что происходит у вас дома…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?

  1. Ребенок на прогулке порвал джинсы и испачкал куртку, играя возле кустарника. Вам он рассказал что его толкнул мальчик…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?

  1. Ребенок не хочет идти в детский сад, так как не выспался. Вам он говорит, что плохо себя чувствует и болит живот…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?

  1. Профилактика вранья. Как развить честность в ребенке?

  1. Доверяйте  друг к другу
  2. Не создавайте ситуации для обмана
  3. Не учиняйте унизительных допросов
  4. Вознаграждайте честность
  5. Покажите пример честности

  1. Доверяйте друг другу.

Честность всегда помогает построить близкие и доверительные отношения внутри семьи. Как правило, детям которым доверяют, отвечают тем же. Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите. Обязательно поддерживайте и защищайте своего ребенка, когда он ведет себя честно, признаваясь в плохих поступках. Дайте понять ребенку, что ложь нарушает доверительные отношения и нужно много времени. Чтобы восстановить их. Если вы дали ребенку слово то сдержите его, но если не получается выполнить обещание то объясните причину  и извинитесь.

2.Не создавайте ситуации для обмана

Избегайте двусмысленных вопросов, говорите ребенку лучше правду, чем неправду. Если ребенок разбил вазу или чашку, не спрашивайте: “Это ты разбил?”, а лучше сразу скажите: “Я знаю, что ты разбил вазу, расскажи, как это получилось?” Такой определенный вопрос исключает обман со стороны ребенка. Он видит, что вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду. Завышенные требования, сильное давление со стороны родителей, слишком строгое наказание дома говорят о том, что родители не понимают характер своего ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это приводит к тому, что ребенок начинает обманывать из страха неприятностей, либо понимает, что бессилен выполнить требования своих родителей.

3.Не учиняйте унизительных допросов

Если ваш ребенок не признается, то допрашивать его бесполезно. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и как достойно выйти из данной ситуации. Но если вы не уверены в том, что совершил ваш ребенок, лучше сказать: “Я верю тебе, надеюсь, что ты честный человек и сказал правду. Если нет, то я очень огорчусь”.

 4.Вознаграждайте честность

Уделяйте больше внимания честности как ценности, чем наказанию за плохое поведение. Если ребенок в чем-то сознался, а вы забыли похвалить за смелость и сразу перешли к наказанию, то в следующий раз не ждите от него откровенности. Ребенку важно, когда можно рассказать правду и не бояться родительского гнева, критики или насмешек. Любые дисциплинарные меры должны быть уважительны по отношению к ребенку. Если ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: “Я рад, что ты честный человек, ведь ты сказал правду”. Дайте ему возможность исправиться. Важно показать отрицательные стороны поступка. Пусть ребенок поймет, что вас это сильно огорчает, и вы надеетесь, что больше он так не поступит.

.

5.Показывайте пример честности

Станьте примером честности в глазах ребенка не только на словах, но и на деле. Старайтесь находить честные ответы с учетом возраста ребенка, любая ложь взрослых побуждает ребенка поступать так же. Задача состоит не в том, чтобы рассказать абсолютно все, а в том, чтобы создать атмосферу открытости и безопасности. Если вы говорите одни слова педагогу, а дома в присутствии ребенка обсуждаете  воспитателя и его методы работы; если вы сообщаете в  детский сад, что ребенок приболел, а на самом деле вы проспали, вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность для них будет иметь те же ценности.

Что делать, если ребенок обманывает?

1. Необходимо понять возможную причину лжи и проанализировать ее (ребенок соврал безвинно или преднамеренно).

2. В   ситуации, когда ребенок все – таки сознался во лжи ни в коем случае не надо наказывать его, лучше поддержать чтобы он поверил в собственные силы: если смог сознаться что сказал неправду – значит еще не все потеряно.

3. Если видите, что ребенок не хочет сознаваться не нужно заставлять его это делать, лучше рассказать сказку или придумать историю о том к чему приводит ложь и сколько она может доставить неприятностей.

4. Во время разговора с ребенком не надо спрашивать у него правда ли то, что он рассказывает, потому, что это  как раз и поставит его в ситуацию необходимости  обмана.

5. Если вы знаете, что ребенок в данный момент лжет, можно сказать: « Ты рассказал очень интересную  занимательную историю»,  давая ему понять, что отличаете ложь от правды.

6. Учитывая, что детям дошкольного возраста свойственно подражать окружающим старайтесь быть честными сами, следите за  своей речью

7. Желательно делать все, что  зависит от взрослых, чтобы ребенок постоянно чувствовал и ощущал родительскую любовь к нему

8. Во взаимоотношениях с ребенком родителям особенно маме необходимо как можно чаще использовать телесный контакт.

Как развить честность в ребенке?

1.Доверяйте  друг к другу

2.Не создавайте ситуации для обмана

3.Не учиняйте унизительных допросов

4.Вознаграждайте честность

5.Покажите пример честности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ:

Ребенок съел конфеты, а фантики засунул в карман младшему брату. Вам говорит, что он конфеты не кушал…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?

Ребенок принес из детского сада чужую игрушку. Вам он говорит, что игрушку подарил ему друг…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?

Ребенок рассказывает в гостях и в детском саду небылицы о том, что происходит у вас дома…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?

Ребенок на прогулке порвал джинсы и испачкал куртку, играя возле кустарника. Вам он рассказал, что его толкнул мальчик…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?

Ребенок не хочет идти в детский сад, так как не выспался. Вам он говорит, что плохо себя чувствует и болит живот…

В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка?

Как разрешить данную ситуацию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Почему ребёнок плохо учится?"

Презентация к родительскому собранию в 6-8 классах....

Родительское собрание "Почему ребёнок становится чужим?"

Разработка родительского собрания и презентация на тему "Почему ребёнок становится чужим?. Интересный материал для практикума "Как достичь взаимопонимания с подростком?"...

Почему ребёнок говорит неправильно?

В консультации кратко изложены причины, приводящие к нарушению речи....

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей;           2) воспитывать  чувство взаимопонимания...

Памятка - почему ребёнок не хочет учиться

Памятка - как правильно подходить к подготовке домашнего задания...

2016 Областной семинар-практикум «Развитие личности ребёнка в этнокультурном пространстве».

30 мая 2016 г. на базе МБУДО "Дом детского творчества г. Льгова" проходил областной семинар-практикум "Развитие личности ребёнка в этнокультурном пространстве". Прграм...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...