Родительское собрание по теме "Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации"
материал (9 класс) на тему

Беляева Марина Юрьевна

Родительское собрание для родителей учеников 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_rod_sobr_no_2_9a.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Родительское собрание:

Как взаимодействовать с ребенком
в конфликтной ситуации

9 «А» класс

Кл руководитель:

Беляева М.Ю.

Как взаимодействовать с ребенком
в конфликтной ситуа
ции


Слово тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цвет ком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи...
Словом можно убить и оживить, ранить
и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души.
В.А. Сухомлинский

Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций; ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов; тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций.


Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции. 

Вопросы, для обсуждения: какие чувства испытывает ребенок в период своего взросления; как нужно вести себя родителям в период взросления подростка; почему возникают конфликтные ситуации, и кто чаще всего является их инициатором.


Подготовительная работа: подготовка словаря темы; анкетирование родителей и учащихся; подготовка материалов лекции для родителей; подготовка ситуаций для практикума.

Ход собрания

 
1. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы воспитания детей в семье.
Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.
Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остаться родителями вообще и быть счастливыми родителями.
Наши дети растут, расширяется круг их общения,  появляются проблемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.

Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.
Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. Не могу не привести пример: «Благополучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрезвых, неряшливо одетых молодых людей. После вопроса “Почему ты здесь? Что тебя сюда привело?” она рассказывает о том, что родители подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пускает. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ребенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и самое главное, как это происходит в его семье».
Причины кризиса могут быть самые разные:
развод родителей;
потеря близкого человека;
алкоголизм родителей или одного из них;
переживание трудной и непредвиденной ситуации (терракт);
межличностный конфликт;
изменение состояния здоровья;
проблемы внешности;
препятствия в достижении поставленной цели и т. д.
Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:
тревога, страх, смятение, шок;
сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть трудности;
истощение и уход от решения проблемы.

Наиболее частой причиной кризисной ситуации являются конфликты. Они могут быть:
лично-семейные;
профессиональные;
межличностные, не связанные с профессиональной деятельностью;
обусловленные состоянием здоровья;
связанные с материальными затруднениями;
обусловленные антисоциальным поведением.
Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.
Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:

  • Угрозами, указаниями, приказами;
  • Диктовкой ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;
  • Поучениями;
  • Гневом и раздражением.

II. Анализ анкет родителей

Классный руководитель анализирует анкеты учащихся и родителей и обращает внимание на те пункты, которые вызвали самые большие затруднения родителей и детей.


III. Краткая лекция школьного психолога по проблеме родительского собрания


IУ. Родительский практикум. Разыгрывание ситуаций, предложенных классным руководителем
Во время практикума родители должны не только дать ответ на предложенную ситуацию, но и, по возможности, разыграть ее.
Родители делятся на группы по 4 человека и готовят небольшой
 сценарий предложенной им ситуации. В сценарий входит определение ролей, которые будут играть сами родители, реплики, которые будут предложены для решения данных ситуаций, конкретные решения, принимаемые в каждой ситуации.
После разыгрывания ситуаций можно провести дискуссию-анализ, которая позволит определить отношение родителей к выполняемому заданию. Для дискуссии могут быть предложены следующие вопросы:
Какие конфликты возникают чаще всего в вашей семье и почему они возникают?
Как вы ведете себя в конфликтной ситуации?
- Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?
Как вы даете понять ребенку, что он прав?
Способны ли вы принять точку зрения ребенка?
Способны ли вы аргументировать непринятую вами точку зрения ребенка?
Какие формы поощрения и наказания вы используете в своей семье?
Отличаются ли ваши формы наказания от тех, которые вы используете по отношению к собственным детям?
- Расходятся ли ваши формы наказания детей в семье?
Скрываете ли вы от мужа или жены проступки собственных детей?

У. Подведение итогов
Классный руководитель предлагает родителям «выбросить» те методы и приемы воспитания, которые могут привести к кризисной ситуации в семье. Для кого он раздает всем родителям, конверты и листок бумаги.

Родители должны обдумать все то, что они услышали и увидели в ходе родительского собрания, а затем изложить на своем листочке бумаги все то, что они хотели бы выбросить и забыть как средство воспитания своих детей.
Родители заполняют свои листочки и заклеивают их в конверты, классный руководитель предлагает прочитать эти листочки на последнем родительском собрании в 11 классе, когда ребята будут уходить из стен школы.

Словарь

  • Кризис – в греческом языке «решение», «поворотный пункт» - резкий, крутой перелом в чем – нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение, тяжелое положение.
  • Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
  • Стресс – в английском языке «напряжение» - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
  • Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно действовать в сложившейся ситуации.

Анкетирование родителей
1. Переживали ли вы когда-либо кризисную ситуацию?
2. Можете ли вы сказать, с чем она была связана?
3. Считаете ли вы, что ваш ребенок не может быть застрахован от переживаний стрессов и кризисов?
4. Как вы думаете, нужно ли ребенку помогать выходить из кризиса своими силами или обращаться за помощью к специалистам?
5. Можете ли вы так думать, что ваш ребенок может переживать кризисную ситуацию?
6. Как вы будете помогать своему ребенку, если это случится?
7. Может ли школа стать причиной кризисной ситуации в жизни ребенка?
8. Считаете ли вы, что эта проблема должна обсуждаться на родительском собрании?
9. Кто может помочь семье в кризисной ситуации?


Анкетирование учащихся 
1. Как ты понимаешь слово «кризис»?
2. Может ли человек переживать кризисную ситуацию?
3. Что может стать причиной кризисной ситуации?
4. Как нужно преодолевать кризисную ситуацию, если она с тобой произошла?
5. Может ли семья помочь пережить кризисную ситуацию?
6. К кому можно обратиться за помощью в кризисной ситуации?

Ситуации для родительского практикума 
Ситуация 1. Вы узнаете о том, что ваш ребенок в компании таких же сверстников принимает легкие наркотики. До этого вы заметили, что изменилось его настроение, общение с семьей и сверстниками, он перестал ходить в школу, общаться с близкими друзьями.
Ситуация 2. Ваша семья глубоко переживает потерю любимой бабушки. Но ваш ребенок переживает эту потерю на высоком эмоциональном накале. Это сказывается на поведении подростка и его общении.
Ситуация 3. С вашей дочерью происходит нечто невообразимое: перестала есть, не подходит к телефону, не желает выходить из своей комнаты. А вчера заявила, что не хочет жить...
Ситуация 4. Вы развелись, ваш муж построил новую семью, ваш ребенок не желает общаться с отцом, отвергая все его предложения и материальную помощь. При этом ребенок меняется на глазах физически и психически.
Ситуация 5. Ваш ребенок не нашел себя в новом классном коллективе, но школа хорошая, у ребенка большие перспективы после обучения в этой школе. Однако он требует от вас возможного разрешения на возвращение в свою школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи"

Авторы проекта (ученики класса) рассказывают о том, какой бы они хотели видеть школу будущего. От их имени может о школе будущего рассказать учитель или родители этих детей......

Родительские собрания. Новые формы взаимодействия.

Родительские собрания на протяжении многих лет продолжают оставаться  наиболее распостранённой формой взаимодействия учителя и родителей. Если родители учеников  начальной школы  достат...

"Родительское собрание в системе взаимодействия семьи и школы"

Статья напечатана в сборнике материалов городской научно-практической конференции "Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних" (СПб АППО)....

Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....

Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

Родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации»

Тема: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации» Цель: обучение педагогов методам и приемам работы по развитию связной ре...