общешкольное собрание "Компьютер и здоровье детей"
материал на тему

Исетова Светлана Кабдрахимовна

В сообщении говорится о том, как негативно влияет компьютер на детский организм, на его здоровье. Также даются рекомендации по работе с компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_i_zdorove_detey_-_doklad_k_rodit._sobraniyu.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Компьютер и здоровье детей"

Цель: просвещение родителей по теме “Компьютер и здоровье ребёнка”.

Подготовительные мероприятия:

анкетирование учащихся по теме собрания;
- подготовка выставки творческих работ учащихся, подготовленных средствами ИКТ (буклеты, публикации, презентации).

Вопросы:

Стоит ли противостоять желаниям ребенка пользоваться этим чудом технического прогресса?

Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным?

Компьютерные игры бесполезны и вредны, это занятие для бездельников или совсем наоборот?

Ход собрания

- Влияние компьютера на ребенка.
- Что делать если ребенок сидит за компьютером очень долго?
- Как отучить ребенка от компьютера?

Дети всегда отражение родителей: их стиля жизни, привычек и наклонностей. Прежде чем говорить о детях, необходимо оценить свой собственный опыт общения с техникой. Насколько вы сами зависимы от нее?

Для того чтобы понять это, ответьте себе на следующие вопросы.

  • Какую роль в моей жизни играет компьютер?
  • Какими видами деятельности я занимаюсь на нем: работой, обучением, чтением, общением, игрой, покупками, просмотром телепередач, отслеживанием событий в мире, чем-то еще?
  • Зачем я это делаю? Какую цель я при этом преследую?
  • Сколько времени в день я провожу перед экраном монитора?
  • Что я приобретаю и, возможно, теряю, используя электронного помощника в своей жизни?
  • Что я приобретаю и теряю, отказавшись от его использования?
  • Какие правила пользования компьютером я хочу ввести в свой семье?
  • Какого отношения к нему я желала бы своему ребенку?

МОНИТОР И ЗРЕНИЕ

Офтальмологи не считают, что компьютер как таковой вреден для глаз. По мнению доктора медицинских наук, профессора, члена Американской академии оптометрии, руководителя лаборатории офтальмоэргономики и оптометрии Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Юрия Захаровича Розенблюма вреден не столько сам монитор и его мифические излучения, которыми нас так давно пугают, сколько физическое напряжение, вызываемое работой за компьютером.

Соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе с монитором, но совсем избежать его не удается.

Помимо того, на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст, а также возможные погрешности в организации рабочего места – неправильное расстояние от глаз до экрана, блики на экране от внешних источников света, чересчур большая яркость экрана и неудачный выбор цветов. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению.

Итак, по мнению врачей-офтальмологов, пользоваться компьютером детям можно, но при соблюдении строгих правил (точно так же, как, например, читать книги нужно обязательно с расстояния не менее 30 см, а смотреть телевизор – с расстояния не менее трех метров).

А правила таковы:
1) никакого компьютера до трех лет;
2) правильная организации рабочего места;
3) периодические перерывы в работе с монитором и заполнение этих перерывов активным физическим отдыхом;
4) строгая регламентация времени работы за компьютером:
для детей 3-7 лет – не более 15 минут в день не чаще двух раз в неделю;
в первом классе — не более 10 минут непрерывной работы за компьютером;
во втором-пятом классах — 15 минут непрерывной работы;
в шестом-седьмом — 20 минут;
в восьмом-девятом — 25 минут;
в десятом-одиннадцатом — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.

Детям и подросткам с начальной близорукостью (до 2,0 диоптрий) очки нужны только для работы в классе и аудитории, для просмотра кинофильмов, театральных зрелищ, телевизора.

Для работы с компьютером таким людям очки, как правило, не нужны. Но следует отучать детей от слишком большого приближения глаз к экрану. Расстояние от глаз до экрана должно быть не меньше 50 см. При большей степени близорукости уже приходится назначать очки для работы с монитором, но они должны быть на 1,0-1,5 дптр слабее очков для дали… Очки для работы с компьютером должны обеспечивать комфортабельное чтение текстов на расстоянии 60-70 см.

Появился термин «компьютерный зрительный синдром».

Его симптомы:

  • жжение или боли в области глаз;
  • ощущение песка под веками (дискомфорт);
  • затуманивание зрения;
  • слезотечение и др.

Уровень допустимой зрительной нагрузки зависит от возраста ребенка, состояния его зрения, а также от интенсивности работы и организации рабочего места. Компьютер может спровоцировать появление и прогрессирование близорукости. У малышей процесс формирования зрительного анализатора еще не закончен, поэтому долго сидеть у экрана им все же не стоит. Допустимый уровень нагрузки зависит и от состояния нервной системы. Возбудимым детям и людям с судорожным синдромом медики советуют свести к минимуму работу за компьютером и исключить такие остросюжетные игры, как «стрелялки», «убивалки», «догонялки» и «бродилки». Взрослые воспринимают игры как развлечение, а дети скорее ищут в них источник повышенного риска, горят желанием испытать себя. Такие игры способствуют формированию в малышах замкнутости и агрессивности.

Излучение.

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Компьютеры последних лет выпуска имеют встроенную систему защиты пользователя от электромагнитных излучений. На это указывает специальная маркировка — LR (Low Radiation — низкое излучение).

Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой. Аещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Правильное освещение.

1. Освещение в комнате, где ребенок работает за компьютером, не должно быть слишком ярким и чересчур темным. В темное время суток свет обязательно должен быть включен, несмотря на собственное свечение монитора: не должно быть сильного контраста между степенью освещенности экрана и всего, что его окружает.

2. Наилучший вариант освещения – непрямые источники света (то есть лампы, направленные на стены и на потолок) плюс настольная лампа.

3. Если ребенок пользуется настольной лампой, ее следует установить как можно дальше от него – он не должен видеть ее, глядя на монитор.

4. Даже если монитор имеет антибликовое покрытие, на экран не должен падать свет – это очень опасно для зрения. Если свет все-таки падает, обязательно переоборудуйте рабочее место так, чтобы этого не происходило, но при этом не забудьте о том, что просто подвинуть монитор недостаточно – вместе с ним нужно передвинуть все остальные элементы рабочего стола.

5. При оборудовании рабочего места откажитесь от сильно отражающих свет поверхностей (зеркал, блестящего металла).

КАК СИДЕТЬ?

Компьютер оказывает не самое благоприятное воздействие не только на орган зрения, но и, скажем, на позвоночник. Да и вообще долгое сидение за компьютером грозит сразу несколькими заболеваниями, причем чаще всего страдают спины пользователей и их руки (кисти).

 В компьютере не было бы вреда, если бы работа за ним (как и другие виды «сидячей» деятельности) совмещались с физической активностью. Современные дети – очень вялое поколение. И виной тому, конечно, не только компьютер, а сидячий образ жизни в целом. Ребенок сегодня большую часть времени сидит: читает, смотрит телевизор, играет в игровые приставки. Сейчас родители основной упор делают на интеллектуальное развитие своих детей, а физическая сторона, безусловно, страдает. Дети совершенно не двигаются и в результате к пятому классу у 60-70 процентов школьников – сколиоз.

Ребенку на компьютере нужно показывать не только игры и развивающие программы, но и, в первую очередь, приучать его непосредственно к работе за компьютером. Потому что сегодняшние дети будут жить в компьютерном мире, и те, у кого сейчас есть возможность привыкнуть к компьютеру с детства, всю жизнь будут на несколько шагов опережать тех своих сверстников, которые познакомятся с ним только во взрослой жизни.

Интернет маленькому ребенку вообще не нужен. Потому что интернет – это обязательно надолго, за 20 минут не управишься. Для ребенка лучше все-таки игры и программы, записанные на диски, чтобы он мог в любой момент остановиться и вернуться к начатой игре после перерыва.

В идеале у ребенка должны быть свои собственные компьютерные стол и стул, подходящие ему по высоте и размеру. На худой конец сгодится просто специальный компьютерный стул с регулирующейся высотой и ровной спинкой. Спинке хорошо бы быть низкой, чтобы поддерживать поясницу. А локти обязательно должны лежать на столе – то есть клавиатура и мышь должны находиться на достаточном расстоянии от края стола, чтобы локти с него не свисали. Монитор же должен быть расположен так, чтобы ребенок не задирал голову – немного ниже уровня глаз или на одном с ними уровне, но ни в коем случае не выше.

Правильная посадка при работе за компьютером

  • Спина хорошо опирается на спинку стула (спинка жесткая и установлена с наклоном не менее 90 градусов).
  • Сиденье стула не давит на внутреннюю сторону коленей.
  • Ноги полной ступней стоят на полу (или на специальной подставке).
  • Ребенок держит голову ровно (не откидывает ее назад и не нагибается слишком сильно вперед).
  • Подколенный угол – не менее 90 градусов (ноги не поджимаются под стул, а стоят либо перпендикулярно полу, либо слегка выставлены вперед).
  • Плечевые кости прижаты к туловищу и расслаблены (локти не следует разводить в стороны или выставлять вперед).
  • Локтевой угол – не менее 90 градусов (то есть кисти рук – на уровне или немного ниже локтя).
  • Кисть занимает нейтральное положение (угол между нею и локтевой костью не превышает 15 градусов).

Занять подобное положение на самом деле не так сложно, как кажется. Просто нужно проследить за тем, чтобы посадка ребенка была приятной для глаз и не казалась слишком напряженной или, наоборот, чересчур «размазанной».

Установка монитора.

Когда речь идет о рабочем месте для ребенка, наилучший вариант – монитор с регулируемыми высотой и углом наклона. Монитор должен быть установлен таким образом, чтобы ребенок мог держать голову ровно и ему не приходилось слишком сильно поднимать ее или опускать (глаза ребенка должны быть на уровне 5-7 см от верхнего края монитора). Монитор должен располагаться четко напротив ребенка, но ни в коем случае не сбоку от него.

1. Размещать монитор следует на расстоянии вытянутой руки из положения «спина прижата к спинке стула».

2. Если текст на экране слишком мелкий, увеличьте шрифт – не позволяйте ребенку приближать глаза слишком близко к монитору.

3. Нередко мониторы располагаются на краю стола, а под ними вырастают достаточно длинные лианы проводов. Подобного размещения следует избегать, поскольку ребенок может запросто опрокинуть монитор, задев один из кабелей.

4. Значительная часть излучения от монитора направлена в сторону, противоположную пользователю, работающему за ним, поэтому не следует размещать несколько мониторов «спиной» друг к другу.

5. Не стоит перекручивать яркость и контрастность монитора. Настраивать монитор лучше при помощи специальных программ-тестов (например, Adobe Gamma), а не на глаз (особенно при отсутствии соответствующих навыков).

Сделай паузу.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не работал длительное время за компьютером без перерыва. Если на собственное внимание или аккуратность ребенка вы не рассчитываете, используйте для этого специальные программы, которые через определенные промежутки времени выбрасывают на экран предупреждение вроде «Сделай перерыв» (подробнее об этом см. в продолжении темы номера). Некоторые из этих программ предлагают примеры упражнений для расслабления. Если же вы все-таки решили понадеяться на сознательность ребенка, научите его нехитрым способам помочь организму меньше уставать.

- Отдых для глаз. Через каждые 5-10 минут детям следует ненадолго отрывать взгляд от экрана и смотреть на какой-нибудь далекий предмет (например, на картинку, висящую на самой дальней стене комнаты, а еще лучше – в окно). Это позволит глазам расслабиться. После этого попросите малыша быстро поморгать в течение нескольких секунд – тогда глаза не будут слишком сильно высыхать во время работы за компьютером.

- Микропаузы. Одновременно с отдыхом для глаз ребенок может положить руки на стол – они должны время от времени расслабляться, особенно после яростной рукопашной схватки с виртуальным монстром.

- Движение. Время от времени (промежуток вы должны установить сами, для взрослого человека – это час-два работы, для ребенка не более получаса) ребенок должен вставать из-за стола, чтобы немного подвигаться (сходить на кухню за конфетой, выбросить мусор или вылить помойное ведро и т.д). Это заставит работать разные мышцы, и ребенок меньше устанет от сидения за компьютером.

- Упражнения:
Дыхание: глубоко вздохнуть, задержать дыхание на две секунды и потом выдохнуть через рот. Повторить несколько раз.
Голова и шея: несколько раз медленно повернуть голову вправо и влево, задерживаясь в каждом положении на 3 секунды.
Спина: руки согнуты, кулаки прижаты к груди, несколько раз отвести локти назад и задержаться в таком положении на 5 секунд.
Плечи: медленные вращения назад и вперед (по 5 секунд на каждый круг).
Запястья: вытянуть руки перед собой и медленно поднимать/опускать ладони.
Пальцы и ладони: сильно сжать руку в кулак, задержать на одну секунду, а потом как можно резче разжать пальцы и 5 секунд держать ладонь в растопыренном состоянии. Затем расслабить руки и несколько раз повторить то же самое.

Ребенок и ноутбук

Ноутбук – гениальное изобретение, но в силу своих технических особенностей – не лучший вариант компьютера для ребенка.

Главная проблема ноутбуков – в том, что когда монитор расположен на правильном расстоянии от пользователя, клавиатура оказывается совсем не там, где следовало бы. В связи с этим ребенку, работающему с ноутбуком (а также взрослым, которые подолгу сидят за переносным компьютером), следует пользоваться выносной клавиатурой и размещать ее на правильном расстоянии (если монитор при этом окажется слишком далеко от глаз, можно увеличить шрифт).

Вторая проблема ноутбуков – то, что тачпад (заменитель мыши) расположен на середине клавиатуры, и при его использовании кисть руки никак не может находиться в нейтральном положении. Отсюда вытекает необходимость обеспечения ноутбука дополнительной мышью (особенно если речь идет о ребенке).

Ноутбук следует устанавливать ниже уровня стола (приблизительно на уровне выдвижной доски для клавиатуры) или же во время работы с ним нужно выбрать более высокую позицию регулировки стула, чтобы плечи во время работы были расслаблены.

ЧТОБЫ НЕ ЗАСОСАЛО.

Допустим, глаза и руки-ноги ребенка мы уберегли. Но остается еще психика. Как сделать так, чтобы ребенок не ушел с головой в киберпространство и не променял родителей на виртуальных монстров? К сожалению, это – реальная опасность, причем психологи утверждают, что особенно сильно подвержены «компьютерной наркомании» мальчики-подростки. Впрочем, и от этой беды есть спасение. Конечно, лучше не доводить ребенка до состояния маньяка, а заранее выработать в нем правильное отношение к компьютеру.

В настоящее время появились термины “синдром компьютерного стресса” и “компьютерная зависимость”. 

Синдром компьютерного стресса.

Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.

Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.

Методики снятия стресса.

1) - посмотрите в окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой.
- переключите внимание на воспоминание о приятном.
- больше общайтесь с природой. 
- физические нагрузки, музыкальная терапия - снимают нервное напряжение.
- настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона (1 столовую ложку одной из трав залить стаканом кипяченой воды, настоять 30 минут. Взрослым – 0,5 стакана 2 раза в день, детям 1/4 стакана. Можно добавить в настой 1 чайную ложку меда)

2) Шиацу – разрядка по-японски (точечный массаж)

Массировать точки между бровями, на два пальца над наивысшей точкой надбровных дуг, у основания ушей.

Массаж стопы – перед сном.

Напиток от нервов и усталости: 1 стакан теплого молока + сырой желток + немного сахара, размешать, выпить.

Антистрессовый напиток.

Измельчить банан + 1 ч.л. лимонного сока + 0,5 ст.л. молотых лесных орехов + 1ч.л. проросших зерен пшеницы + 150 г. молока и пить мелкими глотками.

Компьютерная зависимость.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция).

Первые признаки развития зависимости у ребенка:

- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.
- Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.
 - Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.
 - Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.

Семь шагов к спасению ребенка от компьютеромании.

1. Нужно самим хорошо ориентироваться в том, что интересно вашему ребенку (в нашем случае – не быть компьютерными недоумками), – только тогда ребенок будет с уважением относиться к вашим советам и рекомендациям на компьютерную тему.

2. Нужно как можно больше «некомпьютерного» времени проводить вместе в ребенком, причем проводить активно и делать вместе то, что интересно ребенку: заниматься с ним вместе его любимыми видами спорта (или, на худой конец, наблюдать за ним в качестве зрителя-болельщика), рисовать, лепить, смотреть детские фильмы и так далее. Кстати, психологи, к которым обращаются родители компьютерных маньяков, часто советуют приобрести ребенку собаку – она как ничто другое помогает вырвать малыша из компьютерного мира;

3. Первое время нужно сидеть за компьютером вместе – пусть ребенок постигает первые обучающие игры и программы с вами, а не в одиночестве. Так от них будет намного больше пользы, а компьютер не станет для него большим авторитетом, чем вы.

4. Нужно как можно больше разговаривать, почаще обсуждать игры или фильмы, которые увлекают ребенка, просить его подробно рассказывать о том, что произошло с ним за сегодняшний день, и следить при этом, чтобы речь ребенка была связной, грамотной и не похожей на лепет компьютерного маньяка.

5. Нужно прививать ребенку «компьютерный вкус» — подсовывать ему игры и программы, которые, на ваш взгляд, могут принести пользу. А еще попросите его помочь вам сделать с помощью компьютера что-нибудь полезное (нарисовать поздравительную открытку тете, организовать электронный фотоальбом, найти в Сети информацию о породах собак – ведь вы как раз обещали купить ему собаку!).

6. Если ребенок увлекся какой-то компьютерной игрой, нужно постараться перенести ее действие и персонажей в «оффлайновый» режим: можно вырезать с ребенком космонавтов (или в кого он там играет) из бумаги, лепить их из глины, разыгрывать сценки, придумывать развитие сюжета, которого нет в игре (сочинять продолжение игры или параллельные сюжеты – например, как жилось сыну главного космонавта или каким космонавт был в детстве), просить ребенка внятно объяснять вам, что интересного он видит в этой игре, чему она его учит, почему ему нравится главное действующее лицо и так далее.

7. Если в ваш дом все-таки пришла «стрелялка», нужно, во-первых, позаботиться о том, чтобы она была как можно менее жестокой и как можно более талантливо созданной, и, во-вторых, попробовать извлечь из нее хоть какую-то пользу для ребенка. К примеру, время от времени можно обсуждать с ним за обедом персонажей игры. Попросите его объяснить, почему космонавт стреляет именно в этого парня, и подумать над тем, нет ли случайно в этом парне чего-нибудь хорошего.

Пусть попробует отнестись к нему как к живому человеку и обоснует свое желание во что бы то ни стало его «замочить». Словом, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не стрелял направо и налево бездумно, чтобы понимал, что это – игра, а в жизни такое поведение называется жестоким и ни к чему хорошему привести не может.

Заключение.

Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

  1. Экспресс-тест «Опасность интернет-зависимости для вашего ребенка»

Инструкция. Уважаемые родители! Данный тест поможет вам узнать, существует ли реальная опасность для вашего ребенка стать интернет-зависимым или он просто активный пользователь. Ответьте на вопросы и суммируйте все баллы. Поставьте за ответ «никогда» 1 балл; «редко» - 2 ; «иногда» - 3; «часто» - 4; «всегда» - 5 баллов.

  1. Подросток проводит за компьютером более четырех часов в сутки?
  2. Не начал ли он пренебрегать учебой и прежними увлечениями после покупки компьютера?
  3. Крик и агрессивная реакция обычны для подростка, когда вы пытаетесь отвлечь его от Интернета?
  4. Как часто подросток жертвует сном ради ночных подключений к Интернету?
  5. Как часто вам кажется, что ваш ребенок говорит и думает об Интернете даже тогда, когда он отключен от него?
  6. Уходит ли подросток от ответа на вопрос, что его так привлекает во Всемирной паутине?
  7. Отказывается ли ваш ребенок от встреч с друзьями или от свидания с любимым человеком ради подключения Сети?
  8. Подросток, приходя домой, первым делом проверяет электронную почту?
  9. Вы уплачиваете довольно значительные суммы по телефонным счетам из-за подключений вашего ребенка к Интернету?

Результаты

10-20 баллов. Пока все очень неплохо и для волнений нет оснований: ваш ребенок обычный средний пользователь Интернета. Если он подолгу находится во Всемирной паутине, то это вызвано в основном учебной деятельностью. Постарайтесь не очень давить на подростка и не настаивайте на сокращении времени, которое он проводит в Интернете.

21-35 баллов. Следует подумать о том, как уберечь вашего ребенка от проблем, связанных с Интернетом. Попробуйте убедить подростка, что нездоровый интерес к Интернету искусственно подогревается теми, кто на этом зарабатывает, а ему необходимо готовиться к будущей профессиональной деятельности.

36-50 баллов. Следует бить во все колокола и использовать радикальные меры.  У подростка уже сформировалась зависимость. Если он не осознает этого, не давайте ему денег на оплату подключений или совсем избавьтесь от компьютера. Попробуйте увлечь его чем-то другим. Если не получается, нужно обратиться к психотерапевту.

Памятка для родителей.

Когда пора начать беспокоиться?

  1. Ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере.
  2. Он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры.
  3. Расходует значительные суммы денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера.
  4. Забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере.
  5. Пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной, сном в пользу проведения большего количества времени за компьютерными играми.
  6. Ему все равно, что есть, лишь бы не отрываясь от монитора, он вообще часто забывает о еде.
  7. Ощущает эмоциональный подъем только во время работы с компьютером.
  8. Обсуждает компьютерные проблемы со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Как избежать компьютерной зависимости?

  1. Семейный компьютер должен быть установлен в гостиной или другой общей зоне. Но не в детской! Так у ребенка будет меньше соблазнов нарушить запрет.
  2. Недопустимо, чтобы ребенок играл утром перед школой и вечером до приготовления домашнего задания.
  3. Требование выключить компьютер должно быть мотивированным. Например: «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться. Попытайся переиграть их планы!»
  4. Поддерживайте с ребенком диалог: интересуйтесь, во что именно играет, задавайте вопросы. Игры вызывают эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность.
  5. Не позволяйте ребенку зацикливаться на игре, которую не удается завершить. Пусть сделает перерыв или позвонит друзьям, чтобы проконсультироваться, как справиться с задачей.

Как проконтролировать ребенка?

  1. Когда ребенок работает за компьютером, изредка смотрите на содержимое экрана. Не оставляйте ребенка надолго наедине с компьютером.
  2. Если ребенок завел себе на компьютере отдельную учетную запись, зайдите под его логином и паролем. Посмотрите какие игрушки находятся на его рабочем столе. Если логина и пароля не знаете, проверьте папки С:|\Program Files и C:Games, а также корневой каталог. Там тоже видны установленные игры.

         

Памятка «Разминка у компьютера»

Правила выполнения упражнений для глаз

- обязательно снимать очки;

- сидеть свободно, не напрягаясь;

- расслабить плечи, опустить их;

- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и ровным.

1. Вижу цель

Задача: расслабить глазные мышцы и хрусталик.

Техника исполнения. Через каждые максимум полчаса интенсивной работы направляйте свой взгляд вдаль, на любой предмет за окном, на подоконнике, в кабинете. Фокусируйтесь на нем, а затем плавно переводите взгляд на предмет, расположенный ближе (только не на компьютер). Трех-четырех повторов будет достаточно.

2. Формула 20-20-20 для разминки глаз
Задача: расслабление.
Техника исполнения. Каждые 20 минут моргать в течение 20 секунд по 20 раз.
3. Волшебные ладошки
Задача: эффективное снятие напряжения с глаз и зрительного центра в головном мозге.

Техника исполнения. Энергично потрите ладони одну о другую, чтобы они стали теплыми. Поставьте локти на стол. Закройте глаза и прикройте их ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на нее правую. Ладони не должны давить на глаза. Делать в течение 2-3 минут.
4. Рисуем цифры
Задача: улучшить микроциркуляцию в сосудах.
Техника исполнения. При неподвижной голове рисовать глазами цифры от 0 до 3 и обратно, затем от 4 до 6 и от 7 до 9.

5. Круговые движения. Сделайте круговые движения глазами по часовой стрелке, а потом против. Не старайтесь делать это быстро, лучше всего круги глазами делать медленно и плавно, повторите по несколько раз в одну и в другую сторону.

6. Взгляд на палец. Вытяните перед собой руку с отставленным пальцем. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте руку к себе, коснитесь пальцем носа не отводя своих глаз, потом медленно выпрямите свою руку не отводя взгляд от своего пальца. Повторите несколько раз.
7. Взгляд вверх-вниз. Медленно посмотрите наверх, а потом вниз, при этом двигаться должны только глаза, а голова оставаться на месте. Повторите движение несколько раз.
8. Вправо-влево. Посмотрите вправо, а потом влево, голова должна оставаться на месте и не следовать за взглядом.
9. Поморгать. Держите взгляд перед собой, начните медленно моргать, постепенно увеличивая тем. Проделайте это упражнение с небольшими перерывами в течении минуты.
10. Зажмурьтесь. Закройте глаза и посидите так несколько секунд, потом сильно зажмурьтесь и откройте глаза, проделайте это упражнение несколько раз.

Разминка для шеи.

Для этого лучше всего встать и выполнять движение стоя возле своего рабочего стола. Но можно делать и сидя, только обязательно выпрямите свою спину.
Круговые движения. Медленно поворачивайте голову сначала по часовой стрелке, а потом после. Спину держите прямо.
Наклоны вправо-влево. Медленно, плавными движениями наклоните свою голову вправо, а потом влево, проделайте это движение по 10 раз в каждую сторону.
Наклон вперед-назад. Также медленными и плавными движениями наклоните свою голову вперед, пока подбородок не упрется, а потом отведите голову назад. Спина должны быть ровной, а движения мягкими.
Поворот головы. Спина должна быть прямой, а взгляд держите перед собой. Плавными движениями поворачивайте голову вправо, а потом влево до упора.
Горизонтальные движения. Это движение не у всех получается сразу, но если приложить немного усилий, то оно у вас обязательно получиться. Спину держите ровно, плечи на месте, двигайте голову горизонтально вправо и влево, при этом не поворачивая голову.

Разминка для рук

Круговое движение кистью. Вытяните перед собой руки, сожмите кулаки и вращайте ими сначала в одну, а потом в другую сторону. Так вы разомнете свои запястья, которые напрягаются во время работы за компьютером.
«Мы писали, мы писали наши пальчики устали». Всем известное движение, еще в школе учителя делают это упражнение вместе с учащимися. Вытяните перед собой руки и расставьте пальцы во все стороны, а потом резкими и быстрыми движениями сжимайте и разжимайте пальцы.
Прямая ладонь. Выпрямите руки перед собой, пальцы вместе. Потяните ладонь на себя, а потом вниз.

Разминка плеч

Круговые движения. Эти движения лучше выполнять стоя, с прямой спиной. Медленными и плавными движениями описывайте круг своими плечами, сначала вперед, а потом назад. Повторите по несколько раз.
Пожимаем плечами. Спина прямая, поднимите плечи вверх, как будто бы пожимаете плечами, а потом опустите их вниз. Повторите несколько раз.

Разминка для ног

Пока вы сидите за столом, ваши ноги могут делать зарядку. Постучите носками по полу, а потом пятками, повторите это по несколько раз. Медленными движениями перемещайте стопу ноги, сначала поставьте её на внешнюю сторону стопы, а потом на внутреннюю. Когда сидите, старайтесь не класть ногу на ногу, это препятствует кровообращению в ногах

Советы  безопасности 
Совет 1. Если вы решились на покупку компьютера, то не экономьте на здоровье детей: компьютер и видеотерминалы должны быть хорошего качества.
Совет 2. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.
Совет 3. Следует правильно организовать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке.
Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см рекомендуется высота стола -54 см, высота сидения стула - 32 см. Для детей ростом выше 130 см - соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше.  Поза ребенка - прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3- 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).
Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
Совет 4. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную, влажную уборку. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
Совет 5. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.
Совет 6. Почаще проветривайте комнату, а для того чтобы увеличить влажность воздуха, в помещении должен быть аквариум или другие емкости с водой.
Совет 7. С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
Совет8. Без ущерба для здоровья   младшие школьники могут работать за компьютером не более 15-20 минут, а дети близорукие и дети с отклонениями в состоянии здоровья - только 10 минут в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
Совет 9. После каждого занятия проводите с ребенком офтальмотренаж (упражнения для глаз) и общеукрепляющие упражнения.

Источники

1. http://spinet.ru/kendh/sanpin/sanpin.php,  http://spinet.ru/kendh/sanpin/pr16.ph   Упражнения для глаз

2. http://medylan.ru/mednews-rus/154-razminka-dlja-glaz.html Разминки для глаз.

3. http://www.fsu expert.ru/node/1768/13618 Упражнения для разминки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание "Здоровье - это жизнь"

Цели:- дать представление о влиянии компьютера и сотового телефона на здоровье человека;- приобщение к здоровому образу жизни;- способствовать формированию у родителей и через родителей у детей ...

разработка общешкольного мероприятия "День здоровья"

В последние годы в нашей стране все больше внимания уделяется здоровому образу жизни подрастающего поколения. Занятия физической культурой и спортом становятся не только модными, но и престижными. Физ...

Сценарий общешкольного праздника "День здоровья и спорта"

Сценарий общешкольного праздника "День здоровья и спорта"...

Общешкольное родительское собрание " Здоровая семья - здоровый ребенок"

Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх, и грусть.Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним то, в больницу,...

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ"

Данная лекция разработана с учетом особенности образовательного учреждения. В помощь психологам и социальным педагогам. Лекция проводилась для родителей в большинстве из которых являются семьями наход...

Общешкольное родительское собрание «Здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья»

Общешкольное родительское собрание  «Здоровый  образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья»...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Здоровая семья – здоровая Россия»

Данное выступление прошло на общешкольном родительском собрании в апреле 2019 года в рамках районной профилактической акции "Здоровая семья - здоровая Россия"....