Родительское собрание мам. « В семье растет дочь »
методическая разработка на тему

Цель:  Актуализировать  роль  мамы  в  воспитании  дочери.

Задачи:

1. Дать понять мамам, что зависит от них, какой  вырастет дочь.

 2. Познакомить  с  условиями  успешного  семейного  воспитания   девочки.

 План:

  1. Как образ  матери  влияет  на  формирование  женственности  в  девочке?

   2.Обсуждение ситуаций, возникающих  в  воспитании   дочерей.      

  3. Заполнение анкет. Анализ анкет детей.

  4. Знакомство с выставкой поделок.

  5. Правила  воспитания  дочери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit.sobr_.-doch.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Родительское    собрание

                               

                   

                     Корчагина И.В.

                      Родительское   собрание   мам.

                        « В семье растет дочь »

Цель:  Актуализировать  роль  мамы  в  воспитании  дочери.

Задачи:

1. Дать понять мамам, что зависит от них, какой  вырастет дочь.

 2. Познакомить  с  условиями  успешного  семейного  воспитания    

     девочки.

 План:

  1. Как образ  матери  влияет  на  формирование  женственности  в  девочке?

   2.Обсуждение ситуаций, возникающих  в  воспитании   дочерей.      

  3. Заполнение анкет. Анализ анкет детей.

  4. Знакомство с выставкой поделок.

  5. Правила  воспитания  дочери.

    Подготовка   к      собранию.

  • Девочки  пишут  красочные  приглашения   для   мам   на   родительское собрание.
  • Готовится выставка «Что умеют дочери и мамы ». На родительском собрании  происходит  выставка  поделок, сделанных  девочками  и  мамами.
  • Проводится  предварительное  анкетирование  девочек:

Анкета  для  девочек

1. Считаешь ли ты, что у вас с мамой есть взаимопонимание?

                                         а)  да  б) не всегда  в) нет

2. Какие общие занятия и увлечения есть у вас с мамой?

3. Бывают ли у вас с мамой конфликты?

                         а) часто        б) иногда          в) никогда

4. Если бывают, то по какой причине?

    а) из-за одежды    б) из-за домашних обязанностей   в) по  поводу  учебы      

    г) из-за телевизора или музыки   д) по другим причинам

5.  Своими  проблемами  я  делюсь:

       а) с мамой    б) с подругами     в) я ни с кем не могу поделиться

6.   Как твоя мама относится к твоим друзьям?

      а)  маме не нравятся мои друзья   б) ей нравятся мои друзья.

      в) маме нравятся мои друзья, но  с некоторыми  она  мне  запрещает  

                                               общаться;

7.   Мама  понимает  меня:

                                  а)  да;       б) нет;       в)  не всегда  

 Классный  руководитель  анализирует  анкеты  и  готовит  сообщения о результатах  

                                          анкетирования девочек.

  • Готовится  анкета  для  мам:                   

  Анкета   для  мам

  1. Считаете ли вы, что у вас с дочерью есть взаимопонимание?
  2. Говорит ли с вами дочь по душам, советуется ли по личным делам?

  1. Знаете ли вы друзей вашей дочки?
  2. Участвуете ли вы вместе в хозяйственных делах?
  3. Есть ли у вас с дочкой общие занятия и увлечения?
  4. Бываете ли вы вместе в театре, на выставке, на концерте?
  5. Обсуждаете ли вы вместе с дочкой прочитанные книги, журналы?
  6. Бывают ли у вас с дочерью конфликты?

             а) часто         б) иногда             в) никогда

         9. Если бывают, то по какой причине?

             а)  из-за одежды        б) из-за домашних обязанностей

             в) по поводу учебы   г) из-за телевизора или музыки

                                        д.) по другим причинам

     Оформление:

  1. На доске написана тема собрания, ниже – русская пословица

         «  Нет  лучше  дружка,  чем  родная  матушка».

2.  На доске записаны правила:

        -  Начинать  с  прекрасного!           -  Учить  рукоделию!

        -  Создавать  уют  в  доме!             -  Учить  кулинарному  искусству!

        -  Начинать   с   малого   и   постепенно! -   Поддерживать    интерес!

        -   Не   опускать   руки!                       -    Хвалить    почаще!

      3.    На столе лежат:

  •  красочно оформленный « конверт дружеских  вопросов»,
  •  бланки   отпечатанных   анкет   для   мам,
  •  памятки –  советы  мамам,  тематика  классных  часов.

      4.    На   видном   месте    располагается   выставка

                               «Что умеют мамы и дочки».

                  Мамы  рассаживаются  по  группам

                                    Ход  собрания.

Классный руководитель. Уважаемые мамы! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о том, как воспитывать дочь, как сделать так, чтобы дочь  выросла настоящей хозяйкой, настоящей женщиной, женой и матерью, способной сохранить тепло  домашнего очага. Именно  в  этом – залог  счастья  дочери. А что может быть более важным для родителей, чем счастье их детей? Поэтому целью родительских забот является необходимость деликатного и умно учить   девочку быть женщиной в самом широком смысле  этого слова. Несмотря на то, что в воспитании дочери принимает участие и отец, по своей женской сущности дочь  всегда ближе к матери. Поэтому мама оказывает большое влияние на дочь, именно от матери зависит, какой вырастет дочь.

Обращение к родителям: « Какие качества необходимо воспитывать в дочери?» «Каковы  же  составляющие  понятия « женственности ».

Мамы обсуждают, высказывают свое мнение. Классный руководитель записывает на доске:

« Нежность,  женское  достоинство,  забота  о  других, аккуратность, добропорядочность, хозяйственность, доброта, вежливость, благоразумие, приятная внешность, мягкость, отзывчивость, терпимость, образованность.»

Классный руководитель. Если сложить эти качества воедино, то мы можем назвать их одним словом – женственность. Быть женственной дочь учит ее мать. Именно мама должна научить дочь уметь вкусно готовить, быть аккуратной, уметь всегда хорошо выглядеть, уметь вести хозяйство, а также научить гигиене, благоразумию, а самое главное – не терять своего женского достоинства. Не зря говорят в народе, что дочь – это лицо матери, а сын – лицо отца. Но чтобы иметь влияние на дочь, мать должна иметь авторитет в глазах  дочери. И еще : девочка должна доверять своей маме. Доверяют ли вам ваши  дочери?

Я вам предлагаю  заполнить анкеты для мам.

Родители заполняют анкеты. Затем учитель рассказывает, что дочери ответили в  своих анкетах. Идет  обсуждение,  насколько  ответы  мам  совпали  с  анкетами  дочерей. Делаются  выводы, насколько  гармоничны  отношения   мам   с   дочерьми.

Классный руководитель.   А  теперь  давайте  поработаем  по  группам  и  обсудим  следующие  ситуации.

    ( Каждой  группе  раздаются  карточки  с  ситуациями)

1 карточка:  Моя дочь – отличница в школе. Она очень много занимается. Я, мама, сама вначале отстранила ее от домашних хлопот. А теперь она отказывается помогать мне по дому. Выполняет домашнюю работу только после скандала.

2 карточка: Моя дочь – тихая и скромная девочка. Хорошо учится в школе. Но она начала встречаться с мальчиком, который нам с отцом не нравится. Из-за первой любви дочери у нас с ней портятся отношения. Если раньше дочь мне рассказывала, то теперь она молчит. Не знаю, что и делать.

3 карточка: Моя дочь хорошо училась в школе, посещала музыкальную школу. Мы с отцом всегда ей говорили, что важно получить сначала высшее образование, а потом – все остальное: любовь, друзья и т.д. Не пускали ее гулять, пока она не выучит домашнее задания. Контролировали дела в школе. Ругали за четверки, а о тройках не могло  быть и речи. Но дочка в этом году потеряла интерес к учебе. Бросила музыкальную школу. В учебе «скатилась» до троек. Что делать?

  ( Каждая  группа   высказывает   свое   мнение   о  ситуациях)

Классный  руководитель    подводит   итоги.

Ситуация 1. Дочь  не привыкла  заниматься домашними делами, мама сознательно не привлекала ее помогать по хозяйству, а теперь дочка просто ленится. Кто в этом виноват? Мама. Как исправить ситуацию? Во-первых, никаких скандалов. Конфликт только усугубит ситуацию. Во – вторых мама должна привлекать девочку к совместному  труду. Например, дочка вместе с мамой печет пирог. И от этой совместной работы девочка должна получить радость. Совместный труд должен проходить не в напряженной атмосфере, а в радостной. Мама должна не забывать хвалить дочь, даже если у нее ничего

не получается. Мама учит дочку справляться с домашними  хлопотами. Девочка должна чувствовать себя маленькой хозяйкой, она должна получать удовлетворение от труда.

Ситуация 2. Дочь влюбилась в первый раз. Может, это и не влюбленность, но ей  нравится мальчик. Родители не одобряют выбора девочки. Между матерью и дочерью портятся отношения. Может быть, родителям стоит взглянуть на мальчика другими глазами, найти в нем что – то положительное, ведь за что-то он дочке понравился! Родителям необходимо проявить  гибкость. Если они этого не сделают, конфликт может перерасти в «затяжную войну». Девочка отдалится от родителей. Здесь необходимо учитывать и возрастные особенности дочери. Ведь ей 13 лет. Это переходный возраст, в котором происходит становление личности. У девочки может возникнуть чувство противоречия, она будет назло родителям встречаться с этим мальчиком. Каков же вывод? Это, конечно же, гибкость со стороны родителей в отношениях с дочерью.

Ситуация 3. Родители навязчиво говорили дочери, что необходимо учиться, получить высшее образование. Да, здесь родители правы, они заинтересованы в успехах дочери. Но возникает вопрос, как они это делали? Они не поддерживали интерес ребенка к учебе, а действовали « диктаторскими » методами, и в результате девочка потеряла интерес к учебе. Здесь, конечно же, сказывается и переходный возраст дочери.

Обычно в 7-8 классах дети учатся хуже. Здесь необходимо не «потерять» ребенка, а поддержать его. Девочка получила, допустим, четверку, а родители наказали ее, не пустив гулять. Как она будет чувствовать себя? А нужно маме поговорить с  дочерью, почему она  стала  учиться хуже: может быть, у нее трудности с преподавателями, она не понимает предмет, помочь ей как – то. Мама, как  деспот, стоит над дочерью и говорит ей:

 « Я тебя накажу, если снизятся отметки» Этим мама  добьется того, что девочка отдалится от родителей. Мама должна в спокойной и дружеской обстановке  говорить с дочерью, не забывать хвалить дочь. Мама должна направить дочь на достижение хороших результатов.

Классный руководитель. Очень часто  девочка хочет быть похожей на свою маму. Здесь важно маме не забывать и о своем примере. Если, допустим, мама курит или выпивает, дочь будет поступать также.  Обращение к родителям.

                      ( Родители обсуждают сказанное)

Классный руководитель. Если мама добропорядочная женщина, прекрасная хозяйка, создающая уют в доме, девочка обязательно вырастет похожей на мать, хотя бывают и редкие исключения.

Вывод: « Мама не только воспитывает словами, но также и своим примером».

Классный руководитель.  А теперь давайте обратимся к нашей выставке и посмотрим, хорошие ли хозяйки ваши дочери?

 Идет обсуждение выставки. Мамы знакомятся с поделками своих  дочерей.

Классный руководитель. Есть старинная русская пословица: « Нет милее дружка, чем родная матушка». И, правда, именно  к маме должна приходить дочка со своими проблемами, не боятся ей открыться. У нас с вами на доске написаны правила воспитания матерью дочери.

1. Начинать с прекрасного! Пусть дочь учится  украшать   жизнь цветами,  где  бы  она  ни  жила.

 2. Учить рукоделию! Умелые руки обязательно пригодятся дочке в будущем.

3. Создавать уют  в доме! Чистота, порядок, красивый  интерьер - все это  останется рядом с вашей дочерью, если  это есть в вашей семье.

 4. Учить кулинарному искусству!

 5. Начинать  с  малого  и  постепенно. Нельзя  сразу  добиться  результатов, не проявляя терпения, мудрости  и  настойчивости.

6. Поддерживать интерес! Пусть сама придумает новое блюдо, по-своему  заварит  чай,  найдёт  интересный  рецепт.

7. Не опускать руки! Если что-то не получилось – сделайте   вместе. 8. Хвалите  по - чаще!  Замечайте  успехи  дочери,  рисуйте  положительные   перспективы   жизни.

Необходимо уважать дочь как личность, вникать в проблемы дочери,  чаще разговаривать с ней. Вы  согласны со мной, что  соблюдение этих правил приведет к тому, что мать  будет другом дочери? Хвалите по-чаще!  Дочь вытерла пыль,  помыла полы, за это обязательно ее нужно похвалить.  Сказать ей: « Какая у меня растет хорошая помощница! Похвала будет стимулировать девочку, дочка будет стремиться и дальше  облегчать труд мамы.

Дочь – это будущая жена, хранительница очага, а каким будет очаг, зависит от того, какой хозяйкой она вырастет.  Поэтому девочку необходимо вовлекать  в ведения домашнего хозяйства. А начинать надо с малого. Сначала дочь учится готовить простые блюда (яичницу, жареный картофель), а затем, постепенно, дочка научится  готовить и борщи.  У  нас с вами на доске  записано: « Начинать с малого. Учить  ведению домашнего хозяйства». Вы согласны со мной, что дочь необходимо вовлекать в домашние дела?

Следующее правило:  « Своим примером  вы воспитываете  дочь ». Уважаемые мамы, вы согласны, что именно мама в первую очередь  служит примером для дочки?

Еще  одно правило: « Не опускать руки в трудных ситуациях». Ситуации в жизни могут быть разными. Могут возникнуть непонимание, конфликты между матерью и дочерью. Не нужно отчаиваться. Мама всегда должна быть мудрой,  если        она не хочет потерять дочь. И последнее: « Начинать надо с прекрасного». Например, для того, чтобы девочка научилась ценить красоту, можно сделать так, чтобы в доме были цветы, приучить девочку ухаживать за ними. И, наконец, последнее, о чем я с вами хочу поговорить – это чувство собственного достоинства матери. Я вам зачитаю  слова, написанные в книге Али Акбар Фурутан « Отцы, матери, дети» и мы с вами их обсудим: « Милосердная, добрая и сострадательная мать всегда разговаривает с детьми с теплотой, предпочитая мягкий и спокойный тон грубому, ранящему сердце ребенка, подобно стрелам. Воспитывая ребенка, направляя  его действия, матери необходимо также постоянно принимать все меры, чтобы не терять

чувства собственного достоинства. Ни в коем случае принижать себя в глазах детей и потакать их неразумным требованиям. Если мать будет подчиняться безосновательным и эгоистическим капризам ребенка, то ему придет в голову, что мать боится его, что она считает себя обязанной как можно больше угождать ему,   выполнять все его прихоти. Советуем родителям не допускать, чтобы страдало достоинство матери. Если в глазах детей ее значение умаляется, то налаженная жизнь в семье пойдет под откос, в этой маленькой стране воцарится хаос, и никакими силами не удастся водворить мир и покой. Мать никогда не должна выдвигать властные, жесткие и нелогичные требования для того, чтобы поддержать свое положение и достоинство. Но в то же время ей ни в коем случае нельзя потакать неразумным запросам детей. Следуя дорогой умеренности, можно избежать этих двух крайностей.

Смесь из любви и дисциплины –

Вот золотая середина;

И словно врач, что вены отворяет,

Она и ранит, но и исцеляет.

Если же мать уронила свое достоинство в глазах ребенка и стала предметом насмешек, то процесс его воспитания никогда не будет озарен лучом счастья».  Классный руководитель предлагает обсудить эти слова мамам.

Заключительное  слово  классного  руководителя.

Уважаемые мамы! Обязанность и ответственность матери по отношению к семье, конечно же, гораздо выше, чем у отца. Именно мать является источником нравственности для своей дочери и определяет ее поведение. Находясь в постоянном контакте с матерью, дочь быстро усваивает ее взгляды, мысли, мнения и привычки. Мать не должна ни при каких обстоятельствах преступать в воспитании ребенка разумных границ. Она должна служить примером для своей дочери. Маме следует стремиться проявлять мудрое и достойное поведение. Ведь именно от матери зависит, какой вырастет ее дочь.  Мамам   вручаются   памятки  « Советы мамам »                                                                                                       

                                    Советы  мамам

  1. Обращайтесь с девочками без нравоучений и упрёков.

2. Не обсуждайте  достоинства и недостатки дочери с окружающими

          (особенно в её присутствии).

3.Приучение – это  многократное повторение. Напоминая, чаще подбадривайте, чем упрекайте.

4.Умейте помолчать. Иногда нет места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам.

5. Не кричите! Крик – демонстрация  несдержанности, запальчивости, ещё хуже « пилить изо дня  в день» Всё это создаёт атмосферу отчужденности.

6. Не отвечайте грубостью  на грубость.  Покажите превосходство вежливости в общении.

7. Считайтесь с мнением дочери, советуйтесь с нею.

8. Не бойтесь сказать « Извини!».

9. С взрослеющей  дочерью  говорите,  как   с    взрослой  женщиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационное родительское собрание - Где в семье лад...

Данное родительское собрание я проводил в рамках одного из этапов конкурса "Учитель года 2009". Родительское собрание построено по методике рефлексивного воспитания Н.П.Капустина...

Родительское собрание матерей: «В семье растёт дочь».

Способствовать осознанию мамами их роли в воспитании дочери. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания девочки....

Родительское собрание отцов "В семье растет сын"

Цель проведения родительского собрания: побудить отцов к тому, чтобы они задумались о собственной роли и ответственности в воспитании сыновей....

Родительское собрание "Воспитание в семье. Родительский авторитет"

Родительское собрание по теме "Воспитание в семье. родительский авторитет"Содержание:1. Законы жизни и семьи2. Анкетирование детей "Что значит "почитать своих родителей", "Мои права"3. Авторитет пьющи...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...