Родительское собрание на тему: "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка"
материал (5 класс) на тему

Семёнычева Лариса Витальевна

познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»

Цель: ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования, и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.

Задачи: познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.

Ход собрания:

Мы рады приветствовать всех вас в семейной гостиной. Эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость «Лиши человека воды и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг.

Желание провести семейную гостиную на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей, более того, формой их жизни.

В процессе работы мы заметили: многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. Дети говорят, что родители не часто находят время читать им книги. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. После чтения сказок и рассказов у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения. А у старших членов семьи, возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживает родовую, генетическую память кровных родственников. Семейное чтение даёт возможность ребёнку почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, способствует духовно-нравственному становлению личности дошкольника.

Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.

Все помнят слова М. Горького «Любите книгу – источник знаний». О том, как книги помогают обучать и развивать детей, мы сейчас поговорим.

Родители высказывают своё мнение, опираясь на цитаты «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский); «Если поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу для души своей» (Повесть временных лет 12в.). Теперь настало время послушать, что говорят дети о книгах. (Дети читают стихи о книгах).

Родители дарят детям книги для групповой библиотеки.

Л. Н. Толстой утверждал: «И воспитание, и образование – нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое знание действует воспитательно».

Проводится этическая беседа с детьми и родителями по содержанию рассказа В. Осеевой «Печенье». Её итог – цитирование родителям классиков: «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А. Чехов); «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький).

В одной из песен есть такие слова:

«Книга, книга – друг наш неразлучный.

Нам с тобой, нам с тобой,

никогда не скучно».

Действительно, есть книги, которые это подтверждают. Например, сказки К. Чуковского. Они могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение, но и заставляют задуматься над своими поступками.

Родители проводят викторину для детей по сказкам К. Чуковского с показом иллюстраций к произведениям.

Подводят итог: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, нельзя быть счастливым, не умея читать» (В. А. Сухомлинский).

Наступил важный момент нашей встречи. Дети хотят сказать слова благодарности родителям за книги, которые они им подарили для библиотеки нашей группы.

Дети: Дороге родители! Мы говорим вам СПАСИБО за книги, мы будем, сними дружить, любить их и беречь.

Эпиграфом к этой части собрания могут стать слова Л. В. Успенского «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

Родители делятся своим опытом на темы: «Организация семейного чтения и уголка книги»; «Книги – семейные реликвии».

Детство уходит, а вот книги остаются. Уважаемые родители давайте с вами поиграем, вспомним любимые книги вашего детства.

Родители называют любимые книги своего детства.

Родителям предлагается проект решения собрания, и вручаются памятки «Рекомендации родителям по организации семейного чтения».

Дорогие друзья! К нам пришла телеграмма, отгадайте, от кого она? «Приглашаю на именины, чай будем пить из нового самовара» (ответы детей и родителей). Правильно, телеграмму прислала Муха-Цокотуха, давайте попробуем её угощение.

Чаепитие.

Наша встреча подошла к концу. Благодарю всех взрослых и детей! Пусть чтение нас объединяет и станет нашей самой сильной привязанностью.

Диагностический инструментарий, такой как – Наблюдение, показал, что дети стали больше интересоваться художественной литературой, бережно относиться к книгам, считаю это, прежде всего заслугой родителей. У дошкольников усовершенствовались: грамматический строй речи, психо-физические процессы (внимание, мышление, восприятие, воображение, обогатился словарный запас, сформировались первоначальные представления о жанрах художественной литературы, а самое главное, произошло сплочение детей, родителей и педагога, мы все стали добрее, терпимее друг к другу и окружающими.

Дети о книгах

***

Любите книгу, ведь она -

человеку каждому нужна.

Она, как верный друг, с тобой,

всегда, везде, и в дождь, и в зной.

О разных странах и морях,

о городах и о горах,

ответ найдёшь ты в книге любой,

ведь книга, как друг,

должна быть с тобой.

***

Книга очень всем нужна -

и маленьким, и взрослым.

Потому что без неё -

нелегко, непросто.

***

В книгах ты найдёшь всегда,

ответы на вопросы.

Про животных, про моря,

про людей и космос.

***

Что такое «хорошо»,

что такое «плохо»…

Книга ждёт тебя всегда!

Открывай! Не бойся!

***

Книга – лучшая подружка!

С ней одной совсем не скучно.

Можно дома в тишине,

побывать в любой стране!

***

Книга очень нам нужна!

Книга каждая важна!

Сколько книжек на планете!

Обо всём на белом свете.

Проект решения родительского собрания

1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.

2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.

3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.

Памятка для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения»

- при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка (например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад);

- читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.

- кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;

- если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;

- если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;

- порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

- если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

- если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ещё и ещё раз переживать события из произведения, что его так глубоко затронуло?

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Семейные ценности"

Предлагаю полный сценарий собрания с целеполаганием и ходом мероприятия....

Доклад и презентация к родительскому собранию на тему" Семейные традиции"

Эти материалы окажут помощь классному руководителю в работе с родителями...

Видеоотчет по родительскому собранию на тему "Семейные традиции"

Семья Некрасовых в творческой форме представила семейные традиции....

Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"

Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"...

Выступление на родительском собрании на тему: "Семейный фактор социальной дезадаптации детей"

Кроме образовательных задач школа занимается вопросами воспитания, в частности предупреждением  социальной дезадаптации и профилактикой правонарушений несовершеннолетних, формированием у них соци...

Родительское собрание на тему "Семейные ценности и успешность"

Родительское собрание на тему "Семейные ценности и успешность", целью которого является продемонстрировать зависимость успешности от семейных ценностей....

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся...