"Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Блажченко Олеся Андреевна

ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка.

Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями

Задачи: актуализировать значение влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка;

ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.

Форма проведения: беседа-диалог

Участники: классный руководитель, родители учащихся

Подготовительная работа:

1. Анонимное анкетирование учащихся

2. Анонимное анкетирование родителей, подготовка анализа результатов анкетирования

Оформление помещения, оборудование:

Бланки анкет, чистые листы, ручки.

Оформление доски:  Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

                                    Родители  - пример тому.  Себастьян Брант

Ход собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя

Кл.руководитель: Здравствуйте уважаемые родители. Рада видеть вас. Поздравляю вас с  Новым годом! Хочу пожелать вам всего хорошего. Собрание начнётся с организационного момента. Тема собрания «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка» Сначала я бы хотела провести анонимное анкетирование с целью изучения эмоционального состояния ребенка. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Поставьте галочку с ответом.

II Организационный момент:

1) Опоздания.

2)Успеваемость.

3)Сохранность учебников важна

4)Посещаемость внеурочных занятий

 Есть ли у вас вопросы?

Кл.руководитель :Эмоциональное воспитание ребенка – бесспорно, прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру.  Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – задача семьи. Тем самым возникшее чувство гордости у ребенка побуждает ребенка к новым «победам».

Вопрос родителям:Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребенка?

Психологический климат семьи,

Самооценка ребенка,

Успешность в учебной деятельности,

Успешность социальных контактов (с учителями, окружающими детьми и взрослыми),

 Взаимоотношения со сверстниками (степень благоприятности)

IIIАнализ предварительного анкетирования

Кл.руководитель: Уважаемые родители, я благодарю вас за ваши откровенные ответы на вопросы анонимной анкеты. Они помогут нам сегодня обозначить круг актуальных вопросов по теме собрания. Слово предоставляется психологу Михаилу Андреевичу.

III Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка

Психологический климат семьи выражается в том, какие взаимоотношения преобладают в семье. Поэтому при благоприятном климате в семье все чувствуют себя равными, защищенными и нужными, то есть состояние психологического комфорта. Главное в семье – чувство самооценности и стремление уважать право каждого быть личностью. Благоприятная психологическая атмосфера связана с общением. Для поддержания такой атмосферы следует:

1) «Держать улыбку»

2) Обращать внимание на других

3) Слушать. Что говорят другие

4) Говорить «нет» не обижая

5) Не вступать в конфликты

6) Ободрять других

7) делать комплименты

Понятно, что благоприятная атмосфера возникает в гармоничной семье. Но какую семью можно такой назвать? В такой семье ощущается радость жизни. Все члены семьи принимают друг друга такими, какие они есть, все считаются друг с другом и открыто могут проявить свою радость или огорчение. Конечно, ошибаются все. Но это говорит, прежде всего, о том, что человек меняется, развивается и совершенствуется. В гармоничных семьях все чувствуют себя на своём месте. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Свою главную воспитательную задачу родители видят в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком. Дети по своей природе не могут быть плохими и если ребенок ведет себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя. В гармоничной семье родители понимают, что проблемы всегда будут возникать  по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет ставить их перед семьёй, и они вместе будут пытаться решить новые задачи. Не смотря на это ребенок чувствует гармонию и взаимопонимание родителей. На это обращал внимание родителей ещё А. С. Макаренко ….

Семья – сложная система взаимоотношений между членами семьи. В совокупности это создаёт микроклимат семьи. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру. Это является  основой для формирования позитивного самоощущения ребенка.

IVОбсуждение на тему: «Роль родителей в эмоциональном благополучии детей»

Кл.руководитель: Как вы думаете, в чем заключается роль родителей в создании эмоционального благополучия детей?

Что вы понимаете под термином «психологическая поддержка» (классный руководитель записывает все версии, обсуждает, даёт рекомендации)?

Главный вывод: поддержка необходима и является важнейшим фактором, способным улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями.

Почему родители часто себе позволяют выказывания типа: «Ты всегда плохо справляешься со своими  обязанностями, и я вынужден(а) исправлять, доделывать все за тебя». Есть две причины:

  • родители разговаривают с детьми, так же как и в дошкольном возрасте
  • взрослая жизнь в социуме приучает родителей к столкновению с неудачами и ожиданиям худшего.

Поэтому важно поощрять и поддерживать ребенка в его самостоятельных начинаниях

Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки. Нужно помнить, что в семье могут происходить процессы, способные привести ребенка к разочарованию в собственных силах  (завышенные требования, соперничество братьев и систер, чрезмерные амбиции)

Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей. Родитель, обсуждая с ребенком его поведение, должен  всегда подчёркивать его хорошие стороны. Родитель должен всегда помнить о том, что воспитывать ребенка не может только школа или только семья. В школе они учатся вести себя в обществе. В семье формируется понятие семейных взаимоотношений, ребенок осознаёт, что его любят, что он нужен, он учится важнейшим отношениям между близкими людьми.

Спиваковская выделяет несколько основных причин неправильного воспитания (две крайности): чрезмерная требовательность, жесткость; недостаток контроля и гиперопека. Какими бы не были недостатки воспитания или ошибки родителей, тем не менее одно из главных условий правильного воспитания – это принять ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом. Нужно научиться видеть внутреннее состояние ребенка, а не только слушать. Что он говорит.

Родители не придают большего значения своим сказанным грубым словам. А дети порой не в состоянии понять, что это не мнение, а лишь эмоциональная реакция. (пассивный уход в себя или демонстративная агрессивность). Когда вы пытаетесь подавить агрессивного ребенка, вы не решаете проблему, а загоняете  ее вглубь. Всегда нужно выявить причину агрессии и не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Возможно, эта причина кроется в недополучении им необходимого: любви, заботы , внимания, контроля, уважения и доверия.

V Методика «Типовое семейное  состояние»

Кл.руководитель: Сейчас каждый из вас может оценить ваш семейный микроклимат. Перед вами на столах бланки к методике «Типовое семейное состояние». Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства с которыми вы открываете дверь дома. Припомните ощущения, с которыми вспоминаете о домашних делах на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам.

Инструкция: На бланке даны два столбика эмоциональных состояний, между ними шкала оценок. В строчке расположены противоположные состояния. Вам необходимо обвести одну из оценок (01234567). Чем ближе оценка находится к определению состояния, тем сильнее это состояние проявляется.

VI Анализ результатов анонимного анкетирования учащихся и родителей

Кл.руководитель: Итак. Вы получили оценку вашего семейного микроклимата. Насколько она совпадает с мнением детей. Покажут ответы учащихся.

  • Нашим детям нравится в своей семье то, что родители их любят, обеспечивают, наталкивают на правильный путь, заботятся, стараются решить проблемы мирным путём, чтят семейные традиции, советуются при возникновении вопросов, помогают друг другу, доброжелательны, создают комфорт
  • Во взаимоотношениях с родителями не устраивает то, что родители не соглашаются с моим решением, ругают, редко видятся со мной из-за работы, за проступок сильно наказывают
  • Хотел бы перенять для своей будущей семьи миролюбие и доброту, ощущение счастья, любовь, положительный настрой, доброжелательность
  • Сделал бы по-другому в своей будущей семье: хотелось бы иметь больше времени, чем у родителей на воспитание детей, жить дружно и не ругаться, чтоб родители любили друг друга и никогда не умирали, меньше ссориться, хотелось бы жить в большом доме и завести много детей, чтобы родители оставались вечно молодыми и всё всегда было хорошо.

Есть над чем задуматься.

VII Организация обсуждения функций родителей для сохранения положительного эмоционального статуса ребенка.

Кл.руководитель: Если не функция контроля, то какая функция должна быть у родителей, чтобы сохранить положительный эмоциональный статус ребенка? (выслушиваются суждения)

Главные  из них:

  • Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка
  • Удовлетворение естественных потребностей
  • Обеспечение безопасности
  • Обеспечение адаптации к жизни
  • Воспитание ребенка

VIII Подведение итогов собрания.

Кл. Руководитель: Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении проблемы. Что полезного вы узнали? В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы» желаю вам успехов и благополучия в ваших семьях.

Анкета для учащихся:

1. Что тебе нравится в твоей семье?  (устои, традиции, психологический климат)

2. Что тебя не устраивает в семье, во взаимоотношениях с родителями?

3. Что положительного ты хотел бы перенять для своей будущей семьи  и что сделал б

Бланк к методике.

Состояние

Шкала оценок

Состояние

Индекс

Доволен

0 1 2 3 4 5 6 7

Недоволен

У

Спокоен

0 1 2 3 4 5 6 7

Встревожен

Т

Напряжен

0 1 2 3 4 5 6 7

Расслаблен

Н

Радостный

0 1 2 3 4 5 6 7

Огорчен

У

Нужный

0 1 2 3 4 5 6 7

Лишний

Т

Отдохнувший

0 1 2 3 4 5 6 7

Усталый

Н

Здоровый

0 1 2 3 4 5 6 7

Больной

У

Смелый

0 1 2 3 4 5 6 7

Робкий

Т

Беззаботный

0 1 2 3 4 5 6 7

Озабоченный

Н

Хороший

0 1 2 3 4 5 6 7

Плохой

У

Ловкий

0 1 2 3 4 5 6 7

Неуклюжий

Т

Свободный

0 1 2 3 4 5 6 7

Занятый

Н

У =         ;  Т=         ;  Н=  

Бланк к методике.

Состояние

Шкала оценок

Состояние

Индекс

Доволен

0 1 2 3 4 5 6 7

Недоволен

У

Спокоен

0 1 2 3 4 5 6 7

Встревожен

Т

Напряжен

0 1 2 3 4 5 6 7

Расслаблен

Н

Радостный

0 1 2 3 4 5 6 7

Огорчен

У

Нужный

0 1 2 3 4 5 6 7

Лишний

Т

Отдохнувший

0 1 2 3 4 5 6 7

Усталый

Н

Здоровый

0 1 2 3 4 5 6 7

Больной

У

Смелый

0 1 2 3 4 5 6 7

Робкий

Т

Беззаботный

0 1 2 3 4 5 6 7

Озабоченный

Н

Хороший

0 1 2 3 4 5 6 7

Плохой

У

Ловкий

0 1 2 3 4 5 6 7

Неуклюжий

Т

Свободный

0 1 2 3 4 5 6 7

Занятый

Н

У =         ;  Т=         ;  Н=

Анкета для родителей:

1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический  настрой  ребенка на весь день?

а) Да

б) Нет

2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти  до школы вместе с ребенком?

а) Да, я часто так делаю

б) Нет, я не вижу в этом необходимости

в) Нет, но хотелось бы знать мнение других

3. Какой вопрос вы задаёте ребенку, когда он возвращается из школы?

а) «Какие оценки ты сегодня получил?»

б) «Что было интересного в школе?»

в) «Что ты сегодня натворил?»

4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи  ребенка в школе?

а) Много об этом читал, знаю многое

б) Мало что знаю об этом

в) Не знаю ничего

5. Знаете ли Вы, что создаёт в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?

а) Да, знаю

б) Знаю, но хотелось бы знать больше

в) Не знаю ничего

6. Нужен ли Вам совет, как контролировать работу ребенка дома и как оказать ему разумную помощь?

а) Да, он необходим

б) Нет

7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью  воспитательного процесса в семье?

а) Да, это единственный способ воздействия на ребенка

б) Да, но не только они

в)Нет, это неверно

Создание благоприятной семейной атмосферы

(памятка для родителей)

Помните:

От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо  индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимость исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Анкета для учащихся:

1. Что тебе нравится в твоей семье?  (устои, традиции, психологический климат)

2. Что тебя не устраивает в семье, во взаимоотношениях с родителями?

3. Что положительного ты хотел бы перенять для своей будущей семьи  и что сделал бы по-другому?

Анкета для учащихся:

1. Что тебе нравится в твоей семье?  (устои, традиции, психологический климат)

2. Что тебя не устраивает в семье, во взаимоотношениях с родителями?

3. Что положительного ты хотел бы перенять для своей будущей семьи  и что сделал бы по-другому?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический климат в семье и его влияние на эмоциональное состояние ребенка

Данный материал может пригодиться при проведении родительского собрания в 5-6 классах....

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

проектная работа "Влияние цвета стен на эмоциональное состояние учащихся"

В данной работе рассмотрено влияние вета стен школы на настроение учеников, выявлены их предпочтения по уютности и спокойной обстановке кабинета....

Презентация к родительскому собранию на тему: "Воздействие внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка".

Презентация была составлена в качестве ознакомительного материала к родительскому собранию на тему: "Воздействие внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка". Классный руководитель обр...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».

quot;Острый недостаток ласки в семье" – причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости у детей....