Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии коммуникативных способностей подростков"
методическая разработка (7 класс) на тему

Гусева Светлана Геннадьевна

Представленный материал включает в себя сообщение для родителей младших подростков по теме "Роль семьи в развитии коммуникативных способностей пордростков" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение23.35 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

11-12 лет - младший подростковый возраст – трудный, кризисный. Подростки находятся в двойственном положении. Они еще не взрослые, но уже не дети.

В коллективе одноклассников, в компании друзей, дворовых приятелей, они все больше и больше говорят о взрослой жизни. Они хотят во всем походить на взрослых юношей и девушек, особенно ярко это выражается во внешности. Естественно меняется их поведение, связанное с переоценкой ценностей. Взрослые всю жизнь учили их быть вежливыми, честными, порядочными людьми. Однако сейчас они понимают, что взрослые сами несовершенны. Поэтому они так бурно реагируют на любую фальшь со стороны взрослых людей. Данный возраст отличается увеличением конфликтов, ссор, выяснений отношений, обид, угроз между детьми. Почему?

Особенности общения

Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества.

Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет подростку высокие требования, но завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

  • Чуткость к мнению сверстников о них
  • Желание соответствовать мнению большинства
  • Эмоциональная нестабильность
  • Необходимость в друге
  • Друг – образец для подражания
  • Отсутствие собственного опыта

В реальной жизни это может выглядеть так:

  • подросток сильно переживает, как о нем подумают и что скажут одноклассники
  • может согласиться, промолчать, принять то, что не нравится, но принято большинством, лишь- бы не выглядеть «белой вороной»
  • наличие единомышленников «любой ценой» дает уверенность, силу
  • «Скажи мне, кто твой друг…»
  • Использует все, что умеет, чтобы «выстоять».

        

Иногда используются запретные способы поведения - использование силы, шантаж, физическое и моральное унижение, использование ненормативной лексики и т.д. И, конечно, полностью оправдывать некоторые поступки детей особенностями возраста было бы не правильно, хотя бы потому, что не все подростки позволяют себе унижения, оскорбления в адрес сверстников, угрозы и насилие.

«Использует все, что умеет, чтобы «выстоять»

А умеет только то, что в течение своей жизни видит перед собой - стереотип отношений в семье и то, что навязывается СМИ и не контролируется, не запрещается родителями.

Очень хочется, чтобы вы, уважаемые родители, обратили внимание на то, что зависит от вас.

Формы и содержание, характер общения, способы поведения в конфликтах определяются теми отношениями, которые складываются у подростка в семье.

Современные  семьи  переживают  не  лучшие  времена. Современная семья, заинтересованная в воспитании своего ребенка находиться в постоянной борьбе с внешними факторами - СМИ, ИНТЕРНЕТ, Социальные сети и т.д. В борьбе за ребенка - кто кого победит. Конкуренты наши очень сильны - убедительны, настойчивы, доступны, не требующие работы над собой. Иногда кажется, что все делается для того, чтобы наши дети вкусили все запретные плоды. Чему они учатся, какому общению. каким ценностям?

Особенности воспитания в современной семье:

Семья часто теряет свою силу

  • Семейные традиции  - чаще всего отсутствуют

В  10-12  лет  начинается  самая  трудная  пора  для  воспитателя,   дети 

начинают  критически  осмысливать  окружающую  их  жизнь.  Именно  в 

этом  возрасте  нужны  более  строгие  меры,  чтобы  удержать  ребенка  от 

дурного  поступка,  а  их-то  у  родителей  и  не  оказывается. 

Родители,  которые  пытаются  всячески  уклониться  от  занятий  с  детьми,  допускают  ошибку.Детям  предоставляется  полная  свобода,  которой  они,  понятно,  еще  не  умеют  пользоваться. 

  • меньше времени уделяем своим детям В  большинстве  нынешних  семей  основные  силы  и  время  родителей  расходуются  на  материальное  обеспечение,  но  не  на  духовное  формирование  и  развитие  детей.  По  данным  социологических  исследований,  работающая  женщина  в  сутки  уделяет  воспитанию  детей  16  мин,  в  выходные  дни  30  мин.
  • качество общения Духовное  общение  родителей  с  детьми  сводится  в  основном  к  контролю за  учебой ,  а  сам  контроль  к  выяснению  того,  какие  оценки  получены.
  • Методы воспитания

Внешние факторы

  • СМИ
  • Интернет
  • Окружение

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Знать, чему учить?

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков:

– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);

– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику;

– умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;

– умения обращаться с просьбой, быть благодарным;

– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать "нет";

– умения оказывать и принимать сочувствие, поддержку;

– умения вступать в контакт с другими людьми;

Знать, как учить общению?

  • Усиление статуса семьи
  • Возрождение и усиление системы воспитания -

 личный  пример; 

убеждение  (объяснение,  внушение,  совет); ·

·поощрение  (похвала,  подарки,  интересная  для  детей  перспектива);

·наказание  (лишение  удовольствий,  отказ  от  дружбы,  телесные  наказания)

  • Личный пример

Личности  родителей  играют  существеннейшую  роль  в  жизни  каждого  человека.

Мы очень часто сами ошибаемся и даем детям неправильные уроки:обсуждаем  несправедливых начальников или глупых сослуживцев, красноречиво даем им оценку, иногда не стесняясь в высказываниях. Поощряем, оправдываем нечистоплотные поступки своих детей, обвиняем окружающих, не желая видеть реальную картину.

Система воспитания.

Методы  семейного  воспитания  несут  на  себе  яркий  отпечаток  личности  родителей  и  неотделимы  от  них.  Сколько  родителей  столько  разновидностей  методов.  Например,  убеждение  у  одних  родителей    мягкое  внушение,  у  других  угроза,  крик.  Когда  в  семье  отношения  с  детьми  близкие, теплые,  дружеские,  главный  метод  поощрение.  При  отчужденных  отношениях,  естественно,  превалируют  строгость  и  наказание.  Методы  очень  зависят  от  установленных  родителями  воспитательных  приоритетов:  одни  хотят  воспитать  послушание,  а  поэтому  методы  нацелены  на  то,  чтобы  ребенок  безотказно  выполнял  требования  взрослых.  Другие  считают более  важным  учить  самостоятельному  мышлению,  проявлению  инициативы  и,  естественно,  находят  для  этого  соответствующие  методы.

Притча  «О мудром воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод…

Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка общешкольного родительского собрания на тему "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка"

Родительское собрание было проведено с целью расширить представления родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; показать, что любовь и доброжелательные отношения в семье – главно...

Классное родительское собрание в 8 классе "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка"

Разработка родительского собрания содержит материал, главными целями которого является:1)   познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие ...

Коррекционная программа, направленная на развитие коммуникативных способностей подростков

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других ...

Родительское собрание. "Роль семьи в развитии моральных качеств подростков"

Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важ...

Коррекционная программа, направленная на развитие коммуникативных способностей подростков с умственной отсталостью

Коррекционная программа, направленная на развитие коммуникативных способностей подростков с умственной отсталостью...

Родительское собрание "Роль семьи в развитии моральных качеств подростков"

Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья  –  одна  из...

Родительское собрание «Координация действий семьи и школы по вопросам информационной безопасности детей и подростков»

Родительское собрание. В данной разработке рассмотрены вопросы информационной безопасности подростков в сети Интернет....