Консультация для родителей "Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье"
консультация по теме

Рязанцева Галина Васильевна

Материал по педагогическому просвещению  родителей содержит практические советы по разрешению конфликтных ситуаций в семье в подростковом возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_._konflikty.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115  г.о. Самара

Родительское собрание

«Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье»

(для старших школьников с ограниченными

возможностями здоровья)

Разработала:

Рязанцева Галина

Васильевна,

воспитатель

Самара, 2015


Методическая разработка родительского собрания

«Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье».

Цель:

оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми.

Задачи:

-убедить родителей в необходимости диалога с детьми, поиска совместных вариантов решения возникающих вопросов и проблем;

-обратить внимание родителей на эмоционально-психологическое состояние детей, их потребности, заботы, тревоги;

-повышать педагогическую культуру родителей, знакомить с советами педагога-психолога.

Подготовительный этап:

-выявить волнующие учащихся и родителей вопросы с помощью наблюдений, бесед, тестов;

-пригласить родителей на собрание;

-пригласить психолога.

План проведения собрания:

-вступление;

-семья – ячейка общества;

-источники конфликтов;

-спорные проблемные ситуации;

-групповое решение педагогических задач;

-примеры способов разрешения конфликтов;

-заключение.

                                      «В годы детства человек требует участия, ласки.

                                       Если ребёнок вырастает в обстановке бессердечности,

                                       он становиться равнодушным к добру и красоте».

                                                                         В. А. Сухомлинский.

Педагог.

   Тема собрания выбрана не случайно. Вечные конфликты «отцов и детей», как разобраться в них? Где скрываются источники этих конфликтов? Как решить спорные конфликтные ситуации? Чтобы разобраться в этих нелёгких вопросах, мы и пригласили вас, уважаемые родители, к такому серьёзному разговору. Итак, мы начинаем.

               Отец поздравил сына с днём рожденья.

               «Тебе – 17. Ну, совсем большой!

                И через год получишь разрешенье на прегрешенья взрослых:

                На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»

                Сын посмотрел задумчиво в окно:

                «Спасибо, папа, за слова привета,

                Но сигареты, водку и вино

                Уж года три, как бросил я всё это».

Конечно, это стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой. Какой?

Ответ. Отец ничего не знал о жизни сына, его привычках и поступках. Действительно, в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах и переживаниях. Разобщённость и даже отчуждённость царят в этих семьях. Отсюда возникает у ребят желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а «не пилят» и не придираются к ним постоянно. Статистика же показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло именно в благополучных семьях.

Уважаемые родители, приглашаю Вас к обсуждению. Как вы считаете?

  1. Благополучная семья – это какая?  (В которой есть взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие).
  2. Неблагополучная семья какая?  (В которой нет уважения друг к другу, царит отчуждение, могут совершаться аморальные поступки).

Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи, особенно сейчас, когда родители воспитывались в социалистическом обществе, а дети – при замене его другим, похожим на западное, капиталистическое. Проблемы есть. Так что же такое конфликт?

Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Причина конфликта – противоречия, вызванные различными или даже противоположными интересами.

Родителям предлагается разыграть диалог.

Дочь.  Мама, дай мне, пожалуйста, книгу.

Мать.  Отстань от меня. Мне не до тебя, голова болит.

Дочь.   Почему ты так грубо со мной разговариваешь?

Мать.   Ну, что я тебе такого сказала?!

Обсуждение ситуации.

Как вы думаете, это конфликт? Вы считаете, что эту ситуацию нельзя назвать конфликтом? Здесь нет объекта столкновения, здесь нет противоречия интересов. Но ведь столкновение налицо. Это так называемый пустой конфликт. Столкновение обусловлено плохим самочувствием одного из субъектов. И таких пустых конфликтов очень много в нашей жизни.

Источники конфликтов могут быть разные.

Это и систематическая неуспеваемость, конфликты с учителями, родителями, товарищами. В результате формируется устойчивый дискомфорт, тревожность, неуверенность в себе. Также причиной отклонения в поведении детей и подростков может являться задержка в психическом развитии, умственная отсталость, нарушения обменных процессов (пониженная или повышенная упитанность) и т. д.

Конфликты по своей сущности разнообразны. Наибольшие трудности возникают с детьми от 12 до 17 лет. Это и «возрастные кризы», акселерация, инфантилизм, особенности поведения, обусловленные дефектами воспитания, незрелость эмоционально-волевой сферы. Ведь при слабом воспитательном контроле подросток легко может попасть под дурное влияние. В последнее время беспокойство вызывают различные негативные явления в молодёжной среде: курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, правонарушения, хулиганство и т. д.

Без тщательного учёта всех этих причин невозможна успешная борьба с отклонениями в поведении ребят. В семьях часто возникают ситуации, из которых бывает нелегко найти выход.

Предлагаю вам, уважаемые родители, разобраться в некоторых спорных проблемных ситуациях и решить несколько.

Ситуация 1.

Играя с мячом во дворе, Юра нечаянно попал в электрическую лампочку, висевшую над дверью подъезда. Лампочка разбилась, отец выходит из дома с грозно нахмуренными бровями.

-Это ты разбил лампочку?- сурово спрашивает он.

-Нет. Это не я,- лепечет Юра, растерявшийся от отцовского вопроса, хотя минуту назад и не думал лгать.

-Как не ты? Я же видел в окно. Ты ещё и лжёшь? Мать!..- кричит отец, повернувшись к дому. –Сынок-то наш, мало того, что озорник, непослушник, он ещё и лгун, оказывается.

Как бы вы поступили на его месте?

Ответ.

Спокойно выслушать сына и предложить сбегать за табуреткой и лампочкой. Вместе исправить ситуацию.

Во-первых, мальчик в душе испытал бы благодарность к отцу – его отец самый лучший, самый справедливый.

Во-вторых, это был бы предметный урок того, что в исправлении своей ошибки участвует сам ребёнок. Наказание должно быть понятным ребёнку.

Ситуация 2.

Миша вместе с родителями отдыхал летом у бабушки в деревне. Здесь он подружился с Ваней. Мать дала Ване поручение навести порядок во дворе дома. Мальчик принялся за дело, а Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает у соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: «Ишь ты какой хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри сколько пыли на твоём костюме».

Мальчик расстроился, сел на лавочку у дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

Оправдываете ли вы поведение матери или нет?

Как бы следовало поступить в данной ситуации?

Ситуация 3.

Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнял это поручение. Однажды, возвратившись из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришёл огорчённый и в слезах рассказал о случившемся. «Бестолочь, - возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки!» Мальчик молча выслушал упрёки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

Как бы вы поступили на месте Витиной мамы?

Какой педагогический вывод следует сделать из описанной ситуации?

Ситуация 4.

Мне 16 лет. Возможно, это время могло бы быть самым прекрасным в моей жизни. Я говорю своей маме: «У меня должна быть своя личная жизнь». А она мне отвечает: «У тебя сейчас не должно быть никакой личной жизни, кроме учёбы». Я говорю ей, что учусь хорошо. А она: «Этого недостаточно, ты должна целыми днями сидеть за книгами». И вот я учусь, что есть силы, кляну в душе эти книги, родителей. Так и хочется выпрыгнуть из окошка и полететь…навстречу свободе.

Как помочь этой старшекласснице?

Оцените позицию родителей. Правы ли они?

Итак, очень часто бывает, что конфликты имеют тенденцию к увеличению степени напряжённости в отношениях, а это означает, что не разрешённый вовремя конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления. Поэтому так важно научиться предвидеть последствия своих слов и действий, и предупредить конфликт.

Представьте себе, что перед каждым из вас изображение лестницы, на ступенях которой расположены способы разрешения конфликта по мере его углубления. Это лестница, по которой не стоит подниматься. Здесь лишь два первых способа разрешения конфликтов безупречны и, безусловно, могут быть рекомендованы.

Примеры способов разрешения конфликтов.

           1.Юмор.

           2. «Психологическое поглаживание».

           3.Компромисс.

           4.Анализ ситуации.

           5.Третейский суд.

           6.Ультиматум.

            7.Подавление партнёра.

            8.Разрыв связи.

Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо.

«Психологическое поглаживание» - проявление ласки, заключается в выделении положительных черт конфликтующего (ты умный, знающий, самый любимый).

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

Анализ ситуации – при выработке компромисса важен совместный анализ ситуации. Для проведения анализа необходимы несколько условий: нейтральная территория, продуманные логические вопросы, полная доверительность, состояние психологического равновесия.

Третейский суд – как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, чего они не заметили в «пылу борьбы».

Ультиматум, то есть предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкций), в случае отказа (если ты не…, то я вынуждена буду…). Ультиматум допустим лишь в отношении учащихся старшего школьного возраста.

Подавление партнёра – если затронуты принципы, убеждения, которыми конфликтующий не может поступиться, то используются крайние способы разрешения конфликта – подавление (моральное или физическое) и разрыв связи.

Вывод: к сожалению, не всегда можно избежать ссор и конфликтов. Часто мы, взрослые, не хотим поставить себя на место ребёнка, до хрипоты отстаиваем позицию «своей правоты» и на этом наживаем ещё больше проблем. Понять внутренний мир другого можно только при условии уважения к нему. Спешка, неумение и нежелание выслушать, взглянуть на проблему глазами дочери или сына, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, уверенность в универсальности своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создаёт психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Задача родителей – постараться избегать конфликтов, понять своего ребёнка и оказать ему поддержку. И по традиции каждый из вас получит «золотые правила»  воспитания, связанные с данной темой.

Помните:

-чтобы избежать конфликта, надо понять ребёнка, а чтобы понять, надо уметь поставить себя на его место, посмотреть на мир его глазами;

-в споре действуй убеждением, а не угрозой;

-пригласите «арбитра», который объективно рассмотрит проблему и решит, кто прав. Разумеется, этот человек должен обладать авторитетом и уважением обеих конфликтующих сторон;

-помните, что утро вечера мудренее. Дайте противнику поостыть и обдумать ваши слова, возможно, вы найдёте компромисс.

А сейчас я хотела бы попросить вас, уважаемые родители, зачитать высказывания умных людей.

1.Для гнева суть не важна. Он ищет лишь причину. (Гёте).

2.Почти всегда приходиться жалеть, что ссора не была прекращена.

(Л.Толстой).

3.Стремитесь, чтобы в споре слова ваши были мягки, а аргументы тверды.

(В.Сухомлинский).

Уважаемые родители, о чём заставил задуматься  Вас наш разговор?

Примерный ответ.

Этот разговор помог мне понять, что я чрезмерно много требую от сына, не обращая подчас внимания на его интересы и мнения. Сегодня я посмотрел на всё его глазами, поставил себя на место сына и понял, что он заслуживает гораздо больше уважения и признания.

Педагог.

Уважаемые родители, не скупитесь на любовь к вашему ребёнку. Будьте всегда друзьями ваших детей. Я хочу поблагодарить всех за участие в нашей беседе, которая, надеюсь, внесёт новизну в вашу воспитательную деятельность. Спасибо за внимание.

              Памятка родителям от ребёнка.

-Не балуйте меня, вы меня этим портите.

-Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

-Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабляет мою веру в вас.

-Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой» и «нытиком.

-Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

-Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время и у меня остаётся мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.

-Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

-Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

-Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

-Не защищайте меня от последствий ошибок. Я учусь на собственном опыте.

-Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

-Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

-Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом.

-И самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ!  Пожалуйста, ответьте мне тем же…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций

Материал помогает разобраться в типах  конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....

Разрешение конфликтных ситуаций в системе воспитательной работы в школе как путь к успеху

Решение конфликтных ситуациях в специальной коррекционной школе на примерах классов 8 вида (Презентация)...

Презентация "Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

Данная презентация составлена  по методическому пособию Г.А. Стюхиной "Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения"....

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма пред...

Урок английского языка с мультимедийной презентацией по теме: "Разрешение конфликтной ситуации" для обучающихя 8 класса

Представленная Вашему вниманию методическая разработка урока английского языка по теме: Разрешение конфликтной ситуации для 8 класса по УМК Spotlight ("Английчкий В фокусе") содержит пояснит...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...