На мир смотрите добрыми глазами» или нравственные отношения в семье
материал (6 класс) на тему

Буряк Жанна Робертовна

На мир смотрите добрыми глазами» или нравственные отношения в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rs_na_mir_smotrite_dob_glaz.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«На мир смотрите добрыми глазами»

или нравственные отношения в семье»

(творческая лаборатория)

      Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка.

     Задачи:

1. Совместное осмысление нравственных ценностей семьи.

2. Тренинг навыков нравственных отношений в семье как основы

воспитания ребенка.

3. Получение опыта содержательного и конструктивного общения.

Форма проведения: творческая лаборатория. Этап подготовки.

1. Формирование плана заседания творческой лаборатории родителей.

Образец

План заседания творческой лаборатории родителей

•  Нравственность — это актуально.

• Ты бойся словом хрупкий мир разрушить.

• Добро должно быть бескорыстным.

• Чтение и нравственность.

•  О запрещенных и желательных выражениях в семье.

•  Упражнения в нравственных поступках.

•  Все начинается с дома.

2. Проведение параллельного опроса учащихся (до родительского собрания) и родителей (на собрании) по методике «незавершенный тезис» (по В.М. Брюховой).

Образец

     Уважаемые родители! Просим Вас заявить свое участие в подготовке родительского собрания на тему «На мир смотрите добрыми глазами» или нравственные отношения в семье», выполнив предлагаемое в этом тексте задание. Просим Вас закончить каждое из приведенных предложений в соответствии с вашим пониманием их смысла. Заранее благодарим Вас за внимание к проблеме и откровенность.

Человек счастлив, если...

В хорошей семье всегда...

Если бы я нашел клад, то...

Самое главное в жизни — ...

Нельзя прожить без...

Если бы я все мог, то ...

      При обработке результатов опроса ответы группируются по следующим ценностным категориям: индивидуалистические и общественные, вещно-предметные и духовные, отношение к добру и злу, созидательный или разрушительный характер.

     3. Подготовка «памяток для родителей по основам нравственных отношений в семье (по В.М. Брюховой).

Образец

Памятка для родителей по основам нравственных

отношений в семье

•  Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает — подражая, он очень скоро вернет их вам.

•  Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.

•  Не говорите о людях неуважительно, плохо — ребенок станет отзываться так и о вас.

•  Поступайте с другими тактично — это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

•  Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение — нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.

     4. Цитаты на доску:

«Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» (Д. Локк).

«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье» (Л.В. Бетховен).

«Лучшее в добрых делах — это желание их утаить» (Б. Паскаль).

     5. Оформление «Календаря творческой лаборатории»:

На доске укрепляется несколько больших листов ватмана, соединенных вместе, по типу отрывного календаря. Всего в календаре 7 листов, на каждом из них крупно и наглядно написана одна из обсуждаемых позиций и цитата к ней.

    1 лист: «Нравственность это актуально».

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды,

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда.

Ты должен быть кому-то нужен

Всегда —- как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке —

Пусти ее из клетки ввысь.

(Н. Рачков)

     2 лист: «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить».

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

. Боков)

     3 лист: «Добро должно быть бескорыстным».

Свершая доброе деянье,

Не жди добра в ответ.

Сведет такое ожиданье

Добро твое на нет.

     4 лист: «Чтение и нравственность».

«То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой книг детства сделался потом невидимым и иногда неосознаваемым руководителем жизни» (Ушинский).

     5 лист:«О запрещенных и желательных выражениях в семье».

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком незнаком, Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком незнаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

(Р. Гамзатов)

     6 лист: «Упражнения в нравственных поступках».

«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать — значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым» (Ушинский).

     7 лист: «Все начинается с дома».

Я помню нежность маминых прикосновений, Наш в добрый мир открытый дом. Счастливый смех и радость откровений, Как хорошо мне было в нем!

Этап проведения.

Вступительное слово классного руководителя:

     Уважаемые собеседники, соавторы, партнеры в трудном деле воспитания детей! Сегодня наше родительское собрание мы проведем в уже знакомой вам форме творческой лаборатории, где каждый из вас свободен в выборе мнений и позиции, волен высказывать их присутствующим и имеет право не согласиться или промолчать.

     Предметом нашего обсуждения сегодня являются нравственные отношения в семье. Я думаю, что каждый присутствующий понимает, что нравственный стержень семьи, общества — это альтернатива прагматизму и себялюбию, засилью потребительских отношений между людьми, стремлению к материальным благам в ущерб духовным, разрушительному влиянию низкопробной информационной продукции.

     Формировать нравственность ребенка в семье — значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям:

— индивидуалистическим или общественным;

— вещно-предметным и духовным;

— добру и злу;

— созидательным и разрушительным.

Начнем с того, что, используя методику Незавершенный тезис», вы определите собственное отношение к перечисленным нравственным ценностям. Время на работу — 2 минуты. Затем каждый из вас получит ответы на позиции того же опросника ваших детей. Мы не будем вслух анализировать совпадения или несоответствия, выявленные проблемы. Каждый из вас это сделает для себя, и я уверена, вам будет над, чем подумать. (Тексты опросника раздаются родителям, окончание времени работы фиксируется звуковым сигналом — гонг, колокольчик).

Далее работа организуется «пошагово»: классный руководитель последовательно отрывает листы «календаря», укрепленного на доске, и организует работу по заявленному в них направлению.

Классный руководитель: Итак, мы убедились в важности сегодняшней темы и отрываем первый лист «календаря»: «Нравственность — это актуально». Переходим к обсуждению следующей позиции.

Лист 2: «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить».

Классный руководитель: Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоко нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходив. У других, напротив, без особых усилий получается все как надо. В чем же дело? Дело во многом, в том числе — в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.

     Однажды мне встретилось потрясающее по своей убедительности и эмоциональной силе «раскаяние отца». Этот текст создан известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед. Но, мне кажется, он очень созвучен тому, что переживают многие родители, независимо от того, в какой стране он живет.

     Со мной согласна одна из присутствующих мам, которая сейчас и прочтет этот текст для вас.

Образец

«Раскаяние отца» (У. Ливингстон Ларнед)

     Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.

     Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

     За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

     Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, — робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.

     Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

     Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

     А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

     Опыт показывает, что прочтение этого «письма» оказывает очень большое впечатление на присутствующих. И они с желанием обсуждают услышанное. Можно предложить следующие вопросы для обсуждения и обмена мнениями:

     1. Какое отношение к теме собрания имеет этот фрагмент?

     2. Какие собственные ошибки вы увидели в этом откровении?

     3. Какие чувства вы пережили, прослушав текст?

(Если организатор собрания считает, что мнения по указанным вопросам, высказываемые вслух в общем присутствии, вряд ли будут откровенными до конца, обсуждение можно организовать по-иному: классный руководитель предлагает ответить на них (либо на один из них) письменно, не указывая фамилий, а затем сам зачитывает вслух).

Классный руководитель: Завершить обсуждение я хочу предложением обсудить и сформировать первое правило нравственных отношений в семье. После обсуждения выбирается то, которое, по мнению большинства присутствующих, является наиболее верным. Возможный вариант:

«Не критикуй! Побойся ранить словом!»

Лист 3. «Добро должно быть бескорыстным».

Классный руководитель: Дети — всегда носителе определенных ценностей. Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей. Знают ли они о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяют ли они свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могут ли бескорыстно делать добро? Предлагается для осмысления и последующего обсуждения ситуация.

Ситуация: Вы идете по улице и увидели: человек прислонился к стене. Забудете ли вы про свои дела, узнаете ли, что с ним? Захотите ли помочь, будь это пьяный или больной? При этом, возможно, никто не скажет спасибо, а некоторые прохожие недоуменно или даже насмешливо взглянут на вас.

     Далее идет обмен мнениями по возможным вариантам поведения в описанной ситуации, после чего родителям предлагается определить свое место на одной из «ступеней порядочности»

Живи по совести

Помоги другому, даже в ущерб

себе

Не навреди

другому

     Каждый родитель выполняет это задание для себя, не обсуждая вслух.

     Классный руководитель: А теперь я раздам вам листочки, где по результатам опроса каждого из ваших детей (детям предлагалось смоделировать свое поведение в аналогичной ситуации с больным животным, замеченным на улице) наш школьный психолог определил их место на одной из «ступеней порядочности». Сравните и подумайте. Вот некоторые высказывания родителей:

     «С самого раннего детства в разной форме в различных выражениях ребенок слышит одну и ту же фразу — дай, получишь что-то взамен. Но ведь это ничем не отличается от известного всем «ты — мне, я — тебе».

     «Надо давать возможность ребенку быть добрым, поддерживать благие порывы. Например: «Возьми настольную игру в школу, поиграете на перемене или после уроков».

     «Я позволяю ребенку быть щедрым. И совсем не боюсь вырастить разиню и простачка».

     Классный руководитель: По-моему очень хорошо бескорыстные поступки формирует общение с животными. На одном из классных часов я прочла ребятам стихотворение, многие из них не смогли сдержать слез:

Я предал пса, что был ко мне привязан, Как добрый человек и друг большой. Я подарил его, как дарят вазу, Забыв, что он с понятьем и душой. Своей судьбе он покорился молча, Но глянул мне в глаза с такой тоской! А у чужих всю ночь он выл по-волчьи, Бросая вызов совести людской. Он звал меня. И я его услышал, Я тоже был с разлукою знаком. И вот он у меня под боком дышит, И руку лижет липким языком.

     По итогам обсуждения принимается следующее правило нравственного воспитания в семье:

«Учите делать добро бескорыстно!»

Лист 4: «Чтение и нравственность».

     Классный руководитель: Ребенок зеркало нравственной жизни родителей. Не будем ссылаться на улицу, перекладывать вину на школу. Заглянем внутрь себя: какие мы, такими вырастут и наши дети, несмотря на запреты, беседы, наказания, одергивания.

     Скажите честно, а вы много читаете? Сколько часов в день? Книги — ищи только газеты и журналы? Имеет значение даже, когда читаете. Одну из мам школьница спрашивает: «Мама, а ты, что, не любишь читать?» Мама была удивлена. «Конечно, люблю, а почему ты спрашиваешь?» — «Я тебя никогда с книгой не вижу». — «А я-то столько лет ночами работала, читала, писала, чтоб не потревожить дочку, когда она спит», — сокрушалась мама.

     Есть семьи, в которых телевизор работает почти постоянно — что ж, наверное, можно и так жить. Только тогда требование к ребенку — «Читай!» надо снять. Предвижу реплики: «Так что же, нам самим и не смотреть совсем телевизор, если ребенок в комнате?» Удивительно, родителей раздражает сама мысль, что надо чем-то поступиться ради ребенка, в чем-то себе отказать! Поверьте, не такая уж это большая жертва — иногда выключить телевизор.

     Итак, если вы хотите, чтобы в воспитании сына или дочери вы могли опереться на литературные примеры, еще раз проанализируйте свою жизнь, свои взаимоотношения с книгой, и, если можно изменить к лучшему, измените.

     А сейчас — наша короткая анкета. Ее вопросы мы сначала предложили вашим детям (они отвечали на вопросы о вас), а сейчас — вам. Предлагаю вам в течение 2 минут ответить на вопросы. Затем я раздам вам ответы детей о вашем чтении.

Образец

Анкета для родителей

«Ваше отношение к чтению»

1. Любите ли вы читать?

2. Что вы предпочитаете?

3. Что вами прочитано в течение последней недели?

4. Чем для вас полезно чтение?

     Классный руководитель: Ваши дети подготовили вам небольшой сюрприз — викторину, посвященную А.С. Пушкину. Слово — ученикам класса.

     1 ученик: Здравствуйте, наши дорогие родители!

     2 ученик: Вы любите задавать нам разные вопросы, журить нас за оценки.

     1 ученик: Но ведь вы тоже учились в школе. Представьте себя ненадолго учениками, ответьте на наши вопросы!

     2 ученик: За каждый правильный ответ получите 3 балла. Родитель, набравший больше всего баллов, станет победителем и получит замечательную книжку в подарок. Итак, наши вопросы.

     1 ученик: В каком произведении А.С. Пушкина стоит эпиграф: «Береги честь смолоду» («Капитанская дочка»).

     2 ученик: В каких произведениях А.С. Пушкина мы знакомимся с образом Петра Великого? (за каждое произведение по 3 балла) («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник»).

     1  ученик: Кто автор музыки к трагедии «Борис Годунов»? (М. Мусоргский).

     2  ученик: Один из героев А.С. Пушкина весело насвистывал: «Гром победы раздавайся». Кто это был? (Помещик Троекуров)

     1 ученик: Кто у Пушкина «В окно смотрел и мух давил»? (Дядя Евгения Онегина)

     2 ученик: Кто из пушкинских героев «острижен по последней моде, как денди лондонский одет»? (Евгений Онегин)

     1 ученик: Музыка к роману «Евгений Онегин» написана...?» (П.И. Чайковским)

Подсчитываются очки, победитель награждается.

     Классный руководитель: Итак, уважаемые участники, обсудим в завершение этого этапа нашей творческой лаборатории следующее правило нравственного воспитания в семье. Прошу предлагать варианты. В результате обсуждения принимается понравившееся всем, например:

     «Читайте сами! Читайте с ребенком! Читайте всей семьей!»

Лист 5. «О запрещенных и желательных выражениях в семье».

     Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение.

     К числу «запрещенных» выражений в семье можно отнести следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что... Сколько раз надо повторять... Неужели тебе трудно запомнить, что... ы стал таким (грубым, ленивым, неаккуратным и т.д.)... Все люди... (такие-то, так-то себя ведут...), а ты... Что ты ко мне пристал... К числу желательных выражений относятся: Ты у меня самый умный... Ты у меня самый красивый... С тобой мне так хорошо... Я тебе так доверяю...

У меня нет никого ближе тебя...

     Посоветуй мне... Я бы никогда не сумела сделать это без тебя...

     Классный руководитель: И еще, не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше.

     В процессе подготовки к собранию мы предложили детям известный тест «Нарисуй человека». Задание предполагало, что в течение короткого времени, не задумываясь, не стараясь, дети должны изобразить позу, выражение лица, жесты, направленность движений тела человека. Я раздаю рисунки вам, а вы, пользуясь моими комментариями, попробуете по его деталям оценить помыслы и действия вашего ребенка.

Образец

Комментарий к тесту

«Нарисуй человека»

     При интерпретации каждая часть тела носит символический характер: например, лицо — символ сферы общения. Если на рисунке черты лица нечеткие, то ребенок может ощущать сложности в общении. Если все детали лица прорисованы хорошо — это знак высокой заинтересованности в самом себе. Большие, с прорисованными зрачками глаза — признак агрессии.

Если на рисунке есть шея, значит, ребенок способен контролировать свои поступки. А уши свидетельствуют о соотношении между физическим и духовным.

Руки символизируют активность в общении. Если, например, руки спрятаны, прижаты к телу, в кармане, за спиной — это говорит о замкнутости, необщительности. Если расставлены в стороны — об общительности. Тело, нарисованное без рук, обозначает пассивность.

     Вопрос родителям: Что бы вы хотели бы исправить в рисунках ваших детей? Почему? Объяснило ли вам что-нибудь изображение ребенка в причинах поступков и реакций по отношению к другому человеку, его боли, страданиям? Идет обсуждение.

     По завершении этой части собрания «выводится» следующее правило нравственного воспитания, например, в следующей редакции:

«Любите людей! Говорите о них хорошее!»

Лист 6. «Упражнения в нравственных поступках».

     Классный руководитель: Известная своим гуманизмом и подвижнической деятельностью Мать Тереза как-то сказала: «Когда все в твоем доме станут любить друг друга, то поневоле обратишься вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать такими же любящими и счастливыми».

     Да, все начинается с дома: и добро, и зло. Привычные наставления о недопустимости безнравственных поступков, увы, часто «пропускается мимо ушей». По словам А.С. Макаренко, необходимо «...собственное упражнение ребенка в нравственных поступках».

     Ситуативная игра. Участники объединяются в группы и получают задание: предложить семейные ситуации, в которых дети могут получить опыт нравственного поведения. Каждая из ситуаций будет обсуждаться участниками.

Возможные варианты:

Ситуация 1. Пришли гости, у них маленький ребенок. Он взял любимую модель из коллекции машин взрослеющего сына. Как следует повести себя его родителям, чтобы он поступил правильно?

Ситуация 2. Дочь собирается на день рождения к подруге и решает подарить ей новую, довольно дорогую косметичку. Вмешивается бабушка: «Ишь, чего придумала! Родители надрываются, зарабатывают, а она — подарить!» Входит мама. Как спасти Ситуацию не обидев и бабушку?

Ситуация 3. Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какой должна быть реакция родителей?

Ситуация 4. Ваш ребенок просит купить собаку (недорого, продает другу). Но у маленького брата — аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?

     По итогам обсуждения формулируется очередное правило нравственного воспитания в семье:

«Формируйте нравственность поступками».

Лист 7. «Все начинается с дома».

     Классный руководитель: С. Соловейчик высказал по этому поводу следующую мысль: «Не обязательно страстно любить их, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чем-то, во всем или ни в чем не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или из четырех дедушек и бабушек — хоть один! — любил людей. Только эта любовь к людям и передается детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой».

Возможно, это одно из правил воспитания «домом».

     Задание родителям: Попробуйте продолжить список этих правил, которые связаны с домом, семьей, ее традициями, правилами, запретами.

Возможный вариант такого списка:

— поздравлять друг друга с днем рождения;

— многие вопросы решать за семейным столом;

— уважать право каждого на тайну;

— меньше смотреть телевизор, больше общаться;

— не выносить сор из избы;

— не вспоминать прошлые обиды;

— не молчать после ссоры;

— почаще хвалить друг друга.

Классный руководитель: Отчий дом... В нем начинается все самое главное, самое важное в жизни ребенка. Так пусть же все в нем будет гармоничным, наполненным высокой духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким, укрощайте свой гнев любыми подходящими способами, делитесь, друг с другом добрыми чувствами, любите людей, умножайте добро. И тогда ваш ребенок по праву разделит смысл этого четверостишия:

     Я помню нежность маминых прикосновений, Наш в добрый мир открытый дом, Счастливый смех и радость откровений. Как хорошо нам было в нем!

Приложение        

Несколько советов родителям по воспитанию

нравственности

     Если прикасаться к ребенку во время разговора, рассказа, беседы, то его развитие идет значительно быстрее.

Если гулять с ребенком и разговаривать с ним много о разном, то ребенок будет лучше учиться.

     Если читать ребенку книги, разглядывать с ним дома, растения, картины, то жизнь ребенка наполнится новым интересным содержанием. Если с детства в доме будет звучать старинная, народная, эстрадная, классическая музыка, то ребенок не вырастет узколобым рокоманом.

Если с детства приучить ребенка к сочинительству, настольным играм, рисованию, то он сможет удержаться от примитивного образа жизни.

     Если поручать ребенку постоянно усложняющиеся со временем дела, то он вырастет достаточно внутренне организованным и ответственным человеком.

     Если дарить ему подарки со значением — умные, интересные, то ребенок возьмет этот обычай в свою жизнь.

Если рассказывать при нем и для него о том, что происходит у вас на работе, о друзьях, проблемах, деньгах, любви и сексе, успехах и ошибках, то не будет ваш ребенок после школы беспомощным, как с луны свалившимся, инопланетянином.

     Если постоянно показывать ребенку красоту родного языка, то язык ребенка станет образным, раскованным, содержательным.

     Если в семье не играют, не шутят, не поют, то жизнь ребенка в этой семье обедняют.

«Ринг между родителями и детьми»

     В соревновании участвуют 2 команды: родители и дети. До проведения состязаний они готовят домашнее задание — представление команды. Сценарий «ринга»:

• Представление команд.

•  Разминка: набор несложных вопросов.

•  Разрешение ситуаций: родителям предлагается решить ее с позиций детей, а детям - представить себя в роли родителей.

• Составление краткого перечня прав и обязанностей родителей (над заданием работают дети).

• Составление прав и обязанностей детей (выполняют родители).

•  Между заданиями звучат музыкальные заставки и проводятся конкурсы болельщиков, задания оцениваются в соответствии с объявленной балльной шкалой жюри. В его составе - и дети, и взрослые.

•  В конце — подведение итогов.

Родительское собрание на тему:

«Как воспитать толерантного человека»

(круглый стол с элементами деловой игры)

      Цели: выявление проблем воспитания толерантности у школьников и определение содержания воспитательного взаимодействия по формированию указанного качества.

     Задачи:

1.  Определение критериев сформированности толерантности у школьников.

2. Выявление проблем воспитательной (семейной и школьной) практики по формированию указанного качества у школьников.

3. Выстраивание содержания воспитательных действий по формированию толерантности у школьников.

     Форма проведения: круглый стол с элементами деловой игры.

     Этап подготовки.

     1. Видеоопрос и сочинение детей на тему «Счастье, когда тебя понимают. А готов ли понять других ты?»

•  Понимают ли тебя окружающие так, как тебе бы этого хотелось?

•  Способен ли ты уважать человеческое достоинство даже тех людей, которых не понимаешь?

• Являются ли твои родители для тебя образцом понимания окружающих людей?

•  Оцени по пятибалльной шкале свою способность понимать и принимать окружающих людей.

•  Можешь ли ты нормально общаться с теми сверстниками, которых недолюбливаешь?

• Ты конфликтный человек?

     2.  Предварительное ознакомление родителей с вопросами для обсуждения:

— Как Вы понимаете, что такое толерантность?

— Считаете ли Вы, что эта проблема актуальна для обсуждения именно сегодня?

— Считаете ли Вы себя толерантным человеком?

— Как часто в Вашей семье происходят конфликты?

— Кто из известных для участников родительского собрания людей является для Вас образцом толерантности?

— Что труднее всего дается Вам, как воспитателям своих детей, в работе по формированию указанного качества?

     3.  Подготовка с группой родителей ситуационных заданий на темы: «Утро в Вашем доме», «Вас пригласили в школу», «Мы выполняем домашнее задание», «Мы ссоримся».

     4. Подготовка проектов «Памяток для родителей по формированию толерантности».

Этап проведения.

Классный руководитель: Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем уже почти семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли, чтобы получить новые знания о воспитании наших любимых детей, поделиться собственным родительским опытом и приобщиться к опыту других родителей. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма и весьма актуальна. Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.

     Наши задачи сегодня состоят в том, чтобы понять, что такое толерантность, каковы критерии ее сформированности, с какими проблемами сталкивается семья и школа на пути их разрешения и выстроить модель наших совместных действий по воспитанию толерантного человека. Форма проведения собрания — круглый стол, где каждый имеет право высказать позицию, мнение, задать вопрос. На определенном этапе нашего собрания мы попытаемся смоделировать некие ситуации, «погружение» в которые поможет Вам, уважаемые наши союзники, в деле воспитания отработать воспитательные приемы, вооружиться опытом формирования толерантности.

     Итак, мы начинаем. Напоминаю Вам вопросы для обсуждения (озвучиваются вопросы). Нашими консультантами по их компетентному обсуждению выступят сегодня психолог школы (фамилия), кандидат педагогических наук (фамилия), социальный педагог. Обсуждаем первый вопрос. Что такое толерантность? (Демонстрируется видеофрагмент опросов учащихся различных возрастов по проблеме толерантности, зачитываются фрагменты сочинений учащихся.)

Классный руководитель: Из видеофрагментов и содержания выдержек из сочинений становится понятно, что очень многие дети эгоцентричны, не пытаются понять позицию родителей, педагогов, друзей, нетерпимы к ним. Многие из-за несформированности этого качества «уходят в себя», дистанцируются от окружающих людей, не находят с ними общего языка, страдают и множат комплексы. Чаще всего результатом таких процессов становятся межличностные проблемы, которые мешают успешной учебе и обретению позитивного социального опыта. Предлагаем «открытый микрофон». Участники делают попытки предложить собственное понимание заявленной категории или задают вопросы, касающиеся их желания уяснить ее существо. Им помогает в этом научный консультант, который предлагает следующую информацию:

     В декларации принципов толерантности толерантность определяется как «...уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Принципы толерантности закреплены в законодательных актах и провозглашены в международных декларациях (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских политических правах, Конвенция о защите прав человека).

     К сожалению, нетерпимость через средства массовой информации, через достаточно агрессивно настроенное социальное окружение проникает и в детскую среду, находя в ней живой отклик. Может ли семья и школа как-то препятствовать этому? На наш взгляд, не только может, но я должна! Одна из важнейших целей воспитания — ориентация ребенка на общечеловеческие ценности. Сегодня важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости (толерантности), уважения прав людей всех рас и народов.

     Однако наряду с потребностями общества в воспитании толерантных граждан существуют факторы, препятствующие этому. Это: отсутствие устойчивых традиций свободы, плюрализма, уважения прав и свобод других. Могут ли люди после многовекового бесправия вдруг научиться уважать права других? Ведь демократические общества шли к этому столетиями. Эта наука давалась нелегко и стоила дорого. Это: рост популярности экстремистских идей, особенно среди молодежи; распространенные в массовом сознании стереотипы по отношению к представителям других культур. Они довольно устойчивы, усваиваются уже в детском возрасте и используются детьми задолго до появления их собственных мнений о тех или иных культурных группах. Это: характерные для подростков эгоцентричные установки сознания. Эгоцентристу свойственно: считать свои взгляды и свой образ жизни единственно верными; он осуждает, может быть агрессивным по отношению к. тем, кто живет иначе; он не желает понимать других, принимать их точку зрения, менять собственные убеждения. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другой человек — с иной, своей собственной логикой мышления и поведения. И часто пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

     Словарь иностранных слов трактует толерантность как терпение по отношению к чужим мнениям и верованиям. Толерантность сегодня рассматривается как способность видеть в другом именно другого — носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознание его права быть другим, отличным от меня; как безусловно положительное отношение к такой непохожести, как умение видеть другого «изнутри»; как способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого.

     Толерантность следует воспитывать уже в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. Именно в этом возрасте поиск приемлемых социальных ролей, интерес к общению за рамками ближайшего социума, потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром заставляют подростка впервые заинтересованно столкнуться с иными культурами. Именно в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Именно в этом возрасте, по мнению психологов, особое значение приобретает для ребенка его собственная жизненная позиция. Предпосылки этого — повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, стремление к отстаиванию собственного мнения.

      Многие исследователи считают признаками толерантности следующие: уважение человеческого достоинства всех без исключения людей, уважение различий, понимание индивидуальной неповторимости человека, взаимозависимость и взаимодополняемость, религиозная и национальная терпимость, патриотизм.

     Социальный педагог: Уважаемые собеседники! Вооружившись только что полученной информацией, попробуем сформулировать некие правила, выполнение которых представляются Вам обязательными в воспитании толерантного ребенка. Предлагаю объединиться «тройками» и обсудить варианты таких правил и представить их участникам.

Представленные варианты обобщаются и возникает коллективный проект таких «правил». Он может выглядеть следующим образом:

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

     Классный руководитель: Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятая в семье — их принятие и дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие — формирует толерантность ребенка. Пожалуйста, напишите три фразы:

  1. Слова, которые я произнесу, когда буду утром будить ребенка.
  2. Слова, которые я произнесу, когда буду провожать его в школу.
  3. Слова, которые я произнесу, когда мы встретимся вечером.

     Классный руководитель: А теперь давайте обсудим варианты. Вывод по окончании обсуждения сводится к мысли о том, что базовое доверие к миру, доброжелательность, понимание окружающих людей и стремление принять и понять их зависит от атмосферы в семье, от того, какие ценности в ней значимы. Поэтому неслучаен вопрос, который мы задали Вам, готовясь к этому собранию: Вы считаете себя толерантным человеком? Для того, чтобы Вам было легче оценить себя, предлагаем выстроить модель своего поведения в следующей достаточно типичной ситуации:

     Представьте себе, что открывается дверь и на пороге дома появляется Ваш ребенок с котенком на руках. «Он потерялся», — жалобно объявляет ребенок. Каковы будут Ваши действия в роли детей? А родителей? Давайте обыграем эту ситуацию в парах. Пары без предварительного обсуждения начинают имитировать роль ребенка и «родителя» (время регламентируется, и по звуковому сигналу диалог прекращается). Другие участники комментируют диалог, очерчивая при этом свою позицию.

     Классный руководитель: Я предлагаю Вам, уважаемые участники, тест, используя который каждый из Вас оценит свою способность понимать собственного ребенка и самому быть толерантным.

Образец

Тест для родителей

«Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

(А. Иванцова)

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

     а) дадите ему другое блюдо;

     б) разрешите выйти ему из-за стола;

     в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваги ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

     а) начнете его ругать, кричать;

     б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

     в) без слов выключите телевизор.

  1. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

  1. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

     Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего — А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

     А — это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

     Б — это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

     В — тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

     Вывод участников может быть примерно следующим: мы должны подниматься до уровня ребенка, потому что он в этом возрасте очень чист. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Завершается этот этап родительского собрания призывом ведущего ко всем участникам оценить наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, изменить характер воспитательных действий в отношении своего ребенка.

     Психолог: Очень часто причиной отсутствия или низкого уровня сформированности толерантности является семейные ситуации:

     1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизний

     2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стер жень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

     Психолог: А сейчас, уважаемые участники, мы с группой моих помощников-родителей продемонстрируем Вам наше видение некоторых семейных ситуаций: «Утро в Вашем доме», «Вас пригласили в школу», «Мы выполняем домашнее задание», «Мы ссоримся». Затем все вместе обсудим, насколько они типичны и что в них способствует, а что мешает формированию толерантности детей. (Показываются заранее подготовленные сценки, в них можно включить в качестве участников и детей). По окончании — обсуждение с комментариями психолога.

     Психолог: Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд. Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, действием. Очень важно для человека наказание, если:

• оно следует немедленно за проступком;

•  объяснено ребенку;

• оно суровое, но не жестокое;

•  оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Отсюда — ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания (текст «правил» раздается участникам):

1. Учитесь скушать и слышать своего ребенка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

     Классный руководитель: Таким образом, дети вырастают такими, какими их ожидают увидеть взрослые. Сказанное невзначай, не со зла любое выражение в адрес ребенка откладывается в багаж подсознания и во взрослой жизни всплывает в виде ситуации, нередко влияющей на его жизненный сценарий. Предлагаю Вам наши уважаемые собеседники, небольшое задание. Суть его — в сопоставлении возможных вариантов поведения родителей по отношению к ребенку. Вам следует заполнить таблицу (она находится на столах участников), время на эту работу — 5 минут. Возможный вариант выполненного задания:

Обсуждаемая в семье ситуация

Негативный вариант реакции взрослых

Позитивный вариант реакции взрослых

Родители обсуждают серьезную, значимую для семьи покупку машины. Взрослые высказывают   разные позиции, нервничают. Ребенок пытается высказать свое мнение.

Не твоего ума дело!

А как ты думаешь?

Ребенок поссорился со сверстниками и пытается поделиться с родителями своей проблемой. Но им некогда.

Вечно ты не вовремя!

Сначала ты помоги мне, потом я тебе.

Я тебе обязательно помогу, но позже.

Ребенок пришел из школы с замечанием в дневнике.    Родителей приглашают   в   школу. Они досадуют на ребенка, который пытается объяснить, что произошла ошибка, и он не виноват.

Уйди с глаз моих долой!

Иди ко мне, вместе разберемся.

     Варианты обсуждаются, комментируются психологом.

     Классный руководитель: В заключении нашего, на мой взгляд, продуктивного диалога хочется процитировать слова X. Канна: «Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!» Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками групповой коммуникации, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.

     Однако, вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "На мир смотрите добрыми глазами или нравственные отношения в семье"

Представлен сценарий родительского собрания. Содержит  рекомендации и памятки для родителей. Для классных руководителей....

Род и семья - источник нравственных отношений.

1.Вступительное слово учителя. 2.Создание игровой ситуации          через практическое задание 3. Работа  над новыми понятиями и определениями. ...

Способы сохранения нравственных отношений в семье.

презентация разработана для родительского собрания....

"На мир смотрите добрыми глазами..."

Родительское собрание-презентация....

Классный час "На мир смотрите добрыми глазами"

Сегодня мы с вами поразмышляем всего лишь над одним словом. Какая простая задача, скажете вы, но так ли это? Много замечательных слов о доброте. У слова «доброта» есть много слов спут...