Родительское собрание: «Семья и школа: партнеры в воспитании ребенка».
консультация (5 класс) на тему

Муравьева Лена Петровна

Родительское собрание: «Семья и школа: партнеры в воспитании ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_rod_sobr.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Семья и школа: партнеры в воспитании ребенка».

Цели:

Изучение особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями, школой.

Информировать родителей об организации учебно-воспитательной работе в школе и в классе.

Актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье.

Подвести родителей к анализу своих семейных установок, выявить ошибки в воспитании детей.

Подготовительная работа:

Готовятся бланки тестов «Комплексной методики для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» (приложение 2).

Готовятся памятки родителям (приложение 3).

Оформление: на доске написана тема собрания.

Ход собрания:

Вступительное слово классного руководителя.

Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…Педагоги это хорошо понимают и успешно используют в организации школьного учебно-воспитательного процесса.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Точка зрения социального педагога.

Семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно- воспитательном процессе, следует считать такие:

- неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;

- бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;

- авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;

- наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

- отсутствие нормального психологического климата в семье;

- фанатизм в любых его проявлениях (религиозный и т.д.);

- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

-противоправное поведение взрослых и т.д.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть, выстроена система принципов семейного воспитания, которую педагог активно должен проводить в воспитательной работе с родителями:
-дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви, счастья;

-родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

-диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;

- личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены и пронизаны гуманной идеей о наивысшей ценности ребенка.

 Классный руководитель предлагает родителям провести практический тренинг, в виде упражнений, в которых участвуют все участники собрания. В роли ведущего – классный руководитель. Все участники усаживаются в круг.

Упражнение № 1 «Продолжи предложение».

Цель: привлечение участников тренинга к индивидуально-психологическим свойствам личности; взаимопониманию между родителями и педагогами.

Описание упражнения: каждый участник тренинга представляется группе кратко дополняя предложение: «Мои положительные качества , которые я могу предложить группе, это…». Например: «Я, веселая Валентина, могу предложить группе свой опыт по доброжелательному отношению с ребенком…» и т.д. Качества личности, которые при этом называются, должны начинаться с той же буквы, что и имя говорящего.

После того, как участники тренинга представятся группе таким образом, ведущий обращает внимание на то, что все мнения очень разные, за счет своих индивидуальных личностных качеств.

Упражнение № 2 «Трудный случай».

Цель: вызвать у родителей ассоциации с ситуациями противодействия.

Инструкция ведущего: «Вспомните «трудный» случай из собственной родительской практики, когда Вам пришлось проявить выдержку, терпение.

Что это была за ситуация и почему она возникла, как Вы поступили, что Вы чувствовали после этого. Приведите примеры, когда Вы оказались «не на высоте», почему? Представьте себе, если бы Вам был дан шанс судьбой исправить какую-то ошибку в родительском воспитании, чтобы Вы поменяли и почему именно так это сделали?

Упражнение № 3 «Групповая дискуссия: «Аргументы «за» и «против»».

Цель: привлечь внимание родителей, педагогов к естественности присутствия элементов сопротивления детей педагогическому воздействию.

Описание упражнения: участники тренинга объединяются в две группы-1 группа - получает задание привести аргументы в пользу психологического воздействия в школе; 2 группа – привести аргументы против психологического воздействия в школе.

Работа осуществляется по следующему плану:

1 этап – выработка аргументов «за», «против» психологического воздействия в школе;

2 этап – презентация группами своих аргументов.

Заключительная часть.

Что же можно сказать  в заключение? Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.

Разрешите в конце нашего собрания поблагодарить всех собравшихся и предложить Вам памятки «Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей в школе и в семье.

Родителям раздаются памятки.

Приложение 2.

Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения.

(разработана доцентом А.А. Андреевым).

Часть 1.

Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты.

Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 – в полной мере;

4 – в значительной мере;

3 – на достаточном уровне;

2 – в незначительном уровне;

1 – практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.

5 4 3 2 1  1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).

5 4 3 2 1   2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).

5 4 3 2 1 3. Ответственность (умение держать слово).

5 4 3 2 1 4. Воля (умение не отступать перед трудностями).

5 4 3 2 1 5. Хорошие манеры поведения.

5 4 3 2 1 6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).

5 4 3 2 1 7. Образованность.

5 4 3 2 1 8. ум (способность здраво и логично мыслить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 7 классе. Тема. Семья и школа - партнеры в воспитании и развитии ребенка.

Сценарий открытого родительского собрания в форме семейной гостиной. Работа учащихся и родителей в группах (Мастерских) позволяет им  выдвигать идею,обдумывать ее, обсуждать и развивать. Это веде...

Родительское собрание «Семья и школа партнер в воспитании».

Цель: создание благоприятного психологического климата во взаимодействии родителей и педагогов;      Задачи: актуализировать проблемы воспитания ребенка в семье...

Сценарий родительского собрания «Семья и школа — партнеры в воспитании и развитии ребенка»

Определение новых форм и способов эффективного взаимодействия семьи и школы, воспитания и развития обучающихся в ОУ. Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, фо...

Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»

Общешкольное родительское собрание:«Семья и школа – партнёры в воспитании»...

Разработка классного родительского собрания "Семья и школа - партнеры в воспитании"

Разработка классного родительского собрания на тему "Семья и школа - партнеры в воспитании"...

Родительское собрание "Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка"

Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнить арсенал знаний по вопросу воспитания ребенка в семье и школе.Содействовать сплочению родительского и педагогического коллектива....