«Взаимодействие специалистов в сопровождении детей с нарушениями речи».
материал на тему

Атрохова Евгения Сергеевна

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие специалистов в сопровождении детей с нарушениями речи».

(учитель-логопед МБДОУ-д/с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка Атрохова Е.С.)

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей.

Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.

Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях группы компенсирующей направленности может быть достигнута при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.

1. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений

 Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей, в работе которого выделяются следующие основные направления: -коррекцйонно-воспитательное; -общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы.      

Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем.        

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон — именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями в которой содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим заданиям и на закрепление навыков пользователя самостоятельной речью с указанием детей и формы речи, доступной каждому ребенку. Перечень тем занятий целесообразно планировать сроком на 1 месяц. Конкретные задания логопед планирует по лексической теме на 1–2недели. В тетради отражается взаимосвязь логопеда и воспитателей по исправлению звукопроизношения у детей: указывается имя ребенка и конкретный речевой материал, содержащийся в индивидуальной тетради ребенка.

Задачи, которые ставят перед собой воспитатели следующие:

Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.

Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие графических навыков.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие познавательных способностей.

Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения.   

В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умения практически использовать разные модели высказывания — от простых до более сложных.       

  Немаловажная роль отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи — это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед и воспитатель следят, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений. Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности . В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки — ладушки» — для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки — для закрепления звука [л].

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от этапа логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка. Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

2. Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе

Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ — важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития. Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Мониторинг состояния здоровья (неврологический, соматический статус). Лечебно-профилактические мероприятия, контроль за лечебно-профилактической работой. Даёт рекомендации воспитателям и специалистам.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.

Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса.

Инструктор по физкультуре реализует следующие задачи:

Развитие:

- оптико-пространственных представлений и навыков;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- мелкой моторики пальцев рук.

Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.

Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д. На занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Перед музыкальным руководителем стоят задачи:

Развитие и формирование:

- слухового внимания и слуховой памяти;

- оптико-пространственных представлений;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

- темпа и ритма дыхания и речи;

- орального праксиса;

- просодии;

- фонематического слуха.

Автоматизация правильно произносимых звуков.

Активизация словарного запаса.

Музыкальный руководитель осуществляет задачи массового д/сада. Однако большое внимание он направляет на формирование регуляторных механизмов общего и речевого поведения, развитию внимания. В свои занятия музыкальный руководитель включает упражнения, направленные на воспитание наблюдательности, умения последовательно воспроизводить ряд движений, способность переключится с одного движения на другое, удерживать в памяти несколько движений. Развитие просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических навыков на музыкальной НОД.

Семья — это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития дошкольника.

Научно-методическая работа с педагогическим коллективом и формы взаимодействия специалистов состоят в следующем:

Совместное обследование детей. Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративно-тематическим планом.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.

Тематические педсоветы.

Проведение «круглого стола» специалистов, работающих в группе.

Консультации для специалистов.

Творческие микрогруппы.

Семинары-практикумы.

Проведение интегрированных занятий и совместных речевых праздников.

Взаимопосещение и анализ занятий.

Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.

Совет педагогов

Здоровьесберегающие компоненты в организации учебно-воспитательного процесса.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Семинар-практикум

В ДОУ идёт активное внедрение интеграции в коррекционно-развивающем обучении. Актуальные вопросы работы с детьми обсуждаются на семинарах-практикумах:

Хорошая речь – слаще мёда.

Развитие творческих способностей дошкольников.

Активизация речи игровыми средствами.

Развитие разговорно-монологической речи детей.

К сотрудничеству привлекаются родители, логопед заносит в тетрадь связи с родителями задания, которые выполняются и закрепляются дома

Консультации

Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»;

Виды работ педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у дошкольников»

Развитие артикуляционного праксиса методом биоэнергопластики.

Дыхательный тренинг.

Формирование звуковой культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие слухового восприятия.

На заседаниях творческой микрогруппы педагогов, учителей и родителей в целях осуществления преемственности со школой выносятся такие вопросы:

организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе;

возрастные особенности функционального и психического развития старших дошкольников;

методы и приёмы по формированию связной речи и логического мышления и т.д.

Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединили свои знания, умения, опыт в процессе образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечили высокие результаты коррекции речи: дети подготовительной к школе группы выпущены в школу с хорошей речью. Взаимодействие всех специалистов и педагогов на основе единого интегративного плана, обогащённая речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.

Исходя из вышесказанного предлагаем:

  1. Учителям-логопедам  ДОУ  и  ближайших  к  ним  школ  наладить личные контакты  с  целью  обсуждения  мероприятий по преемственности в работе, знакомства  с  организацией  и  содержанием коррекционной логопедической работы  с детьми в школе и ДОУ, обмена  опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
  2. Учителям-логопедам   ДОУ   и   школ   включить   в   годовой   план   работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
  3. Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе.
  4. Учителям-логопедам    ДОУ    заполнять   карточки    по   выпуску   на    всех выпускников      логопедической     группы,     поступающих     в     школу,   и   подклеивать  её   в медицинскую карту ребёнка. (Приложение 1). Карточка по выпуску позволит логопеду школы своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы, облегчит обследование, поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 14 сентября; в такие сроки углубленное обследование осуществить нереально). На  основе  рекомендаций  логопеда ДОУ учитель-логопед  может  направить  ребёнка  на  консультацию  к  психологу   или другим    специалистам,   дать   рекомендации   родителям   и   учителям, осуществлять   динамическое     наблюдение   за   развитием   и   обучением  ребёнка.

Психолого-логопедическое сопровождение будущих первоклассников начинается задолго до поступления их в школу. На первом собрании (для родителей будущих первоклассников) подробно знакомим с психологической и речевой готовностью ребенка к школьному обучению. Проводим индивидуальные консультации для родителей по проблемам речевого и психологического развития детей.

Подробное знакомство с ребенком происходит в процессе собеседования. Целью, которого является определение стартового уровня психологического и речевого развития будущего обучающегося и выбора программы обучения.

В ходе собеседования психолог определяет: сформированность основных мыслительных процессов, внутренней позиции школьника, общий кругозор ребенка, особенности восприятия, внимания, памяти и произвольность поведения.

Логопед в процессе данного собеседования определяет уровень речевого развития каждого ребенка: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи.

Далее совместно обсуждаются итоги психологического развития, речевого обследования и определяются пути эффективной коррекционной деятельности.

Данные результаты доводятся до сведения учителей начальных классов на первом психолого-педагогическом консилиуме перед началом учебного года: обсуждаются все кандидатуры для зачисления на логопедический пункт, определяются возможные проблемы в усвоении программного материала, даются рекомендации по их предупреждению.

На первой неделе обучения проводится родительское собрание «Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению», на котором подробно рассказывается, как помочь ребенку в адаптационный период. Именно в этот период особую значимость приобретают индивидуальные консультации психолога и логопеда по возникшим проблемам психологического и речевого характера.

Дальнейшее психолого-логопедическое сопровождение осуществляется через посещение уроков первоклассников, на которых отслеживается психологическая комфортность в классе, развитие познавательной и речевой деятельности ребенка, организация взаимодействия «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Итоги наблюдения обсуждаются совместно с учителем, по ходу даются рекомендации по каждому ребенку, вырабатываются единые требования к учащимся, оказывается методическая помощь в преодолении речевых нарушений в процессе учебной деятельности.

В конце адаптационного периода проводится психологическая диагностика эмоциональной сферы, самооценки и мотивации к учебной деятельности.

Итоговый психолого-педагогический консилиум по адаптации проводится в конце первой четверти, на котором уточняется стратегия дальнейшего психологического и речевого развития каждого первоклассника. Так же на консилиуме определяются кандидатуры для консультирования врачом психоневрологом. Совместно с учителем проводится беседа с родителями о необходимости медикаментозного лечения (так как у большинства детей с речевой патологией отмечаются нарушения ЦНС).

В течение периода обучения в начальной школе все обучающиеся находятся под постоянным контролем педагога-психолога и логопеда школы: проводятся ежегодно тематические родительские собрания, консультации, коррекционные занятия с младшими школьниками, диагностика психологического и интеллектуального развития.

На этапе перехода учащихся из начальной школы в основную на первой неделе обучения проводится психолого-педагогический консилиум по адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Где подробно знакомим коллег с особенностями психологического и речевого развития учащихся с целью поддержки накопленного у школьников речевого опыта, опыта активной учебной работы, опыта активных отношений учащихся в процессе учебных и логопедических занятий с друг другом, учителем и логопедом. Учителя - предметники имеют возможность ознакомиться с письменными работами учащихся, с речевыми и психологическими картами, в которых подробно зафиксирована динамика их развития.

На протяжении всего периода обучения в основной и старшей школе учителя и родители имеют возможность получить квалифицированную помощь, как психолога, так и логопеда.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов и основного звена, удается своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществлять преемственность в работе логопеда, психолога и учителей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи

Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...

«Взаимодействие специалистов в сопровождении детей с нарушениями речи».

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и п...

Конспект открытого мероприятия «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей, имеющих нарушения речи»

В конспекте представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного  возраста, которая проходила в логопедической группе «Мальвина», на базе МБДОУ д/с №16 «...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями письменной речи

Примерный алгоритм организационных решений относительно детей с трудностями в обучении (ТО) и находящихся среди них детей с дислексией и дисграфией....

Взаимодействие воспитателей и специалистов по сопровождению детей с особенностями в развитии

Взаимодействие воспитателей и специалистов по сопровождению детей с особенностями в развитии...