Взаимодействие и общение детей и родителей
материал (10 класс) на тему

Журавлева Нонна Валентиновна

Широко распространено мнение о том, что старшеклассники избегают общения со взрослыми в силу собственного взросления. Новое практически всегда входит в конфликт со старым. И все-таки потребность юношей и девушек во взрослении, а так же их желание скрыть свои слабые стороны личности перед окружающими, выражаются в острой необходимости и доверительному общению с близкими - взрослыми, родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy_dlya_roditeley.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Журавлева Нонна Валентиновна

Учитель первой квалификационной категории

Тематическое родительское собрание

«Взаимодействие и общение детей и родителей».

Цели: 1. Информационное обеспечение родителей.

  1. Развитие педагогической культуры.
  1. Поддержание атмосферы сотрудничества
  2. Конструктивного диалога.

Ход собрания: На родительское собрание приглашается школьный психолог. Классный руководитель раздает родителям анкеты (анкеты прилагаются). Родители отвечают на вопросы. Затем анкеты отдают психологу школы на обработку данных.

I Информация учителя об общении.

Широко распространено мнение о том, что старшеклассники избегают общения со взрослыми в силу собственного взросления. Новое практически всегда входит в конфликт со старым. И все-таки потребность юношей и девушек во взрослении, а так же их желание скрыть свои слабые стороны личности перед окружающими, выражаются в острой необходимости и доверительному общению с близкими - взрослыми, родителями.

Основной смысл любого общения подростков со взрослыми - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что волнует. В силу возрастной дистанции перед родителями стоят одни проблемы, а перед детьми - другие. Естественно, различаются и их потребности. Так что же мы удивляемся, почему дети вырастают не такими, как нам хотелось бы? Одна из причин в том, что мы не понимаем себя, пытаясь понять своего ребенка. Давайте выясним, какие позиции в общении с ребенком мы чаще всего занимаем, а для этого рассмотрим эти позиции.

Позиции в общении.

Жертва. Человек в позиции жертвы всегда разговаривает так, чтобы снискать себе расположение других, вызвать сострадание к себе и попросить о помощи. Фразы: «Что же мне делать, он меня совсем не слушает? Я ничего не понимаю?» И, наконец, «Я так себя плохо чувствую» - излюбленная фраза жертвы.

Прокурор. Человек в позиции прокурора всегда разговаривает свысока. Он учит, приказывает, осуждает. Фразы: «Ты всегда такой! Я знаю, что лучше! Ты виноват во всем! и т.д.»

Статист. Человек в позиции статиста комментирует события, действия. Особенность в том, что все фразы начинаются одинаково «если бы ...»! А далее размышления о третьих лицах. Длинные, витиеватые фразы: «Я не могу поступить иначе, ведь ты не сделал того, что мог сделать, ты должен отвечать за свои поступки». Он часто ссылается на высказывания великих людей, народную мудрость (пословицы, поговорки). В отличии от прокурора тон разговора холодный.

Названные позиции в общении деструктивны по своей сути. Они способны вызвать у ребенка такие негативные чувства, о которых мы, взрослые, даже не подозреваем.

II Практическое задание для родителей

«Общение с детьми в семье».

Учитель раздает родителям карточки. В этих карточках перечислены возможные способы общения родителей с детьми в семье и их последствия. (Родители получают одну карточку на двоих - работают в парах).

При обсуждении учитель просит родителей подумать над вопросами (вопросы на доске).

  1. Какие способы общения используются вами чаще всего? Почему?
  2. Какие способы не используются? Почему?

Карточки со способами общения с детьми, оказывающие влияние на развитие личности ребенка.

I Приказание, распоряжение, инструктирование, команда.

Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства и потребности не важны для родителей он должен соглашаться и исполнять все в соответствии с чувствами и потребностями родителей: «Меня не волнует, что ты хочешь делать, возвращайся домой сию же минуту».

Сообщения вызывают страх перед родительской властью. Ребенок слышит угрозу от того, кто больше и сильнее его. («ступай к себе в комнату, если не пойдешь - я тебя туда отправлю). Они могут вызвать у ребенка чувство сопротивления или злости, часто являясь причиной жестокости, вспышек раздражения, противостояния родительской воле.

II Предостережение, предупреждение, угроза.

Эти сообщения могут заставлять ребенка почувствовать страх и покорность («Если ты так сделаешь, то пожалеешь об этом»).

Они могут говорить об отсутствии у родителей уважения к желаниям и потребностям ребенка («Если ты не прекратишь стучать по столу, я рассержусь на тебя»)

Эти сообщения также как бы провоцируют ребенка на то, чтобы он проверил меру серьезности угрозы родителей. Дети иногда испытывают соблазн сделать то, что им запрещали лишь для того, чтобы посмотреть последует ли наказание.


III  Поучение, увещевание, морализирование, проповедь.

Подобные сообщения опираются в своем воздействии на ребенка на власть внешнего авторитета, долга, обязанностей. Дети могут отвечать на «должен», «обязан», «надо» сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции.

Они могут стать причиной актуализации чувства вины в ребенке - чувства, что он «плохой» («Ты не должен так думать»).

Могут заставить ребенка чувствовать, что родители не доверяют его способности оценивать планы и других людей. («Ты  всегда должен уважать своих учителей»).

IV Советы, предложения, объяснения.

Такие сообщения часто переживаются ребенком как свидетельство того, что родитель не доверяет оценке ребенка или его способности найти правильное решение. Они могут оказать на ребенка такое влияние, что он прекратит сам думать и решать проблемы - станет зависимым от родителей. («Что я должен делать, папочка?»)

Совет иногда как бы сообщает ребенку о вашем превосходстве. («Твоя мать и я знаем, что лучше»). Дети могут далее приобрести чувство собственной неполноценности. («Почему я не думаю об этом? Ты всегда лучше знаешь, что делать»).

Постоянные советы приводят к тому, что ребенок все свое время пытается реализовать идеи и советы родителей, исключая развитие своих собственных идей.

V Осуждение, «приговор», критическая оценка, порицание, упреки.

Эти сообщения, вероятно, в наибольшей степени, чем другие, заставляют детей чувствовать себя неадекватным, зависимым, глупым, недостойным, плохим.

Как родитель оценивает ребенка, так во многом и ребенок оценивает себя. («Я так часто слышал, что я плохой, что чувствовал, что должен быть плохим».)

Негативная критика вызывает контркритику. («Я вижу, что ты делаешь то же самое! Тебе можно, а мне нельзя».)

Оценка сильно влияет на детей: они начинают скрывать и прятать свои чувства от родителей («Если я расскажу им, они будут меня осуждать»).

Дети, как и взрослые, не хотят, чтобы их оценивали отрицательно. Они отвечают  обороной только для того, чтобы защитить свой «образ Я». Часто они испытывают злобу и чувство ненависти к оценивающему их родителю, даже если наказание и справедливо.

VI Похвала, согласие.

В противоположность общепринятому мнению о том, что похвала всегда полезна ребенку, похвала часто дает негативные эффекты.

Позитивная оценка, которая не соответствует «образу Я» ребенка, может вызвать враждебность: «Я не хорошенькая, я уродлива». Дети делают заключение, что если на этот раз родители оценили их положительно, то в следующий раз они могут оценить их отрицательно.

Похвала часто воспринимается ребенком как попытка манипулировать им - хитроумный способ заставить его сделать то, что хотят родители. («Вы так сказали, чтобы я старательнее учился»).

Дети часто стесняются и чувствуют дискомфорт, получая похвалу, особенно в присутствии своих друзей («О, папа, ведь это неправда!»).

Дети, которых много хвалят могут стать зависимыми от тех, кто их хвалит, от похвалы и даже требовать ее («Ты ничего не сказала о том, как я убрал комнату.»  «Как я выгляжу, мама?»).

VII Ругань, насмешки, пристыживание, «обзывание».

Подобные сообщения могут оказать разрушительное воздействие на ребенка. Они могут заставить ребенка чувствовать себя недостойным, плохим, нелюбимым. Когда ребенок получает подобное сообщение от родителей, стремящихся повлиять на него, - маловероятно, что это влияние будет реализовано. Вместо этого ребенок может оправдывать себя и свести на нет родительскую несправедливую оценку. («Я вовсе не выгляжу вульгарно, покрасив глаза»).

VIII Утешение, успокаивание, сочувствие, поддержка, помощь.

Такие сообщения вовсе не так полезны, как считает большинство родителей. Родители утешают и успокаивают потому, что они испытывают дискомфорт, когда их ребенок огорчен, разочарован, ему больно, обидно и т.п. Подобные сообщения говорят о том, что вы просто хотите, чтобы он перестал испытывать эти чувства и переживания. («Не переживай, и все будет в порядке»).

Обесценивание чувства, которое испытывает ребенок, и успокаивание его часто прерывает дальнейшую внутреннюю работу, потому что ребенок чувствует, что вы хотите, чтобы он перестал испытывать то, что чувствует в данный момент (непринятие чувств ребенка).

IX Расследование, допрос, вопросы.

Вопросы, которые вы задаете, могут восприниматься детьми как недостаток доверия, подозрение или сомнение. («Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»)

Кроме того, дети рассматривают многие вопросы как попытку поставить их в трудное положение, «загнать в угол», повод, чтобы «пилить их». Дети часто ощущают угрозу, исходящую от вопросов, особенно если они не понимают, почему родители спрашивают их. Заметьте, как часто дети говорят: «Почему ты спрашиваешь об этом?» или «И к чему ты клонишь?».

В силу этого вопрос - вовсе не лучший метод облегчения коммуникации для другого, и например, может сильно ограничить его свободу.

X Уход, отвлечение внимания, развлечение, юмор (попытка превратить в шутку).

Такие сообщения могут говорить ребенку о том, что вы не заинтересованы в нем, не уважаете его чувства или откровенно отвергаете его. Дети в большинстве своем совершенно серьезны и полны решимости когда у них возникает нужда о чем-либо поговорить. Когда вы шутите над тем, что их волнует, они чувствуют себя обиженными и отвергнутыми.

Дети, как и взрослые, хотят быть услышанными и понятыми с уважением. Если их родители будут отмахиваться от них, они скоро научаться обсуждать свои важные проблемы и чувства где-то и с кем-то вне родительского дома. Таковы они наши «взрослые» дети!

III Заключение. Два «золотых» правила.

  1. Выбирайте любой метод воздействия, главное - чтобы он соответствовал ситуации и обстоятельствам.
  2. Говорите о своих чувствах и не переходите на личности, то есть оценивайте не человека, а поступки.

Далее слово предоставляется психологу школы (подводит итоги анкетирования, делает свое сообщение).


Анкета для родителей

  1. Как вы думаете, чего ждет ребенок от семьи в которой живет:

а) хорошей организации быта

б) радости общения

в) покоя и защищенности

  1. Что более заботит вас в семье?

а) здоровье детей

б) хорошая учеба

в) трудовое участие детей в семье

г) настроение детей и причины его изменений

  1. Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка более значимой?

а) быть материально обеспеченным человеком

б) встретить любовь

в) иметь много друзей

г) реализовать свои интеллектуальные возможности

  1. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) радость общения

б) возможность быть самим собой

в) мучение и пытка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей.

  Возраст 6-7 лет специалисты считают наиболее благоприятным для художественно-эстетического  развития. Это развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, н...

Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.Мною представлены формы взаимодействия с родителями, которые способствуют достиж...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время явля­ется актуальной проблемой современной педагогики, медицины, психоло­гии...

Сценарий тематического родительского собрания "Взаимодействие и общнение детей и родителей"

Сценарий тематического родительского собрания «Взаимодействие и общение детей и родителей»ЦелиИнформационное обеспечение родителей.Развитие педагогической культуры.Поддержание атмосферы сотрудничества...

Программа развития эффективного и конструктивного взаимодействия и общения родителей с подростками.

Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с подростком....

Программа развития эффективного и конструктивного взаимодействия и общения родителей с подростками.

Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с подростком....

Мини анкета "Общение детей и родителей в лицах"

Мини анкета для родителей. Диаграмма типичного школьного дня ученика....