Воспитание ответственности учащихся за свои поступки и взаимопомощи в семье через трудовые поручения.
материал на тему

Лисенкова Наталья Борисовна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

   

 Воспитание ответственности учащихся за свои поступки и взаимопомощи в семье через трудовые  

                     поручения.

Одним из важных средств воспитания детей с проблемами в развитии является труд.

   Участие детей в различных видах труда способствует их всестороннему развитию. В процессе труда у ребёнка формируются нравственные качества: дисциплинированность, бережное отношение к вещам, уважение к труду, ответственность, взаимопомощь.

   В нашей школе, начиная с 1-го класса проводится большая образовательная и воспитательная работа, направленная на то, чтобы сделать детей сознательными, ответственными тружениками. Главная задача школы – вооружить воспитанников трудовыми навыками и умениями, необходимыми в будущем.

  Успешность социально – трудовой адаптации учащихся зависит не только от прочного овладения трудовыми и учебными навыками, но и от наличия интереса к деятельности и потребности в ней, от осознания её практической ценности, чувства своей ответственности и других качеств, которые формируются не только в процессе школьного обучения, но и в условиях семьи. Школьник, который приобретает в семье трудовой опыт, сможет в дальнейшем успешнее работать и поддерживать порядок в своём доме, на производстве, в учреждении.

   В семье закладываются основы трудового воспитания. Родители имеют возможность приучать детей к труду с самого раннего возраста и достигнуть такого положения, чтобы ребёнок, поступая в школу, уже обладал доступными ему трудовыми навыками, чтобы уже была развита способность выполнять поручения учителя и детского коллектива.

  К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что в детстве школьника надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный  жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка, охраняя его от неприятных трудовых обязанностей. Такое отношение действует не на пользу детям, а идёт во вред им. Дети растут изнеженными, неподготовленными к практической жизни и вместе с тем, лишёнными необходимой физической закалки.

   Наша общая задача – воспитать у детей важнейшее нравственное  качество – любовь к труду. Это качество формируется при условии, если переживается радость трудового успеха. А успех получается в тех случаях, когда ребёнок выполняет посильную работу и чувствует, что он законно заслужил одобрение родителей. Радость успеха бывает особенно значительной в тех случаях, когда дети преодолевают некоторые трудности. При этом всегда нужно стремится к тому, чтобы дети в конце концов дети смогли справиться с порученным делом. Поэтому важно при распределении трудовых обязанностей непременно учитывать возраст детей и их физические возможности.

    Приучать к труду ребёнка надо постепенно, включая его в общие семейные дела. Мать, уходя из дома, распорядилась: «Прибери в комнате, протри везде пыль и протри мокрой тряпкой пол». Искренне желая всё сделать как можно лучше, мальчик всё же не смог выполнить поручения. Во-первых, он не знал, что значит «везде» вытереть пыль. Кроме того, он не умел пользоваться тряпкой и водой, и так налил в комнате, что матери пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы восстановить в комнате порядок.

«Ну разве он может быть помощником? Я же говорила, что рано  ему ещё» - волновалась мать.

  В чём же ошибка этой матери? Она не учла, что её сын никогда не принимал участия в уборке комнаты и не имел никакого опыта в этой работе. А ведь его надо было постепенно приучать к домашним делам, объяснять и показывать как выполнять ту или иную работу.

  Постепенно приучать ребёнка к выполнению какого-либо вида работы можно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в труде основную роль играют родители, а дети выполняют отдельные  поручения. Первое время, например, работу по уборке комнаты можно организовать так: один стул берёт девочка, другой – мать. «Смотри, как я протираю стул – объясняет мать, - вот в этих местах скапливается больше всего пыли. Здесь надо более тщательно протирать». Девочка старательно подражает матери.

   Когда ребёнок освоит ту или иную работу и начнет свободно с ней справляться, ему следует давать самостоятельные задания. Например, идёт уборка комнаты. Мать подметает пол, а девочка в это время протирает стулья так, как её научила мама.

  сначала ребёнку надо давать небольшие задания и переключать на другую работу по мере выполнения предыдущего поручения. Если первое время ребёнок с непривычки устанет, следует быстро переключить его на другую, более лёгкую работу. постепенно привлечение детей к домашней работе помогает вырабатывать у них нужные умения и навыки.

  Домашний труд становится делом необременительным, вырабатывается необходимое трудовое усилие, ответственность.

   Одно из главных условий воспитания трудолюбия – серьёзный интерес родителей к труду детей – учебному, домашнему, общественно-полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своего сына или дочери, в её результатах.

  Участие ребёнка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и близкими, отсюда вырастает потом естественная потребность выполнения общественного долга, ответственности взрослого, гражданина.

                   Литература:

Г.М. Дульнев «Основы трудового обучения во вспомогательной школе»

 

 

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научиться быть ответственным за свои поступки

Задачи родительского собрания:-обсудить проблемы поведения учащихся в  школе и дома-формировать у родителей понимания значимости  данной проблемы  для становления характера их ребенка...

Как научиться быть ответственным за свои поступки

Рекомендации родителям на родительском собрании....

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."...

Родительское собрание в 9-м классе " Как научиться быть ответственным за свои поступки"

Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов,...

Научная статья на тему : «Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста»

Научная статья на тему :«Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста»...

«Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающихся с разным уровнем подготовки и мотивации ( технология деятельностно

laquo;Успешные практики  использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную  деятельность обучающи...

Классное родительское собрание «Формирование у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах».

Классное родительское собрание«Формирование у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах»....