Вместе с мамой. Развитие слухового внимания.
консультация на тему

       С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей…

Но ребенок не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредотачиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок к 2 годам уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sluhovogo_vnimaniya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания.

       С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей…

Но ребенок не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредотачиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок к 2 годам уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

 Предлагаем несколько игр, в которые Вы можете в домашних условиях поиграть со своим ребенком. Игровая форма поможет развить слуховое внимание и восприятие.

  Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

  • Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте Вы играете.
  • Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер и т.п.
  • Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. п.
  • Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
  • Пойте короткие , ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать  диски для детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и

                                    от жизненного опыта.

  • Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему все о том, что вы видите.
  • Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.

Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас пойдем гулять и т. п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем. 

   

НАЙДИ ПО ЗВУКУ

Берем музыкальную игрушку (которая сама умеет играть длинные мелодии).

Незаметно прячем игрушку от малыша и включаем ее, чтобы она начала играть. Малыш должен найти игрушку по звуку.

Сначала прячем игрушку так, чтобы ее было легко найти (кладем игрушку на видное место, накрываем часть игрушки платочком, засовываем игрушку под кровать или шкаф так, чтобы половинка торчала наружу).

Когда малыш освоиться и поймет правила игры – начинаем прятать игрушку от глаз ребенка полностью, чтобы он искал ее только по звуку (складываем в коробку с игрушками, засовываем под диван, накрываем платком и т.п.). Естественно, игрушку нужно прятать так, чтобы малышу было по силам ее обнаружить.  Если малыш затрудняется – помогаем ему: «Посмотри, может она там?» (показываем направление, в котором надо искать, но не само место, где она спрятана).

 ИГРАЕМ В  ПРЯТКИ

В детстве все любили играть в прятки, но мало кто задумывался что, играя, он развивает логику и внимание.

Малыши тоже с интересом будут искать маму, спрятавшуюся в комнате. Естественно нужно прятаться так, чтобы маму было легко найти. Если ребенку трудно найти Вас, позовите его голосом: «Я тут, найди меня!».

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
Цель:  развитие слухового внимания и фразовой речи.
Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.),
Ход  игры:
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.
Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п.
За каждый правильный ответ ребенок получает награду цветные фишки или маленькие звездочки.
КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?
Цель
: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход игры:
Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает:
—Возьми мишку и посади в машину.
—Возьми мишку из машины.
—Посада в машину куклу.
—Покатай куклу в машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, Но очень четко.
БЕГИ НА НОСОЧКАХ
Цель: развитие слухового внимания, координации и чувства ритма. 
Материал: бубен 
Ход игры:
Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения; под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит.
ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве.
Материал: звоночек.
Ход игры:
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит: «Правильно!» Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.
Необходимо следить, чтобы ребенок во время игру не открывал глаза, а, указывая направление звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.


По мере роста и развития ребенка будет увеличиваться объем слухового внимания, его устойчивость, начнет развиваться его произвольность. К 2-3 годам малыш уже сможет слушать небольшие стихи, сказки ("Курочка Ряба""Колобок", "Волк и семеро козлят", "Репка", "Как коза избушку строила" и другие), рассказы (Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского). 




5. Покажите 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малышка не уловит характер звука. Начинать упражнение необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево. Позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний. 

6. Выставите перед ребенком хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Без зрительной опоры предложите определить, что он услышит, и рассказать о Ваших действиях. Малыш отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку (вариантов много). Если упражнение вызывает трудности, проводите его со зрительной опорой. 

7. В одинаковые непрозрачные баночки поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите каждый раз отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий. 

8. Учите ребенка различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру. Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д. 

9. Это упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать крохе: "Мяу" громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот). 

10. Для занятий можно использовать металлофон, губную гармошку, барабан. Произведите какую-нибудь простую мелодию (отстучите ритм на барабане). Пусть ребенок послушает. Затем предложите ему сочинить свою музыку. Малыш может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности. 

11. Перед выполнением этого упражнения сначала прочтите ребенку русскую народную сказку "Три медведя". Затем, меняя высоту голоса, попросите ребенка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Реплики одни и те же:
"Кто сидел на моем стуле?"
"Кто ел из моей чашки?"
"Кто спал в моей постели?"
"Кто же был в нашем доме?"
Произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах. Если малыш затрудняется назвать персонаж по имени, предложите ему соответствующее изображение на картинке. Когда кроха научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. 

12. Упражнение "Положим куклу спать" (проводится с игрушками).

На звук "а" укладываем куклу спать:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
А-а, а-а, а-а... (попросите ребенка повторить звук) 

На звук "У" укладываем спать бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок.
У-у, у-у, у-у...

На звук "И" укладываем мышку спать:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
И-и, и-и, и-и... 

13. Различение звуков "МУ", "МЯУ".
Показать ребенку картинку, на которой нарисована кошка. Назвать слово ("кошка") и дать образец звукоподражания. Попросить ребенка повторить. Затем показать картинку с изображением коровы и дать образец звукоподражания. Попросить ребенка повторить.
- Покажи, где кошка (корова)? Как говорит кошка (корова)?
Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний. - Кто кричит: "Му" ("Мяу")? 

Развитие ритмических способностей малыша


Важным условием для правильного речевого развития является развитие ритмических способностей ребенка. И совершенно верно высказывание швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далъкроза о том, что "музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека". 

РИТМ (как определяет словарь) - это временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временных и пространственных величин. 


Развитие ритмических способностей наряду с развитием слухового внимания также имеет большое значение для становления речи.

Небольшое отступление к неврологии.

У каждого полушария человеческого мозга свои функции. Левое полушарие несет ответственность за логическое мышление, правое полушарие отвечает за интуицию, восприятие цвета, звуков, образов. Впечатления и мимолетные образы, которое "уловило" правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. 

Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу понять свое тело. Многочисленные исследования неврологов и нейропсихологов, логопедов доказывают, что если у ребенка несовершенно чувство ритма, то это приводит к темповой задержке становления речи, к нарушению ее интонационной выразительности.

Уже в ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость слогов, затем чередование разных слогов. Ученые отмечают тесную взаимосвязь между лепетом и ритмичными движениями младенца: малыш ритмично взмахивает руками, стучит погремушкой и при этом выкрикивает слоги лепета в ритм движений. Как только движения прекращаются, малыш умолкает.
Формирование чувства ритма идет параллельно с формированием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сферами. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха, движений. Умение правильно воспроизводить различные ритмические рисунки способствуют в дальнейшем правильному воспроизведению ритмического рисунка слов и их слоговой структуры. 

Предлагаю задания, которые помогут развить чувство ритма у вашего малыша. 

1. Работу по формированию чувства ритма желательно начинать с первых месяцев жизни. Сначала это должен быть массаж с пением или использованием потешек, пестушек.
2. В 1,5-2 месяца начинайте танцевать под музыку (или напевайте сами) с малышом. Возьмите кроху на руки, включите музыку (напевайте) и покачивайте малыша, наклоняйте, подбрасывайте в такт музыке, кружитесь с ним по комнате. Можно двигать ручкой малыша, трясти погремушкой, делать ритмичные движения платком. Со второго месяца жизни вашего малыша к массажу добавьте гимнастику с пением. 

3. С 4-5 месяца жизни уже можно вводить метрическую пульсацию, выстукивание "в такт" фонограмме или пению с помощью взрослого различными видами звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы), а также на шумовых и детских музыкальных инструментах. 

5. В конце первого года жизни - начале второго давайте малышу слушать музыку, детские песенки, инсценировки сказок. С этого возраста приучайте слушать классическую музыку. Включайте ее, когда укладываете ребенка спать или когда он занят с игрушкой. 

5. Поощряйте движения под музыку. Как можно чаще предоставляйте ему возможность самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии. 

6. Учите своего малыша воспроизводить тот или иной ритмический рисунок хлопками, постукиванием. 

7. Большинство малышей любят играть с кухонной утварью. Устройте вместе с ним домашний оркестр из кухонной посуды. Восторгу крохи не будет предела! Меняйте темп движения: отстукивайте ритм то быстрее, то медленнее, то тише, то громче. 

8. Предлагайте малышу музыкальные игры, роль которых в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Все без исключения малыши обожают шумовые музыкальные инструменты, игры типа"Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др. Пусть ребенок пританцовывает, подпевает (как может). И нет ничего страшного в том, что ваша кроха проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Со временем малыш научится и начнет петь небольшие песенки целиком, хотя и неправильно произнося звуки. И пусть вас это не смущает и не пугает. Пойте песню вместе с ним. 

9. Подбирайте рифмующиеся слова. С ребенком с 2 лет можно поиграть в игру "Подскажи словечко". Для этого используйте хорошо знакомые ему четверостишия. Вы начинаете строчку, ребенок добавляет слово.
Например:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке ... (лапу)
* * *
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался ... (зайка)
* * *
Стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака очень хорошо подойдут к этой игре. 
Если используете стихотворения незнакомые или малознакомые ребенку, то сначала прочитайте все стихотворение малышу. Затем прочтите еще раз, одновременно отстукивая ритм ручкой или ножкой ребенка. И потом еще раз читайте, выделяя паузой рифмующиеся слова, как бы ожидая от ребенка продолжения. 

10. Предлагайте ребенку послушать тиканье часов (будильник, наручные часы). Замечательно, если есть возможность послушать стенные или напольные часы с боем. 

11. Если в доме есть фонендоскоп, то предложите малышу послушать удары сердца его собственного, мамы, папы и других членов семьи. 

12. С 3-х лет малышей можно водить на концерты классической музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие слухового внимания детей раннего возраста»

развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха необходимо начинать с раннего возраста...

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Цели занятия:Коррекционно-развивающие:- Формировать фонематические процессы;-Развивать голос, дыхание;-Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей.Коррекционно-образовательная:-Формировать...

Буклет "Развитие слухового внимания"

Буклет создан для родительского собрания. Это подборка игр- упражнений направленных на развитие и активизацию слухового внимания....

Развитие слухового внимания

Информация для стенда учителя-логопеда...

игры на развитие слухового внимания

Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации  неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, с...

Игры на развитие слухового внимания

Слуховое внимание- это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека....