Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классах.
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Остапенко Ирина Александровна

Материалы для выступления на iшкольном и муниципальном родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_sistema_podgotovki.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классах

                                                                  Знание только тогда становится знанием,

                                                                             когда оно приобретено усилиями своей

                                                                                                             мысли, а не памятью.

                                                                                                                             Л.Н.Толстой.

       

Слайд 2.

Добрый день, уважаемые родители, коллеги.

Мы все когда-то учились в школе и, конечно, сдавали выпускные экзамены. Вы знаете, что в экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. И каждый из нас испытывал определенные трудности в этот период. Я думаю, вы все со мной согласитесь, что преодолеть эти трудности нам помогали такие качества, как трудолюбие, любознательность, систематические занятия в школе и дома, терпение, помощь взрослых (учителей, родителей, старших братьев и сестер).

А теперь пришло время и нашим детям сдавать выпускные экзамены. Это для них первое, очень ответственное испытание. А наша с вами задача им помочь…

Слайд 3.

Ведь итоговая аттестация – по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ (основному государственному экзамену).  Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку недостаточно  грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Цель моего выступления сегодня вас с ней познакомить.

Слайд 4.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий: часть 1 (сжатое изложение), часть 2 состоит из 13 заданий (2-14), часть 3 (сочинение-рассуждение).

Слайд 5.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится

3 часа 55 минут (235 минут).

Рассмотрим особенность выполнения заданий каждой части.

Слайд 6.

Уважаемые родители, вы все в годы учебы в школе писали изложения, и, конечно, имеете представление о таком виде письменной работы.

На слайде представлено задание части 1 в том виде, в котором оно будет в КИМах наших детей.

Первым заданием  ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Изложения дети пишут уже в начальных классах. А работу по формированию навыка компрессии (сжатия) текста учителя начинают с 5 класса. Таким образом, к концу 9 класса у учеников накоплен опыт написания и подробного, и сжатого изложения.

Слайд 7.

Сначала ученики прослушивают исходный текст. Текст читается 2 раза. Для воспроизведения текста изложения используется аудиозапись. Во время чтения текста учащимся разрешается делать записи в черновике.  Первое прочтение предполагает  осмысление текста, темп обычный, ребята помечают в черновиках абзацы. После второго прочтения ребята записывают текст в черновик, обозначают абзацы,  потом приступают к его сокращению, а затем излагают текст сжато в письменной форме. Сокращенный текст должен иметь не менее 70 слов. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (т. е. абзацное членение), потому что за правильное обозначение абзацев ученик получает 2 балла. Абзацев должно быть три.

В черновике изложения нужно подсчитать слова и записать их количество в конце изложения. Затем только переписать и обязательно проверить свое изложение на грамотность.

Подобная работа  учит   ребят  слушать и  слышать   текст, анализировать  его    содержание    и    лингвистические    компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать, что очень важно, собственный текст. Эти умения, я уверена, пригодятся им в жизни.

На протяжении всего экзамена учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями, которыми каждый ученик будет обеспечен в ППЭ.

Максимальный балл за первое задание – 7 баллов.

Слайд 8.

Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Каждое задание оценивается 1 баллом. Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста. Как правило, это отрывки из художественных произведений.

Нужно отметить, что тексты подобраны с учетом возрастных особенностей подростка. Эти тексты, конечно, в первую очередь, предназначены для выполнения заданий на экзамене. Но еще, что тоже очень важно, они несут в себе большой воспитательный потенциал: учат детей состраданию, чуткости, добру, любви к родителям, своей великой Родине… Всего не перечислишь.

Слайд 9.

На слайдах вы можете увидеть пример такого текста и составить хотя бы представление о его объеме. Где можно прочитать этот текст и подробно познакомиться со всем демонстрационном вариантом, я скажу чуть позже.

Слайд 10.

Выполняя задания 2 и 3 ученик выбирает один правильный ответ из четырех предложенных.

Чтобы выполнить задание № 2, нужно просто внимательно прочитать текст.

Вы можете в этом сами убедиться (читаю вопрос).

Задание 2.  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»

Согласитесь, чтобы ответить на этот вопрос, от учащихся не требуется особых лингвистических знаний, нужно просто внимательно прочитать текст.

1) Это были копии, а не настоящие документы.

2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.

3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память

о сыне.

4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.

Слайд 11.

В задании № 6 ученики должны разговорное слово заменить стилистически нейтральным, то есть таким, которое можно употребить в любом стиле. Попробуйте заменить слово разговорного стиля «пошушукались» (пошептались) стилистически нейтральным. Я уверена, что вы с легкостью выполните это задание. Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием…

Слайд 12.

Давайте попробуем выполнить с вами и следующее задание № 7. Нам нужно заменить ССЧ «деревянная шкатулка», построенное на основе согласование, синонимичным со связью управление. Это материал 8 класса, который повторяют дети на уроках в начале 9 класса. (Читаем и выполняем задание на слайде). Попробуйте в ССЧ «деревянная шкатулка», просто поменять слова местами, добавив предлог. Назовите получившееся словосочетание («шкатулка из дерева»).

Слайд 13.

Задания с 8 по 14 ориентированы на знание синтаксиса и пунктуации (правила постановки знаков препинания) простого и сложного предложения. Знания по этим темам для ребят самые свежие, так как изучаются в 8 и 9 классе. И есть среди них такие задания, которые вы, окончившие школу много лет назад, сейчас с легкостью, я уверена, сможете выполнить и заработать заветные баллы. Давайте попробуем?

Задание № 8. Выпишите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) предложения 23.

– Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

Ответ: Я отдам.

Задание № 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 45. Ответ запишите цифрой.

- Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила.

Ответ: 2.

Слайд 14.

Итак, мы подошли к 3 части экзаменационной работы.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который ребята

читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, наши ученики должны выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый

аргументированный ответ, то есть написать сочинение-рассуждение, объем которого не менее 70 слов. Максимальное количество баллов за это задание 9 баллов.  И здесь у ребят есть возможность выбора в соответствии с уровнем подготовки.

Слайды 15, 16.

На слайдах приведена формулировка заданий (15.1, 15.2 или 15.3) из демонстрационного варианта.

Следует иметь в виду, что при проверке заданий 1 и 15 (изложение и сочинение) отдельно оценивается грамотность их выполнения. За работу, написанную без грубых ошибок, ученики могут получить максимально 10 баллов.

Слайд 17.

Баллы, полученные учениками за выполненные задания, суммируются.

Таким образом, максимальное количество баллов за всю экзаменационную работу по русскому языку составляет 39 баллов. 

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по

пятибалльной шкале. Нужно стремиться выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. А для этого требуется систематическая подготовка.

Слайд 18.

Уважаемые родители, на следующем слайде представлены КИМы для подготовки к ОГЭ по русскому языку:

  1. «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016» под редакцией Н. А. Сениной.
  2. «Русский язык. Сочинение на ОГЭ». Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич.
  3. «Русский язык. ОГЭ-2016. Типовые тестовые задания».  Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.
  4. «Русский язык. ОГЭ-2016. Типовые тестовые задания». Егораева Г.Т.
  5. «Русский язык. ОГЭ-2016. Практикум. Подготовка к выполнению задания 15.3». Егораева Г.Т.
  6. «Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ-9». Симакова Е. С.

Вы, безусловно, приобрели для своих детей эти или другие пособия, и ребята пользуются ими как на уроках, так и при самостоятельной подготовке к экзамену. Посмотрите внимательно дома эти пособия, попробуйте вместе с детьми выполнить задания. Поверьте, это будет очень полезная и плодотворная совместная деятельность, которая еще больше вас сблизит. А, если это необходимо, то обратитесь за консультацией к своему учителю.

Слайд 19.

Также ученики под руководством своего учителя активно используют  цифровые  образовательные  ресурсы, Интернет - ресурсы, которые  эффективно   помогают  ребятам  в  подготовке  как  к  урокам,  так и к экзамену.

В  рамках  урока  в школах проводятся тренировочные  и диагностические работы в режиме on-line, эту работу предлагается ученикам выполнять и в домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и  часто обращаются к учителю за консультациями по поводу трудностей. Я предлагаю вам дома вместе с детьми пройти  тестирование по русскому языку и в режиме on-line и сразу же там посмотреть свои результаты.

Рекомендую вам прежде всего официальные сайты, которые представлены на слайдах (здесь вы тоже можете проконсультироваться со своим учителем):

  1. ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). Здесь вы можете познакомиться с демонстрационным вариантом.
  2. ГИА-9 (Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации).

Слайд 20.

  1. «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ».
  2. Капканы ЕГЭ и ГИА.

Слайд 21.

  1. Современный учительский портал.
  2. Грамота .ru.

Слайд 22.

  1. Персональные сайты учителей русского языка и литературы (Захарьиной Елены Алексеевны и Перовой Инессы Николаевны).

Вы убедитесь, что предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и  доступном  темпе.

Конечно, каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ОГЭ, родители тоже каждый по-своему помогают своим детям, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача  выпускниками    экзамена  по  русскому  языку,  но  и воспитание        личности,   уважительно   относящейся   к   родному   языку,  владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самими учащимися и  кропотливая деятельность вместе с учителем и родителями.

Слайд 23.

В конце отрезка школьной длительной дистанции,
Рубеж последний - государственную аттестацию,
На самом деле только первый на пути,
Желаю детям нашим с легкостью пройти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая презентация  "Система  подготовки к ЕГЭ по русскому языку" предназначена  учителям русского языка. В нем указаны основные цели по  тематическим  разделам.Надеюсь,...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

1. Принципы повторения2. Содержательные блоки...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классах

Система подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классах...

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классах

Система подготовки к ГИА (ОГЭ) по русскому языку...

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Статья посвящена вопросам системы подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе...