Проблема взаимоотношений родителей и детей (с презентацией)
методическая разработка (6 класс) на тему

Сегодня у подростков больше проблем, чем 10-15 лет назад.Какие времена ни были, какие события ни происходили, ребёнок-это самая большая ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_vzaimootnosheniy_detey_i_podrostkov.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема взаимоотношений детей и подростков

(родительское собрание)

Разработала: социальный педагог

Малых Наталия Васильевна

ГОУ «Красночикойская СОШ№2»

Здравствуйте!  Я благодарю вас за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить своё настроение и самочувствие сейчас.

Начнём с меня. У меня сейчас переменная облачность, повышенное атмосферное давление. Осадков не наблюдается. …

Ну а теперь давайте улыбнёмся друг другу и начнём беседу на тему «Проблема взаимоотношений родителей и детей.» (1 слайд)

Я хочу начать сегодняшний разговор с притчи о родителях и детях.

      Однажды к мудрецу пришел человек.- Ты мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце? Мудрец сказал.- Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей. На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:- Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования.- Что же она сказала тебе: - спросил мудрец.- Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

I.Сегодня у подростков больше проблем, чем 10—15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс!

Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать! себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок — это самая большая ценность. Обращение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.

(слайд 2, 3)

  • Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками.
  • Ориентация со взрослых на сверстников;
  • Внешние проявления коммуникативного поведения противоречивы:

С одной стороны, стремление быть такими же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой.

  • Страстное  желание иметь «друга на всю жизнь» с лихорадочной сменой приятелей.
  • Главное значение получаемых в школе отметок – возможность занять более высокое положение в классе; если такое положение можно занять за счет проявления других качеств – ценность отметок падает.
  • Учителя подросток воспринимает через призму общественного мнения класса.
  • Стремление завоевать авторитет у сверстников и взрослых.
  • Реакция эмансипации
  • Подростки становятся эгоистичными, считают себя центром вселенной, но всегда готовы на преданность и самопожертвование.
  • Иногда их поведение грубо и бесцеремонно, но сами они очень ранимы.
  • Демонстративность поведения;
  • Стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости;
  • Самоутверждение через одежду и другие материальные ценности;
  • Подавление других;
  • Интеллектуальное утверждение.
  • При частых конфликтах по поводу повседневных привычек
  •  ( одежды, времени отсутствия дома, с низкой успеваемостью, не сделанными уроками и т.д.)
  • При повышении голоса до крика, при оскорблениях ребенка, унижение в присутствии значимых ему людей;

Как пережить подростковый кризис?

(слайды 4-5)

В классе было проведено анонимное анкетирование «Почему дети лгут?». И вот какие получили результаты.

(анкетирование)

(6-13 слайды)

С чего всё начинается?          

   1 причина обмана -  СТРАХ 

  • Огорчить, разочаровать родителей
  • Потерять любовь самого близкого человека (мамы, папы, бабушки, дедушки)
  • Страх быть наказанными
  • Осужденными, отвергнутыми мамой, папой
  • Считают, что правда может уронить их в глазах важных людей

2 причина обмана     ПОТРЕБНОСТЬ В БОЛЬШЕЙ АВТОНОМИИ 

  • В детстве «секретики», дальше секреты, которые доверяются только избранным людям

3 причина обмана – РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Ребенок с помощью фантазий расширяет пределы своих возможностей

4 причина обмана – РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

  • Ребенок осваивает навыки лжи
  • Методом проб и ошибок он «на родителях» оттачивает навыки вранья, а уже потом несет их «в мир»

Ребенок не рождается вруном! У ребенка в 12 – 13 лет уже много тайн и секретов, которыми не очень-то и поделишься с родителями

Не нужно стращать чадо, что любая ложь когда-нибудь да раскроется (вы прекрасно знаете, что не любая, и они тоже это знают)

Следовательно, пытаясь отучить ребенка от вранья, вы сами ему врёте

Что же дальше?

  • если родительская позиция «нельзя» становится доминирующей, когда запреты не объясняются, а значит, не понимаются и не принимаются ребёнком, подросток прибегает ко лжи
  • Он стремится добыть нечто, что иначе не получишь
  • Хочет сохранить свой внутренний мир в неприкосновенности
  • Страшится унижения

Старается защитить товарищей

  • Настоящая борьба с ложью начинается, когда ребёнок вступает в подростковый возраст
  • Чем старше ребёнок, тем шире круг общения
  • Родители чувствуют, как нить контроля ускользает из их рук
  • Пугает то, что ребёнок скрывая правду, может попасть в дурную компанию
  • Но вместо того, чтобы перестроить отношения, родители пытаются жестче «закрутить гайки»
  • Чаще всего подростки врут от безысходности и невозможности достичь желаемой цели «мирным путём»
  • Чем более доверительные отношения между родителями и подростком, тем меньше у него причин обманывать
  • Дружба становится главной в их жизни
  • Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди
  • Если родители не понимают этого и продолжают вести с подростковой дружбой войну, то они нередко проигрывают
  • Для подростка очень важно многое делать так, как сверстники
  • Но такое поведение нередко отличается от того, что ждут от него родители
  • Решая для себя этот – очень серьёзный и сложный! – конфликт, подросток ведёт себя так, как хотят сверстники, но боясь наказания (или не желая огорчать родителей, или желая избежать надоевших разговоров) он обманывает взрослых 

Страх перед наказанием

Явным признаком педагогического бессилия является использование в семье таких недопустимых средств воспитания, как:

  •  запугивание
  •  угрозы
  • наказание физическим трудом
  • словесные оскорбления
  • Физические наказания
  • Последствием физических наказаний является трусость, покорность, бессердечие, озлобленность, лицемерие и жестокость
  • Страх неприятен, поэтому, чтобы избежать страха, подросток начинает лгать

Недостаток внимания

  • Ребёнок хочет вырасти хорошим человеком, а для этого ему как растению, нужен солнечный свет, тепло, регулярный полив и всяческие «удобрения» от слова «добро»

(14-19 слайды)

Упражнение «Помоги беде»

Цель: формирование позитивного отношения к любому поступку ребенка.

Инструкция. Участники делятся на пары, в которой один – родитель, второй – ребенок. Ребенок сообщает родителю какую-то свою неудачу, родитель пытается успокоить и настроить на позитив.

- удалось ли успокоить ребенка и найти выход из ситуации;

- кому в данной ситуации было труднее.

- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

(20-22 слайды)

Правила.

(вывешиваются поочередно на доске)

1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

2. Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

4. Дайте свободу.

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

5. Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

6. Уступает тот, кто умнее.

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

7. Не надо обижать.

Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:

Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).

Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)

Ограничение должно быть выполнимым.

Погружение в детство.
"Расслабьте руки, ноги, закройте глаза. Вам дышится ровно, спокойно. Прислушайтесь к своему сердцу - оно бьется четко, равномерно … Вам тепло и спокойно".
Представьте себя в детстве, возраста вашего ребенка.
Вы находитесь в квартире вместе с родителями. Вечер. Оглянитесь, что вас окружает и кто рядом с вами? Чем вы занимаетесь? Чем занимаются родители?
Мама сказала, что пора спать. Вам спать совсем не хочется. Но почему? Вы бредете в свою комнату, берете свою старую любимую игрушку и ложитесь в кровать. Какое сейчас у вас настроение? Прислушиваетесь ли к звукам из соседней комнаты? Что вы слышите?
Но сон победил и вы погружаетесь в свои детские сноведения и грезы.
А сейчас вам нужно вернуться, возьмите с собой все то, что вы чувствовали, видели и слышали.
(Рефлексия по кругу с анализом деталей).

Социальный педагог: Расскажите, что Вы чувствовали?

Даже усилием воли вам не удалось погрузиться вам не удалось погрузиться в возраст вашего ребёнка. Вспомнить те чувства, эмоции, которые Вас охватывали? Можно ли предположить, что о состоянии вашего ребёнка, мы можем только догадываться и фантазировать?

Было проведено ещё одно анонимное анкетирование. Был использован метод незаконченных предложений.

(анкетирование)

(23-27 слайды)

Родительское собрание хотела бы закончить притчей

Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон». Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял все свободное место и все закрыл. Еще раз спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрый человек кружку, полную воды и вылил ее в кувшин до последней капли. Засмеялись ученики, видя все это.

Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное...

До свидания!!!

Памятка для родителей

1. Старайтесь говорить открыто и откровенно со своим ребенком на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4. Будьте открыты для общения с ребенком. Даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об этом.

5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10. Старайтесь всеми и возможными средствами защитить своего ребенка, если он в этом нуждается.

11. В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

12. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.

13. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношение родителей и детей

Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками....

Родительское собрание "Взаимоотношения родителей и детей"

Одно из главных условий  взаимопонимания между родителями и детьми  - возможность ребенка чувствовать поддержку своих родителей и знать, что они его принимают вне зависимости от того, ...

Мудрые мысли о взаимоотношениях родителей и детей.

Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.Карл Густав Юнг. Ребенок, окруженны...

Конспект урока-игры "Моя семья и я.Проблемы взаимоотношений взрослых и детей"

Конспект урока-игры "Моя семья и я.Проблемы взаимоотношений взрослых и детей"...

. Классный час« Семья. Взаимоотношения родителей и детей»

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе. Сократ...

Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"

На родительском собрании  применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...