Консультация для родителей "Маленький помощник: домашние дела для развития"
методическая разработка

Кичкайло Екатерина Владимировна
Маленький помощник: домашние дела для развития  
    Домашняя работа 
 Если вы считаете, что домашние дела и маленький ребёнок несовместимы, то вы сильно ошибаетесь. 
 Чтобы понять, как легко и просто объяснить малышу, что такое домашние дела, достаточно вспомнить предметы, с которыми любит играть ребёнок. Новые игрушки занимают его некоторое время, но быстро надоедают. А вот настоящие кухонные приборы или строительные инструменты всегда вызывают жгучий интерес. Это и нужно использовать, чтобы приучить ребёнка к труду. 
 О том, как труд влияет на общее развитие ребёнка, написано множество научных работ, которые только подтверждают факты, известные многим поколениям: чем раньше малыш начнёт приобщаться к делам, тем легче ему будет работать. Марти Россман, исследователь из Университета Миннесоты, собирал данные на протяжении долгих лет, сравнивая развитие детей, которые занимались домашними делами, и детей, которых родители оберегали от такого труда. Оказалось, что став взрослыми, дети из первой группы лучше справлялись с работой, быстрее строили карьеру и намного теплее общались со своими семьями и друзьями. Из этого можно сделать вывод, что привлечение детей к труду — это необходимый вклад в их будущий успех. 
    Настоящие навыки и умения 
 Права и обязанности ребёнка в семье нужны не только для воспитания социальных навыков и приобщения к труду. Для малышей любое дело — это способ развития навыков и умений. 
 В нашем списке присутствуют домашние дела, к которым можно и нужно приобщать детей после первого года жизни. Чем старше ребёнок, тем более сложные вещи можно ему предложить. 
 Что делать: приносить вещи или класть игрушку на своё место. Малыши, которые прочно держатся на ногах и могут удержать в руках игрушку или предмет, уже способны выполнить простые задания. Главное, что должны помнить родители, когда просят малыша принести или отнести что-либо, — правильная формулировка. Максимально подробно и конкретно объясните малышу, что именно и куда он должен положить. В одной просьбе должно содержаться только одно действие, не говорите ребёнку выполнить несколько задний подряд. 
 Чем помогает: развивает способности к концентрации, память и внимание, потому что ребёнок должен запомнить и выполнить просьбу. 
 Что делать: убирать игрушки перед сном в коробку или ящик. Когда малыши освоили простые просьбы, пора переводить их на регулярные рельсы. То есть попросить ребёнка самостоятельно убрать все игрушки в коробку. Сразу у него это не получится, потребуется помощь родителей. Возможно, что приобщение к ежевечерней уборке займёт много месяцев, но они того стоят. 
 Чем помогает: развивает мелкую моторику, дисциплинирует ребёнка, учит его самостоятельности. Поиск и сбор игрушек в комнате здорово тренируют внимание и память. Кроме того, обязательная уборка игрушек на свои места перед сном становится частью ритуала, который помогает настроиться на сон. 
Что делать: готовить еду. Да, ребёнок тоже может приготовить себе завтрак, если он уже научился переливать воду из одного сосуда в другой. Дайте малышу шанс самостоятельно насыпать в тарелку хлопья и залить их молоком. Попросите малыша помочь приготовить горячие бутерброды: пусть кладёт на хлеб ингредиенты в нужной последовательности. 
 Чем помогает: очевидные плюсы такого подхода к питанию, конечно, относятся к развитию мелкой моторики рук и к внимательности. А приготовленные ребёнком блюда, которые похвалила семья, подарят малышу уверенность и поднимут самооценку. 
 Что делать: мыть посуду. В три года малыши достаточно выросли, чтобы показать им, как правильно мыть посуду. Поставьте ребёнка на твёрдую поверхность перед раковиной. Дайте самостоятельно налить чистящее средство на губку и намылить несколько тарелок (разумеется, для такого случая посуда должна быть небьющейся). 
 Чем помогает: влияет на развитие мелкой моторики. Ребёнку приходится удерживать скользкую от воды посуду, водить по ней губкой, брать бутылку со средством для мытья посуды и добавлять больше пены! Столько тактильных ощущений в одном занятии. 
 Что делать: пылесосить. Ответ на вопрос о том, когда можно давать ребенку в руки пылесос, зависит от размеров и тяжести вашего аппарата. Хотя это в целом тяжёлое занятие, дети очень любят поработать шумящей щёткой. 
 Чем помогает: в первую очередь, это полезно для физического развития. Если стараться и пылесосить по-настоящему, прилагая усилия, то получится неплохая разминка для мышц всего тела.   
  Как учить ребёнка выполнять домашние дела  Чтобы научить ребёнка выполнять домашние дела, следуйте некоторым правилам: 
  • 1. Ничего не просите и не давайте никаких заданий, пока не объясните, как что делается
  • 2. Одних объяснений мало. Чтобы ребёнок хорошо понял, что вы хотите, покажите ему правильный вариант.
  • 3. Не отказывайтесь от своих требований. Если вы решили, что хотите научить ребёнка правильно справляться с домашними хлопотами, то одну и ту же просьбы придётся повторять несколько раз в неделю.
  • 4. Учите сказки и потешки, с которыми любое дело пойдёт веселей.
  • 5. Обращайтесь к малышу вежливо, и не забывайте волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо».    
   Чего делать нельзя  
   Домашние дела для детей остаются, в первую очередь, занимательной игрой. Они дают возможность малышам почувствовать себя взрослыми и важными, ведь они делают то же самое, что мама и папа! Этот настрой и нужно суметь сохранить. Игры, связанные с трудом, помогают в этом непростом деле. 
 Чтобы раннее приобщение малыша к домашним хлопотам не вызывало у него негативной реакции, родителям нужно следить за своим поведением. Чем чаще вы повторяете, сами того не замечая, как не любите уборки или стирку, тем лучшие ребёнок запоминает, какие занятия нужно считать скучными и тяжёлыми. Конечно, вы вряд ли будете довольны результатами детской работы, особенно на первых порах. Но никогда не переделывайте работу за малышом на его глазах! Ребёнок должен быть уверен, что у него всё получилось, что он внёс свой большой вклад в жизнь семьи. 
  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Домашние животные" по развитию речи для детей билингвистов

Активизация словарного запаса в рамках лексической темы "Домашние животные"...

Тема "Домашние дела"

Презентация составлена к учебнику М.З.Биболетовой для 4 класса....

Конспект урока «Домашние птицы - индюк» Развитие речи, 4 класс для детей с умственной отсталостью

laquo;Домашние птицы - индюк» Развитие речи, 4 класс для детей с умственной отсталостью...

статья "Учебник как помощник мотивации учения и развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"

В формировании  мотивации учения и активной мыслительной деятельности учащихся на уроках  математики  не последнюю роль играет учебник...

Консультация "Театрализованные игры в домашних условиях"

Консультация учителя-логопеда для родителей. О том, как можно использовать простейшую театрализованную деятельность в условиях домашних занятий....

Домашняя игротека по развитию речи (презентация)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...