Методические рекомендации на теме: «Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи звуко-слоговому анализу синтезу»
методическая разработка на тему

Шавлова Наталия Васильевна

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим, - это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации на теме:
«Обучение детей с тяжелыми
нарушениями речи звуко-слоговому анализу синтезу»


Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим, - это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Для того, чтобы иметь возможность грамотно писать и читать в школе, детям необходимо сознательно овладеть звуко-слоговым анализом слова. Установлено, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии сталкиваются со специфическими стойкими нарушениям письма и чтения. А именно: пропуски и перестановки букв и слогов в слове; слитно пишут предлоги; добавляют целые слоги или пишут раздельно целое слово и другие. При чтении: побуквенно угадывающее чтение; непонимание прочитанного; замена букв, слогов. Чтобы этих ошибок избежать, нужно серьезно отнестись к решению этой коррекционной задачи.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов - один из самых трудных и значимых этапов коррекционной работы с детьми. А если учесть, что для наших детей характерна отвлекаемость, понижена наблюдательность к языковом явлениям, плохое запоминание речевого материала, снижен объем внимания и работоспособности, недостаточно развито фонематическое восприятие, нарушена лексико-грамматическая сторона речи, то нам с вами с двойным усердием нужно работать над решением этой задачи. Для того, чтобы в школе они не испытывали затруднений в обучение грамотно писать и читать.
Сейчас мыс вами перейдем к практическому освоению этой коррекционной задачи.
Сначала постараемся дать определение звуку. Что такое звук? Сам по себе звук что-то обозначает? Если заменить хотя бы один звук в слове, мы не узнаем слово. Поэтому важно научить ребенка вслушиваться в свою и обращенную к нему речь (слушать и слышать других).
Поскольку мыслительные задачи у детей решаются с преобладающей ролью внешних средств, конечно наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому в работе я использую символы, с помощью которых дети зрительно могу представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, предложение и научиться работать с ними. Знакомство с речевыми звуками начинается с гласных звуков, так как они легко произносятся всеми детьми и четко прослушиваются в ударных позициях. Итак, схема знакомства с гласными такова:
Первоначально выделяем ударный гласный в начале слова.
Взрослый произносит слово утрировано, выделяя звук [а] (аист). Затем произносится вместе с ребенком, с опорой на зрительный образ. Какой звук тянется дольше других? Выделенный звук произносится взрослым, а затем ребенком громко, тихо.
Звук [а] называется гласным, его можно петь и тянуть. Гласные звуки будем обозначать красным цветом у каждого звука свой соответствующий символ.
Затем гласный звук [а] выделяем из ряда звуков.
Можно дать такие задания:
хлопните в ладоши, если услышите звук [а]; подними светофор или символ звука.
Далее гласный звук [а] выделяют из слогов.
Следующие, это выделение звука в словах с опорой на картинки.
Давайте посмотрим, что здесь нарисовано? (Перечисляют, выделяя каждый звук).
Назови картинки, которые начинаются со звука [а]. Придумать слова, которые начинаются со звука [а].
Далее знакомим с буквой А:
Произносим звук [а]. Что произнесли? (Звук).  А вот буква, которая обозначает звук [а]. Что такое буква? (То, что мы видим и пишем). На что похожа буква А? Рассмотреть, обвести контур, раскрасить, выложить с помощью палочек, прорисовать в воздухе.
Соотносить звук с буквой. Для этого можно использовать картинки с данного звука.
После того, как дети познакомятся с двумя гласными звуками можно давать следующие задания:
Произнести два гласных звука [АУ]. Какой первый звук? [а]- кладем символ звука.

Какой второй звук? [у]- кладем символ звука.  Сколько всего звуков произнесли?
Следующий этап усвоения гласных - это выделение гласных звуков в односложных словах (дом, мак, суп, сок и т.д.).
Все также звук выделяем голосом и завершаем этап усвоения гласных звуков-выделением гласных звуков из конца слова.
Знакомство с согласными происходит в следующей последовательности.
Сначала выделяем согласный из конца слова. Показываю картинку. Дети ловят звук, развивается мелкая моторика рук.
Какой звук слышится в конце слова? (мак и т. д.). Звук [К] можно петь? (Нет, его нельзя петь и тянуть-это согласный звук). Он может быть твердым и может быть мягким. Послушайте:[К], [К’]. Я скажу твердый звук, а ты мягкий. Дети отбирают картинки с твердыми и мягкими звуками.
Приложите ладони к ушам, и произнесите звук [К]. Звенит голосок или нет? А теперь, приложите ладонь к горлу и произнесите звук [К]. Дрожит горлышко или нет? Значит, звук [К] глухой, потому что голосок спит, а не звенит.
Далее согласные звуки выделяем из начала слова (кот, каток, и т. д.)
И заканчивается этап выделения согласного звука в середине слова.
Если ребенок хорошо выделяет звуки, можно дать и с двумя согласными звуками в таких словах, как например кукла.
При выделении звука обязательно даем его характеристику: звук согласный, твердый или мягкий; глухой или звонкий.
Для наглядного определения места звука в слове (начало, середина, конец) мы используем специальные карточки-схемы (ласточка, рыбка, грибок).  В домашних условиях можно использовать просто вот такую линейку (показ).
Вы назовете слова на любой пройденный согласный звук, а ребенок должен определить место звука в слове. Хорошо бы иметь картинки. Попросите ребенка дать характеристику звуку, если потребуется, сделайте это совместно.
Так постепенно мы переходим к слогу.
Слог - это часть слова, в котором два или больше звуков. В слоге обязательно должен быть гласный звук. Анализируем слоги так:
- Произносим сначала закрытый слог (из пройденных звуков). Например: АК- сколько звуков я сказала? (Два). - Какой первый звук? [а] (Гласный). Какой сигнал положим? (Красный). Какой второй звук? [к]. Какой это звук - согласный, твердый. Какой сигнал положим? (Синий).
А теперь давайте подберем букву.
Какой у нас звук первый? [а] Какую букву положим? А.
-А второй какой звук? [к] Какую букву положим? К. Попробуем прочитать. Запишем в тетрадь. (Письмо-это перевод звуков в буквы, а чтение-это умение переводить письменные знаки в звуки).
После того, как дети научились анализировать слоги, переходим к анализу односложных слов типа - мак.
Это делаем так: показываем картинку.
Что это? (мак). Что вы произнесли? (Слово). Будем обозначать слово синей полоской.
Сколько гласных в слове мак? (Один).  Значит один слог, потому что мы знаем правило. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Какой первый звук в слове кот? [м] – согласный, звонкий, твердый.
Второй звук [а] – гласный.
Третий звук [к] - согласный, глухой, твердый.
Выкладываем символы звуков или квадраты соответствующего цвета, используем буквы:
Первый звук [м] Какую букву положим? М.
Второй звук [а]. Какую букву положим? А.
Третий звук [к]. Какую букву положим? К.
Читаем слово и записываем сначала по образцу.
Следующий этап в работе – составление схем слова с двумя согласными в начале (стол, стул). Потом разбираем слова из 2-х слогов, из 3-х. Подбираем слова к схеме.

                             В заключение у меня есть несколько рекомендаций:
1. Не загружайте детей длительными и скучными занятиями дома, а максимально используйте для решения все тех же коррекционных задач бытовую деятельность.
2. Чаще хвалите своих детей. Никогда не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами другого.
3. Чтобы решить все коррекционные задачи, предусмотренные программой мы должны работать в тесном контакте.
                       Закончить свои реколмендации мне хочется такими словами:

 «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – я научусь».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»

Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и  восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.  Развитие синтаксической...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

Статья "Трудности обучения черчению детей с тяжелыми нарушениями речи"

В данной статье рассмотрены трудности обучения черчению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проанализированы характерные особенности детей с ТНР.  Выявлена и обоснована необходимость примене...

Поурочные разработки по литературе ( 6 кл, 4 четв. в рамках дистанционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи)

Данный материал поможет коллегам из речевой школы подготовиться к дистанционным урокам ( в случае ЧС). В разработках также есть ссылки на видеоуроки РЭШ....

Поурочные разработки по литературе ( 5 кл, 4 четв. в рамках дистанционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи)

В помощь учителю литературы 5 кл (4 четверть) в рамках дистанционного обучения...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...